Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результатов социолингвистического анкетирования



2020-03-19 334 Обсуждений (0)
Анализ результатов социолингвистического анкетирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Интересно посмотреть, как информантами определяется само понятие «комплимент» (в скобках указан возраст информанта).

Комплимент в понимании информантов женского пола:

наиболее частотной лексемой в определение комплимента является лексема «приятные» (в 27 анкетах):

«приятные слова, фразы, сказанные собеседнику»/ «добрые; приятные слова, подчеркивающие достоинства собеседника»/ «высказывание, направленное на то, чтобы сделать приятное собеседнику, расположить его к себе»/ «приятные, любезные слова, выражающие отношение, чувства к какому- либо человеку»/ «приятные, указывающие на положительные черты собеседника, слова»/ «слова уважения, делающие человеку приятное»/ «поощрительное замечание, поощрение какого-либо качества, внешности человека, с целью сделать ему приятное».

Определения, содержащие лексему «лестные», встречаются в анкетах 6 раз:

выражение восхищения, иногда лестное, неискреннее – 2(20,24года);

любезные, приятные слова, лестный отзыв – 2(18,20);

«слова и выражения, несколько преувеличивающие реальные положительные качества человека, направленные на то, чтобы сделать человеку приятное» (32 года);

 «откровенное или неоткровенное (лесть) выражение симпатии» (29 лет);

Заметим, что ни одна из представительниц женского пола не считает комплимент абсолютной лестью.

Комплимент в понимании информантов мужского пола:

Приятные фразы, высказывания в адрес собеседника (встречается всего лишь 9 раз);

Остальные определения более разнообразны, чем у лиц женского пола:

«Одобрение поступка» (45 лет)/ «Похвальные слова» (21)/ «Словесное выражение восхищения человеком» (38)/ «Словесное поощрение собеседника в чём-либо» (46)/ «Выражение чувств к определённому человеку» - 3(20,23,30)/ «Благодарность, приятное пожелание» (45)/ «Связка слов, которая выражает расположение двух или более собеседников» (21)/ «Способ описания человека, способ выражения симпатии» (17)/ «Выражение чувств и определённого мнения о человеке» (23)/ «Выражение мнения о человеке» (45)/ «Слова, содержащие позитивное отношение к человеку, которому они адресованы» (17)/ «Выражение, подчёркивающее положительные стороны собеседника» (35)/ «Подчёркивание положительных качеств человека» (20)/ «Подчёркивание отличительных особенностей, хороших качеств человека» (20)/ «Признание каких-либо качеств, присущих личности» (24)/ «Обращение ласковыми словами в адрес собеседника, друга, знакомых» (34)/ «Приятно сказанные слова, уважительное отношение и поднятие внутренней самооценки другого человека» (35)/ «Слова, словосочетания или предложения, несущие в себе хвальбу, восхищения и т.д., либо ложь (лесть)» (30)/ «Слова, приятно радующие человека, которому они говорятся, зачастую это - ложь» (21)/ «Лесть» - (17,20)/ «То, что вы говорите, когда не знаете, что сказать» - (22).

Видим, что мужчины глубже понимают понятие «комплимент», вкладывают в него более серьёзные моменты (одобрение поступка, мнение о человеке, признание качеств, присущих личности и др.).

Обратим внимание, что есть 2 примера определения комплимента просто как лесть.

Из этих примеров определения понятия комплимент, можно сделать вывод, что главной целью человека, говорящего комплимент, является поднятие эмоционального состояния адресата, расположение его к себе.

Основной задачей анкетирования является определение того, как часто комплимент употребляется в современной речевой культуре. Решить поставленную задачу нам помогут ответы испытуемых на вопросы:

· Часто ли Вы говорите комплименты?

· Часто ли Вы слышите комплименты в свой адрес?

1. Зависимость частотности комплимента от «пола», «возраста», «специальности»:

Как часто комплименты говорите вы? (Таблица №1):

Соотношение ответов «часто» (все варианты) с ответами «редко» составляет 20 к 15 у лиц женского пола и 12 к 21 у лиц мужского пола. Видим, что комплимент как жанр речевого этикета чаще употребляется женщинами и девушками, что можно объяснить гибкостью ума женщин и их эмоциональной открытостью.

Из таблицы видно, что комплимент женщинами с высшим образованием говорится из 7 случаев «часто» 4 раза, «редко» 3. У мужчин это соотношение 1 к 7. Это связано, на наш взгляд, с объективностью мужчин в плане оценки тех или иных качеств.

Употребление комплиментов женщинами и девушками происходит практически равномерно во все возрасты, взятых нами для анализа («часто» от 17 до 45, «редко» от 16 до 44). Но всё-таки ответы «часто» в большинстве случаев звучали от информантов в возрасте 20-25 лет.

Можно заметить, что информантки с гуманитарными специальностями говорят комплименты чаще, чем с естественно-техническими.

У информантов мужского пола ответы «часто» звучали от 17 до 38 лет, ответы «редко» от 17 до 46. Причём «часто» из 12 случаев 9 раз является ответом от 17 до 23-летних молодых людей. «Редко» говорят комплименты, наряду с молодыми людьми 17-24 лет, испытуемые мужчины 33-46 лет. Думаем, что связано это с тем, что мужчины более логичны, менее открыты, чем женщины.

Обратим внимание, что мужчины с высшим образованием говорят комплименты реже мужчин со средним образованием.

Отметим, что мужчины дважды указали на то, что они вообще не говорят комплименты, у женщин такой показатель отсутствует.

Как часто говорят комплименты вам? (Таблица №2):

Употребление комплиментов в адрес женщин и девушек в цифрах выглядит так: «часто» 22(от 17 до 44) – «редко» 13(от 16 до 44), у мужчин 13(от 17 до 45 лет) против 21(от 17 до 46 лет).

Учитывая данные из первой таблицы, можно сказать, что комплименты женщинам наравне с мужчинами говорят сами женщины. Это можно объяснить либо завышенностью самооценок информантов женского пола, которым хотелось бы слышать комплименты чаще, чем это есть на самом деле, либо объективностью мужчин на реальные достоинства лиц противоположного пола, или же особенностями их склада ума.

Анализируя этот критерий, мы не считаем необходимым выявлять связь употребления комплиментов в адрес информантов с социально значимыми факторами.

2. Зависимость адресата комплимента от факторов «пол», «возраст», «специальность» (Таблица №3):

Из таблицы видим, что самыми частотными адресатами являются близкие (21 против 19) и друзья (12 у женщин и девушек и 5 у мужчин), этой категории людей говорят комплименты в разные возрасты. Так же частотным адресатом называют информанты вообще всех, тех, кому хочется сделать приятное (возраст таких информантов колеблется от 17 до 29 лет).

Комплименты коллегам говорят и мужчины и женщины уже в достаточно зрелом возрасте (от 28 лет), в основном со средним образованием и с негуманитарной специальностью.

Друзьям и подругам говорят комплименты девушки от 18 до 26 лет, молодые люди от 20 до 23 лет.

Незнакомым девушкам мужчины говорят комплименты в возрасте от 18 до 46, т.е. в любом возрасте, но заметим, что таких информантов немного.

3. Связь направленности комплимента с факторами «пол», «возраст», «специальность» (Таблица №4):

Тематика комплиментов в зависимости от пола не имеет особых различий. Комплименты в основном направлены на внешность: 24(от 17 до 44 лет) раза у информантов женского пола и 18(от 17 до 45 лет) раз у мужского. Однако у информантов женского пола мы наблюдаем комплименты, направленные на умственные способности (от 17 до 44), внутренние качества (от 18 до 44), поступки (от 23 до32), приготовление еды (мужу), такие комплименты говорят и мужчины, но в гораздо меньшем количестве: ум, способности 3 раза по сравнению с «женскими» 9, внутренние качества 3 раза против 10, поступки (3 к 2), приготовление еды (2(женщины 28 и 29 лет) к 2(мужчины 35 лет)) Такая направленность как «успех» соотносится 1(ж) к 2(м), адресованы эти комплименты ученикам (ж, м) и своему ребёнку «за успехи в становлении» (м, 35 лет).

 Такая направленность как «деловые качества» отмечена у женщины 33 лет, со средним образованием и гуманитарной специальностью.

В отличие от мужчин, женщины обращают внимание на одежду (2\17,25).



2020-03-19 334 Обсуждений (0)
Анализ результатов социолингвистического анкетирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результатов социолингвистического анкетирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)