Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика проведения анкетирования



2020-03-19 310 Обсуждений (0)
Методика проведения анкетирования 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Задачи анкетирования

При помощи эксперимента лингвист определяет гносеологическую ценность своей теории. Исходя из этого, задачи проводимого анкетирования можно определить следующим образом:

1) Выявить, насколько комплимент как речевой жанр частотен в современном обществе; определить зависимость частотности комплимента от биологических и социальных факторов (пол, возраст, образование, специальность);

2) Определить, как понимается термин «комплимент» информантами, выяснить отношение информантов к комплименту, выявить связь того или иного понимания с социальными и биологическими факторами;

3) Рассмотреть особенности употребления комплимента (кому он адресован, на что направлен) информантами, дифференцированных по биологическим и социальным факторам.

2. Материалы исследования

Материалом для исследования послужили ответы информантов на заданные в анкете вопросы.

В связи с поставленными задачами вопросы анкеты сформулированы так:

· Дайте определение: комплимент – это...

· Доверяете ли Вы комплиментам или считаете их просто лестью?

· Часто ли Вы говорите комплименты? Какие?

· Кому Вы говорите комплименты?

· Самый удачный Ваш комплимент?

· Часто ли Вы слышите комплименты в свой адрес?

· Как Вы реагируете на комплимент?

· Самый запоминающийся комплимент, который Вы слышали в свой адрес?

С социолингвистической точки зрения, важны такие социальные признаки анкетируемых как возраст, образование, специальность, пол, место рождения, место проживания, поэтому в начало анкеты поставлены эти пункты.

Материалом для исследования послужили заполненные информантами анкеты в количестве 70 штук (35 анкет, заполненных лицами женского пола, и 35 анкет, заполненных лицами мужского пола, в возрасте от 17 до 45 лет).

3. Отбор испытуемых

Одной из сложнейших проблем, связанных с проведением лингвистического эксперимента, является проблема отбора испытуемых при формировании репрезентативной выборки информантов.

Отметим, что, по мнению ряда российских социолингвистов (Крысин 1989, Ерофеева 1991, Русский язык по данным массового обследования 1974), такие факторы как пол, специальность, место рождения и проживания, образование, являются лингвистически значимыми для русского языка, т.е. влияние данных страт проявляется практически на всех языковых уровнях.

Исходя из этого, выборка информантов для данного исследования формировалась с учётом следующих социальных и биологических факторов: возраст, образование, специальность, пол, место рождение и место проживания.

Рассмотрим факторы, а также их градации, по которым были отобраны испытуемые.

Место рождения и место проживания, которые признаются важными при формировании социально-языковых характеристик, связанных с территориальным варьированием языка (Ерофеева 1991, Крысин 1989), были изначально заданы в нашем эксперименте – это г. Екатеринбург и Свердловская область.

Фактор образование в анкетировании имеет две градации: высшее и среднее. Критерий, на основании которого выделены эти градации, - владение литературным языком.

Речь людей со средним и средним специальным образованием значительно отличается по многим параметрам от литературной речи, но и лиц, имеющих высшее образование, не всегда можно отнести к носителям литературного языка. Отметим, что обучение в вузе, где обязательна работа со всеми видами речи, без сомнения, оказывает влияние на овладение литературным языком.

Поскольку фактор пол является биологическим феноменом, то у него выделяется всего две градации признака: мужской пол и женский пол. Однако укажем, что представителем такого направления лингвистики, как гендерная лингвистика, противопоставляют понятия «sex» (биологический пол) и «gender» (социально обусловленные характеристики личности). В современной науке пол принято рассматривать как многокомпонентный социокультурный феномен, поэтому оправданным считается введение термина гендер в лингвистическое описание.

В социо- и психолингвистике традиционной является дифференциация испытуемых по возрасту. Трудность здесь связана с тем, что возраст – это непрерывный признак и, следовательно, испытуемых нужно разделить на отдельные возрастные группы. Нижняя возрастная граница информантов – 17 лет, верхняя – ограничивается средним возрастом. Нижнюю границу можно определить как время поступления в вузы, в специальные профессиональные учебные заведения и время начала самостоятельной жизни, а верхняя граница определяется пиком активной жизни взрослого человека.

Речевое поведение индивида зависит также от такого социального фактора как специальность. В нашей работе фактор специальность имеет две градации: гуманитарная и негуманитарная. Определяющей является связь человека со словом: люди гуманитарных специальностей, работающие в социальной и культурной сферах, больше связаны со словом, а следовательно, обладают тонким его знанием, имеют чаще образное мышление, способны к метафоризации; люди, изучающие природу (естественнонаучные специальности), связаны созданием техники, работающие в промышленности (технические специальности) имеют аналитический склад ума и менее образно мыслят. Среди информантов с гуманитарным характером профессии в нашем эксперименте оказались учителя русского языка и литературы, воспитатели; группу испытуемых с естественно-техническими специальностями составили электрики, монтёры, товароведы, медицинские работники и др.

Таким образом, в проведенном исследовании нашли свое отражение все наиболее существенные социальные и биологические факторы: место рождения и проживания, возраст, образование, специальность, пол.

Результаты исследования зависят от верно определенного объема выборки информантов.

В условиях данной работы было трудно соблюсти равномерное количество информантов по факторам «образование», «специальность», но это не мешает нам выявить специфику проведённого эксперимента. Правильная балансировка соблюдена по фактору «пол».

4. Процедура проведения анкетирования

Каждый испытуемый получал анкетный лист с рядом вопросов и должен был записать ответ в поле ответа. Задание было написано на там же листе, который получал информант.

Сама анкета, предъявляемая испытуемому, состояла из двух частей: социологическая и лингвистическая. В социологической части заполняющий указывал место рождения и проживания, возраст, образование, специальность, пол. В лингвистической части анкеты приведены вопросы, отвечающие целям исследования.

Время эксперимента не ограничивалось. Со всеми испытуемыми исследование проводилось индивидуально.

Таким образом, экспериментальный материал был собран методом анкетирования, поскольку этот метод получения первоначальных сведений обладает таким достоинством, как массовый характер, что позволяет обеспечить достаточную репрезентативность.

5. Фиксация и обработка результатов

Заполненные анкеты были рассмотрены, анализ извлечённого материала представлен в таблицах (см. Приложение), в которых учтены все факторы, влияющие на употребление комплимента, и указаны аспекты, интересующие нас в данной работе.



2020-03-19 310 Обсуждений (0)
Методика проведения анкетирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика проведения анкетирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)