Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация комплимента



2020-03-19 851 Обсуждений (0)
Классификация комплимента 0.00 из 5.00 0 оценок




Базой для анализа собранного материала (комплименты «классического» типа – 155 примеров) может послужить классификация, предложенная И.С. Морозовой [Морозова 1999]. Данная классификация является тематической и включает следующие рубрики:

Комплимент

1. Внешности.

2. Предмету одежды.

3. Внутренним качествам.

4. Уму, способностям и талантам.

5. Возрасту.

6. Действиям, результатам действий.

7. Принадлежащей адресату вещи/члену семьи адресата.

Прокомментируем, приведем примеры:

 1. Комплименты, касающиеся внешнего вида (45%), особенно дороги женщинам, но нередко их говорят и мужчинам.

 Такой комплимент может отмечать удачную прическу, макияж, фигуру:

У Вас очень красивая причёска/ У тебя безупречная фигура!

2. Комплимент, направленный на предмет одежды (2,7%) (тоже чаще адресуются женщинам):

Тебе очень красиво в этом платье!/ У Вас прекрасный вкус, Вы так элегантно одеваетесь!

Но конечно, все дело в том, когда какой комплимент уместно сделать. Если, например, после доклада, выступления женщина вправе ждать одобрения своих деловых качеств, а говорящий расхваливает её одежду, эффект такого комплимента может оказаться противоположным – ведь она ждет одобрения тех мыслей, которые она высказала, манеры говорить, умения обосновать свою точку зрения, логически рассуждать, а не внешности [Формановская 1989].

 3. Комплимент в адрес внутренних качеств (20,9%) (очень важен для человека):

Ты самая добрая и искренняя/ У тебя замечательный характер, ты будешь хорошей женой.

В таком комплименте отмечаются душевные и моральные качества человека.

 4. Делая комплимент в адрес ума, способностей, мы хвалим ум и остроумие, профессиональный уровень собеседника (18,3%):

Вы редкий специалист/ Ты у меня самая умная!

 5. Приуменьшение возраста адресата, если он, конечно, не юн – сильнодействующий комплимент (особенно для женщин) (2,6%):

Вам совсем не дашь ваших сорока лет!/ Вы так молодо выглядите!

 6. Можно одобрить и поступок, и поведение в целом (5,9%):

Ты молодец!/ Вы прекрасно поступили!/ На Вашем месте я бы растерялась, Вы хорошо держались.

 7. Комплимент в адрес близких или принадлежащей адресату вещи (4,6%) также создает хорошее настроение у собеседника:

У вас замечательный муж!/ Какая у вас прелестная дочка!/ Какой шикарный букет! Кто подарил?

Согласно стратегии поведения по Карнеги, считается, что необходимо, чтобы комплименты касались внутренних качеств человека, а не внешних. Этим адресант показывает, что умеет мыслить не только поверхностными образами, но и видит и ценит внутренний мир человека [Карнеги 1990].

Структурно-языковая классификация комплимента, основой для которой послужили данные сайта www.revolution, позволяет выделить

 1. Прямой комплимент.

 2. Косвенный комплимент.

 3. Комплимент-антитезу.

 4. Комплимент-ответ.

 1. Прямой комплимент (78,4%):

Построение прямого комплимента достаточно стандартно. Он, в основном, имеет трехчастную композицию: обращение, собственно сообщение и мотивацию, т.е. детальную характеристику объекта: Людмила Ивановна, Вы на самом деле очень красивы. Ни у кого я не видела таких роскошных волос и выразительных глаз!

В качестве обращения могут выступать:

1) одночленная номинация, представленная именем адресата:

Леночка, Вы как всегда очаровательны!

2) двучленная номинация, состоящая из имени и отчества:

Елизавета Сергеевна, Вы замечательный начальник, добрый и отзывчивый человек!

3) подлежащее – местоимение:

Ты самая необычная!/ Ты сегодня очень хорошо выглядишь.

4) дополнение – местоимение:

У тебя замечательные друзья!/ Вам к лицу этот цвет.

Следует отметить, что обращение в комплименте к адресату по фамилии для русской речевой культуры не свойственно. Кроме того, одночленная номинация, состоящая только из отчества, допустима лишь в тех редких случаях, когда между коммуникантами существуют близкие отношения, поскольку это придает высказыванию оттенок фамильярности:

Васильевна! Ты замечательная женщина!

В комплиментах, которые произносятся при приветствии, встрече, обращение может отсутствовать:

Привет! Как дела? Выглядишь потрясающе! И такая загорелая!

Довольно часто в прямых комплиментах мотивация отсутствует:

Вы поразительно интересный человек!/ Вы замечательный собеседник.

Для комплиментов, в структуру которых входят краткие прилагательные, характерно употребление интенсификаторов качества так, как, для комплиментов с полными прилагательными – такой, какой. Они придают комплиментам эмоционально-экспрессивный оттенок и восклицательную интонацию:

Мне хотелось бы чаще общаться с Вами. Вы такой приятный собеседник!/ Вы так умны и эрудированны!

Очень часто в прямых комплиментах используются распространители, указывающие на время:

Ты, как всегда, очаровательна/ Сегодня вечером Вы как-то особенно красивы.

Широко используются качественные прилагательные в сравнительной и превосходной степенях:

Просто не верится, что спустя столько лет Вы стали еще прелестнее, чем были раньше/ Вы очаровательнейшая женщина!

В комплименте часто употребляются гиперболы, сравнения, градация.

Примером использования гиперболизации могут являться следующие комплименты:

Вот кто такая наша милая именинница? Она – возмутитель спокойствия восточных стран. Объясню. Если бы Магомет знал эту прекрасную женщину, он разогнал бы свой гарем, отменил бы многоженство и посвятил свою жизнь ей одной;

Я уверен, что ты самая красивая, самая необыкновенная девушка на свете, весь мир должен принадлежать тебе!

Сравнения могут быть представлены по-разному:

 1) адресата сравнивают с каким-либо литературным персонажем:

Вы наблюдательны, как сам Шерлок Холмс!/ Вы воистину обладаете терпением и верностью Пенелопы!/ Аполлон ты мой!/ О, Боже! Ну почему вы такие красивые и не со мной? Клеопатра и Афродита!

2) адресата сравнивают со знаменитыми людьми, авторитет которых всенародно признан:

Этот юный Моцарт необычайно талантлив/ Ну, ты прямо Эйнштейн!

Здесь можно сказать о прецедентных именах, которые мы видим в данных комплиментах. Прецедентные имена – это широко известные имена собственные, которые используются в тексте не столько для обозначения конкретного человека (ситуации, города, организации и др.), сколько в качестве своего рода культурного знака, символа определенных качеств, событий, судеб [Нахимова 2007]. В «классических» комплиментах, извлеченных из непосредственной речевой практики, прецедентные имена представлены именами известных литературных, мифических персонажей, талантливых ученых, музыкантов, композиторов, что может говорить о культурном и интеллектуальном уровне развития адресантов.

3) адресата сравнивают с природным явлением, представителем животного мира:

Ты походишь на светлый весенний ручеёк, налюбоваться не могу!/ Ты, как лучик солнца!/ Ты грациозна, как пантера.

Градация:

Знайте, что не только Ваша красота покорила меня. Я оценил Ваш ум и Ваши прекрасные душевные качества;

Темой для прямых комплиментов могут послужить:

 1) предмет одежды, внешность собеседника:

Вам к лицу эта прическа/ С такой безупречной фигурой на Вас хоть мешок надень, он будет смотреться элегантно!

2) внутренние качества собеседника, его ум, способности:

Вы очень талантливы/ Ты так добра и внимательна ко всем, в наши дни это даже удивляет.

3) положительная оценка действий, поведения собеседника:

Я бы не смог более тактично поступить в этой ситуации, чем Вы/ Вы прекрасно выступили, зря переживаете, Вы всех очаровали.

2. Косвенный комплимент (11,2%):

В косвенном комплименте реализуется способность адресанта к нестандартному мышлению и его адекватной вербализации.

В этой группе комплиментов можно выделить несколько подвидов.

1) адресант хвалит не самого адресата, а то, что ему дорого:

Какие у Вас красивые дети! Своими голубыми глазками и светлыми кудряшками они удивительно напоминают ангелочков!/ В Вашем офисе с поразительной силой ощущается положительная энергетика.

2) похвала относится к адресату опосредованно:

У меня была знакомая – восхитительнейшая женщина. Вы удивительно похожи на нее!

Рядом с Вами я особенно остро ощущаю, сколько у меня недостатков!

1) адресант отмечает то положительное воздействие, которое оказывает на него адресат:

Когда я беседую с тобой, я всегда чувствую твоё тепло, участие, заботу.

2) адресат хвалит какие-либо достижения адресанта:

 Довольно тяжело что-нибудь пожелать человеку, у которого творческих достижений в тридцать лет больше, чем у некоторых под конец жизни… (А. Буйнов – В. Юдашкину)

3) адресант ссылается на общепризнанные закономерности, на сентенции, которые показывают собеседника в выгодном свете:

- Не волнуйся, если задержусь на работе. У меня там не все ладится.

- Ну, ладится только у ремесленников. Талантливые люди находятся в вечном поиске (Из кинофильма «Самая обаятельная и привлекательная»).

Так же, как и в прямом комплименте, структура косвенного комплимента включает в себя:

1) обозначение адресата при помощи местоимения, имени или имени и отчества:

Не дать Вам возможности петь – это просто преступление! (комплимент Алле Пугачевой);

2) объект похвалы или повод для одобрения, его положительную оценку, выражаемую качественными прилагательными и наречиями:

Я уверен, что при помощи таких замечательных специалистов решатся многие наши проблемы.

Для косвенных комплиментов характерно использование тех же тропов, что и в прямых комплиментах: градации, сравнений, гипербол.

Градация:

Я люблю бывать в Вашем доме. У Вас всегда так чисто, уютно, спокойно!

Гиперболизация:

Ни за что бы со всем этим не справилась, если бы не такой помощник!

Сравнения:

Люди, обладающие такими глазами, как Вы, просто не могут быть плохими. У дурных людей никогда не бывает таких прекрасных глаз.

3. Комплимент-антитеза (5,2%):

Как и в косвенном комплименте, здесь реализуется способность адресанта к нестандартному мышлению и его адекватной вербализации. Комплименты этого типа строятся на антитезе.

Знаете, мне Вас искренне жаль…наверное, нелегко быть такой красивой женщиной?!

Этот вид комплиментов психологи считают самым эмоциональным и запоминающимся [Дерябо, Ясвин 1996: 135]. Однако “минус” ни в коем случае не должен перевесить “плюс”, иначе результат может оказаться обратным тому, на который рассчитывал адресант. Подобные комплименты довольно редко содержат мотивацию, поскольку это может придать ему напыщенность и лишить искренности, и состоят из обращения и собственно сообщения:

Когда я читала вашу книгу, то жалела только об одном…, что ее написала не я!

Обращение в таких комплиментах может быть представлено по-разному:

· именем адресата;

· его именем и отчеством;

· местоимением-подлежащим;

· местоимением-дополнением;

· местоимением-определением.

Из всех видов тропов наиболее частотным в комплиментах-антитезах является использование гиперболы.

Я, Марина Сергеевна, пожалуй, не могу сказать, что Вы хороший работник… Вы просто незаменимый для нас специалист!

Основными объектами комплиментов этого вида являются природные способности, качества характера и внешность адресата.

4. Комплимент-ответ (5,2%):

Комплименты-ответы чаще всего однотипны. Они редко содержат обращение и мотивацию и состоят в основном, из сообщения о положительном качестве собеседника. В большинстве случаев это сообщение является косвенным комплиментом:

- Вы замечательно танцуете!

- Ну что Вы! С вами это совсем не трудно!

***

- В разговоре с тобой я и не заметила, что уже так поздно! Правда, мне все равно не к кому спешить…

- Ни за что не поверю, что это так. Такая девушка как ты, просто не может быть одинокой!

Среди комплиментов-ответов можно выделить два подвида.

1) комплимент является выражением несогласия адресата с заниженной самооценкой собеседника:

- Я не настолько умна и остроумна, чтобы ответить подобным образом на твой вопрос.

- Я бы этого не сказал.

***

- Я никудышная хозяйка!

- Ты на себя наговариваешь!

2) собственно комплимент-ответ, который, в основном, строится по следующей структурной схеме: «То же самое могу сказать и о Вас (тебе)»:

- Ты хорошо выглядишь.

- Спасибо. Ты тоже.

***

- В Вас бездна очарования.

- Даже если это так, то оно явно уступает Вашему.

Следует сказать о том, что комплименты этого типа рассматриваются адресатом, в основном, только как этикетная норма и всерьез воспринимаются крайне редко.



2020-03-19 851 Обсуждений (0)
Классификация комплимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация комплимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (851)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)