Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование командно-административной системы



2020-03-19 203 Обсуждений (0)
Формирование командно-административной системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Социалистическая индустриализация. Основная цель индустриализации со-
стояла в достижении полной экономической независимости, превращении страны, ввозящей машины и оборудование,
в страну, производящую их. Ставилась задача за 10 лет догнать и перегнать промышленно развитые страны. Основное внимание уделялось развитию тяжелой промышленности в ущерб легкой.

В первые годы индустриализации (1926 - 1928 гг.) было построено
и реконструировано около 800 крупных предприятий. Большое
внимание уделялось развитию энергетической базы. Капиталовложения в промышленность в 1926-1928 гг. выросли в 3,4 раза, тяжелая промышленность за год увеличивала производство на 28,5 %, а легкая - на 21,4 %. К 1929 г. промышленное производство превысило довоенный уровень на 32 %.

На втором этапе, стала проводиться целенаправленная политика на установление небывало высоких темпов роста тяжелой промышленности (1928-1940 гг.), получившая название политики «Большого скачка».

Основными источниками инду-
стриализации стали:

1. Доходы от национализации про-
мышленности, транспорта, торговли.

2.
Внутрипромышленное перераспределение средств в пользу отрас-
лей, производящих средства производства (группа А), посредством
налога с оборота.

3. «Перекачка средств» - неэкви-
валентный обмен между городом и деревней.  В июле 1928 г. Сталин сформулировал идею «дани» с крестьянства посредством так называемого «добавочного налога». Он стал взиматься через систему монопольно завышенных цен на промышленные товары и искусственно заниженных цен на закупа-емую государством у крестьян сельскохозяйственную продукцию. «Перекачка средств» в дальнейшем была возведена в систему и на долгие годы стала основой хозяй-ственного строительства в СССР.

4. Продажа водки.

5. Духовная энергия трудящихся, вовлечение в трудовое соревнование, создание обстановки массового энтузиазма.

6. Конфискационное налогообложение частных предпринимателей, продолжавших работать на хозрасчете. Это привело в 1933 г. к свертыванию частного сектора в промышленности и торговле.

7. Внутренние государственные займы, размещавшиеся среди населения. Они начали выпускаться с 1926 г., постепенно превратившись из добровольных в обязатель-ные. Норма подписки на заем составляла среднемесячную заработ-ную плату в течение года.

8. Дополнительная денежная эмиссия. С 1930 г. денежная масса, нахо-дившаяся в обращении, увеличивалась более чем в 2 раза по срав-нению со стоимостным объемом продукции, производимой отрас-лями промышленности группы "Б".

9. Доходы от внешней торговли. При том, что население СССР находилось на грани голода в огромных количествах вывозилось продовольственное сырье, продукты питания. Кроме того, вывозились нефтепродукты, лесоматериалы, пушнина, лен.

10. Снижение жизненного уровня всех слоев общества. В стране проповедовался «потребительский аскетизм». В целом, на протяжении 1930-х гг. уровень жизни рабочих находился примерно на уровне 1913 г.

Таким образом, индустриализация проводилась экстенсивными метода-ми, с огромными издержками. Однако в эти годы страна развивалась очень быстрыми темпами (темпы роста тяжелой промышленности были в 2-3 раза выше, чем период 1900-1913 гг.), к концу 1930-х гг. СССР вышел на второе место после США по объему национального дохода, в 1913 г. Россия была на 5 месте.

Переход к перспективному планированию и изменение системы управления народным хозяйством. Завершение восстанов-
ления экономики вызвало необходимость перехода от годового
планирования в форме контрольных цифр к перспективному пла-
нированию. Разработка первого пятилетнего плана велась начиная с
1926 г., когда стали составляться планы развития отдельных отраслей. В 1927 г. стала проводиться разработка первого пятилетнего плана, предусматривающего развитие всех регионов страны.

Первый пятилетний план охватывал 1928/29 - 1932/33 гг. Планом предусматривалось увеличение объема промышленной про-
дукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой про-
мышленности, преодоление отставания сельского хозяйства, налаживание
его социалистического переустройства, обеспечение вытеснения и лик-
видации капиталистических классов и создание экономической базы
для построения социалистического общества.

В годы первой пятилетки произошло изменение системы уп-
равления и было проведено несколько реформ, означавших окончательную ликвидацию элементов НЭПа и становление командной модели экономического развития.

В декабре 1929 г. было принято решение о превращении синдикатов в объединения и передаче им управления промышленностью. Тресты теряли хозяйственную самостоятельность, а к концу первой пятилетки прекратили свое существование.

В 1930 г. произошла налоговая реформа. Вместо 63 различных налогов и платежей в бюджет, было введено только два – налог с оборота и отчисления от прибыли. В бюджет должно было перечисляться не менее 81 % прибыли. Для колхозов устанавливался один подоходный налог.    

В 1930 г. началась также кредитная реформа, кредит был заменен централизованным финансированием. Ранее самостоятельные банки стали подчиняться наркомату финансов. Для частных предприятий кредиты стали недоступны. К концу 1930-х гг. в стране осталось только 7 банков: Госбанк, Внешторгбанк, и 5 банков долгосрочных вложений, которые в 1959 г. влились в Стройбанк.

В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в 3 наркомата,
ведавших тяжелой, легкой и лесной промышленностью. Дальнейшее развитие сис-
темы шло по линии разукрупнения наркоматов, особенно интен-
сивно в 1938 - 1939 гг. К марту 1939 г. их существовало уже 34.

 

Одновременно с изменением системы управления происходило наступление на частный капитал. В 1930 г. было ликвидировано большинство концессий, упраздне-
ны товарные биржи и ярмарки. Прекращалась деятельность частных и
смешанных акционерных обществ, обществ взаимного кредита и т.д. В период с 1928 по 1933 гг. в розничной торговле частный капитал был полностью ликвидирован, была практически ликвидирована и частная промышленность (доля частных предприятий составляла 0,5 %) в сельском хозяйстве осталось около 20 % частных хозяйств.

Коллективизация сельского хозяйства. Уже хлебозаготовительный кризис 1927/28 хозяйственного года
привел к применению чрезвычайных мер.  Таким образом, коллективизация началась по сути уже в 1928 г.

В июне 1929 г. были созданы государственные машинно-тракторные станции, на которых сосредоточилась сельскохозяйственная техника для обработки полей и уборки урожая. За свою работу МТС получали 20 % урожая.

В ноябре 1929 г. Сталиным была постав-лена задача проведения повсеместной коллективизации. В декабре 1929 г. было объявлено конце НЭПа и переходе от политики ограничения кулачества к политике «ликвидации кулачества как класса».

Передовой формой коллективного ведения хозяйства по сравнению с товари-ществом по обработке земли при-знавалась артель. В артели обобществлялись основные материальные ресурсы (земля, крупный рогатый скот, техника) при сохранении личного подсобного хозяйства крестьян. Позднее эти артели получили название «колхоз». Норма коллективизации составляла 100%.

Для успешного проведения коллективизации были мо-билизовали 25 тыс. рабочих (так называемых «двадцатипятиты-сячников»). Члены отрядов разъезжались по деревням, созывали общее собрание и пытались склонить крестьян к вступлению в кол-хоз. Если только незначительная часть крестьян, поддавшись на уговоры и угрозы, записывалась в колхоз, то все село объявлялось «коллективизи-рованным на 100%».

В газетах постоянно публиковались данные о коллективизированных хозяйствах: на 1 октября 1929 г. - 7,3 %., на 1 декабря - 13,2 %, на 1 января 1930 г.- 20,1 %, на 1 фев-раля - 34,7 %, на 1 марта 1930 г. - 58,6 %. Однако большинство колхозов сущест-вовали только на бумаге. 

 2 марта 1930 г. в газете «Правда» вышла статья Сталина «Головокружение от успехов», в ней осуждались многочисленные случаи нарушения принципа добровольности при организации колхозов. Разрешалось выходить из колхозов тем, кого заставили войти туда насильно. К 1 июля коллективизированными оставались только треть (в некоторых регионах меньше четверти хозяйств) чем было на 1 марта.

С осени 1930 г. после получения хорошего урожая кампания возобновилась с новой силой. К 1 июля 1931 г. было уже 57,5 % коллективизированных хозяйств, в 1934 г. – 75 %, к лету 1936 г. – 90 %.

Параллельно с коллективизацией проводилось раскулачивание. Норма раскулачивания составляла 5-7% от общего числа дворов. Если для выполнения плана по раскулачиванию «настоящих кулаков» не хватало, то к ним присоединяли так называемых «подкулачников» - середняков, или даже бедняков, которых подвергали репрессиям как «сочувствующих». В некоторых районах от 80 до 90 % крестьян-середняков были осуждены как «подкулачники».

Политика насильственной коллективизации привела к снижению эффективности сельскохозяйственного производства, дезорганизации работы в колхозах, ощутимым экономическим потерям.

Хлебозаготовки начали давать сбои к концу лета 1931 г., этот процесс продолжился в 1932 г. Насильственное изъятие одной трети (а в некоторых кол-хозах до 80 %) урожая окончательно расстроило производственный цикл. Истребление скота, резкий рост объема вывезенного из деревни продовольствия в 1932-1933 гг. привели к страшному голоду. Весной 1933 г. особенно сложным было положение на Украине. В отличие от голода 1921 г., когда советское правительство обратилось за помощью к западным странам, в 1933 г. это тщательно скрывался. Не получая никакой поддержки, от голода вымирали целые села. Также сложным было и положение в городах, где продовольствия не хватало даже по карточкам.

В начале 1930-х гг. все управление колхозами перешло к государственным органам в центре и на местах. Вся хозяй-ственная жизнь в колхозах строго регламентировалась. Количество налогов и их размеры постоянно увеличивались. 

На протяжении всех 30-х гг. по отношению к крестьянам проводилась политика, направленная на их насильственное прикрепление к земле. С 1930 г. в колхозах была запрещена денежная оплата труда. Вместо нее вводились так называемые трудодни – условные единицы измерения затрат труда и определения доли в конечных результатах деятельности колхоза. Нормы выработки и расценки в натуральной форме утверждались отдельно в каждом хозяйстве, а в конце года происходило распределение продукции. С 1932 г. вводилась паспортная система. Однако колхозники не получили паспортов. Для смены места жительства им требовалось специальное разрешение из сельсовета.

Несмотря на все старания правительства повысить эффективность коллективных хозяйств, они играли ведущую роль только в производстве зерна, сахарной свеклы, подсолнечника и других технических культур, а основная часть продовольствия как и до коллективизации поступала от от единоличных хозяйств и приусадебных участков. Валовая продукция сельско-го хозяйства в 1936-1940 гг. оставалась на уровне 1924 - 1928 гг., а средняя урожайность снизилась.

Особенности экономического развития СССР в 1930-е гг. В 1930-е гг. в СССР произошли значительные социально-экономические изменения. С одной стороны, наблюдался прогресс в области социального обеспечения, просвещения, здравоохранения, по уровню индустриального развития страна не уступала западным странам. С другой стороны, не произошло ожидаемого значительного улучшения качества жизни, напротив, граждане СССР лишились многих прав и свобод, окончательное оформление получила командно-административная система.

В годы первых пятилеток (1928/29-1932/33 гг., 1933-1937 гг., 1937-1942 гг.) была создана мощная, не зависимая от импорта тяжелая про-мышленность, появились новые отрасли экономики, начался мас-совый выпуск автомобилей, тракторов, комбайнов, пластмасс, быстрыми темпами росло военное производство. Однако рост советской экономики сопровождался усилением несбалан-сированности, как в тяжелой промышленности, так и в целом по народному хозяйству. 

Увеличенные планы не соответствовали реальным возможностям производства и способствовали его дезорганиза-ции. Строительство сотен объектов было не завершено из-за нехватки сырья, топлива, оборудования, рабочей силы. Прирост произ-водительности труда составлял за период индустриализации около 3% в год. В целом, модель индустриализации опиралась на экстенсивное развитие.

Производству товаров легкой промышленности и народ-ного потребления не уделялось должного внимания. Также мало внимания уделялось развитию железных дорог, жилищному строительству, сфере услуг. Практически отсутствовали капиталовложения в социальную и куль-турную сферы.

Во второй половине 1920-х гг. в стране началась инфляция. Со второй половины 1928 г. была введена карточнаю система распределения сначала в некоторых городах страны, а потом и по всей стране.

С июля 1931 г. объем социальных благ был поставлен в прямую зависимость от непрерывности стажа на предприятии и производственных показателей. В дополнение к карточкам стали выдавать «ордера», на которые можно было дополнительно купить некоторые дефицитные товары. Карточная система распределения была отменена только с 1 января 1935 г. вначале на хлеб, муку и крупу, с октября - на остальные продовольственные товары, а с 1 января 1936 г. на все прочие товары. В целом за 1928 - 1940 гг. цены выросли в 6-7 раз, существенно опережая рост заработной платы.

На протяжении 1930-х гг. был принят ряд законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. В августе 1929 г. была введена «непрерывка», что означало установление четырех рабочих дней и пятого выходного, который приходился на любой день недели. Эта система была отменена только в 1940г. В августе 1932 г. был введен наиболее суровый закон того времени – «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной социалистической собственности». За совершение незначительных преступлений (за кражу буханки хлеба, за подобранные после уборки в поле колоски и картошку) предусматривался расстрел с конфискацией имущества, при смягчающих обстоятельствах расстрел мог заменяться лишением свободы до 10 лет.

Было объявлено о запрете на увольнение по собственному желанию. По закону от 15 ноября 1932 г. за неявку на работу предусматривалось немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек и выселение с занимаемой жилплощади.

В конце 1938 г. было принято решение о введении трудовых книжек, выдававшихся рабочим и служащим и необходимых для предъявления при пе-реходе на другую работу. Постановлением от 8 января 1939 г. любое опоздание более чем на 20 минут приравнивалось к неоправданному отсутствию, а повторное опоздание вело к увольнению. 26 июня 1940 г. вышло новое постановление, предусматривавшее увеличение длительности рабоче-го времени до 8 час. Эти постановления действовали до 1956 г.

В рассматриваемый период возникли уникальные советские институты - «шарашки». В них по своей специальности работали арестованные инженеры, конструкторы, исследователи под постоянной охраной и без права выходить за ворота этих заведений. Через систему «шарашек» прошли, например, Туполев и Королев. К концу 1930-х гг. советская экономика стала все более принимать «лагерный» облик. Труд заключенных стал включаться в пятилетние планы.

  В 1930-е гг. появилось около 250 новых городов, увеличилось число городских жителей, с 1926 по 1939 гг. на 30 млн. человек, из кото-рых примерно 20 млн. были крестьянами, ушедшими из деревни с началом коллективизации. Численность городского населения к 1940 г. составила 60 млн. чел. Рост городов привел к обострению жилищной проблемы.

К началу 1940-х гг. в СССР была создана специфическая социально-экономическая система, получившая название «государственный социализм». Государство взяло под свой контроль все народное хозяйство. Экономическая модель, реализованная в СССР к началу 1940-х гг. носила выраженный тоталитарный характер.

 

Сущность и значение «Плана Маршалла»

К середине или к концу 1947 г. большинство стран Западной Европы, кроме Германии, восстановили свой довоенный уровень промышленного производства, не обеспечивающего однако устойчивого экономического роста. Кроме того, между СССР и США обострялась «холодная война» и усиливалась роль коммунистических партий в политике некоторых западноевропейских государств, особенно во Франции и Италии, что вызывало беспокойство американских властей относительно политической стабильности в Западной Европе.

     К 1947 г. идеи восстановления европейской экономики уже «витали в воздухе». В этих условиях 5 июня 1947 г. Дж. Маршалл во время своего выступления в Гарвардском университете по поводу присуждения ему почетной докторской степени заявил о том, что если страны Европы совместно выступят с просьбой об оказании им помощи, то встретят поддержку со стороны США.

План Маршалла – это программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны на основе экономической помощи со стороны США. Официальная цель Плана Маршалла провозглашалась как помощь странам Европы в восстановлении экономики, разрушенной войной, создание условий для собственного возрождения европейских государств.

В тоже время, с самого начала план Маршалла был призван оздоровить американскую экономику. С помощью реализации этого плана США надеялись устранить угрозу финансового кризиса, спад производства и массовую безработицу за счет массированного экспорта товаров и услуг в Европу, создания новых рабочих мест и избавления от «инфляционных долларов».

Основным разработчиком проекта был не сам Маршалл, а группа сотрудников госдепартамента США. Своей заслугой он считал лишь общее руководство и активную пропаганду плана для облегчения его прохождения в Конгрессе.

Отличия Плана Маршалла от предшествовавших программ экономической помощи состояли в следующем:

1. Акцент на идее европейской интеграции и кооперации для решения общих проблем.

2. Гарантирование всем без исключения странам, включая СССР.

3. Упор на экономику, а не на политику.

4. Предоставление не просто финансовой помощи, а преимущественно товаров широкого потребления, продуктов, оборудования.

5. Европейские страны должны сами составлять программы восстановления собственных экономик.

6. Основные положения прошли согласование с представителями крупнейших монополий и банков.

7. План является краткосрочной программой, рассчитанной на четыре года.

     В Париже 12 июля 1947 г., был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества (КЕЭС).

После того как Конгресс США утвердил Программу восстановления Европы, КЭЕС был реорганизован в Организацию европейского экономического сотрудничества, которая вместе с Администрацией экономического сотрудничества отвечала за распределение американской помощи.

Оказание экономической помощи осуществлялось на основе двусторонних соглашений при обязательном соблюдении странами Европы ряда довольно жестких условий:

1. Отказ от национализации промышленности и предоставление полной свободы частному предпринимательству.

2. Торможение конкурирующих с США отраслей западноевропейской промышленности.

3. Одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров.

4. Поставка в США дефицитных видов сырья.

5. Расходование полученных средств на закупку в Америке оборудования и материалов.

Спустя некоторое время к этим условиям добавились еще два – ограничение торговли со странами соцлагеря и предоставление территорий для размещения американских военных баз.

     За четыре года выполнения плана Маршалла США оказали европейским государствам помощь в объеме 13,3 млрд. долларов. Более 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих стран Западной Европы – Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. Причем за первые два года с начала реализации программы была потрачена большая часть американских денег.

Почти одна треть импорта (32,1%) состояла из продуктов питания, кормов, удобрений, закупка которых осуществлялась в основном на протяжении первого года реализации Плана. Затем приоритеты сдвинулись в сторону импорта средств производства, сырья, топлива, который был призван способствовать восстановлению европейской промышленности и росту ее экспорта.

      План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ, поскольку были достигнуты практически все его явные и тайные цели:

1. экономика стран Западной Европы была восстановлена, объем промышленного производства превысил довоенный на 15%, достигнут контроль над инфляцией, в тоже время многие европейские страны оказались в зависимости от США;

2. произошло значительное расширение европейской внешней торговли, за 1948-1952 гг. экспорт увеличился на 49 пунктов;

3. европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам;

4. влияние коммунистов и СССР было ослаблено, а вокруг Советского Союза возведен «железный занавес»;

5. восстановлен и укреплен европейский средний класс;

6. США укрепили свои позиции на сложившемся с ее помощью европейском рынке, были увеличены инвестиции в экономику европейских стран;

7. США избавились от излишка «инфляционных долларов» и излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны;

8. в США созданы предпосылки для повышения конкурентоспособности многих отраслей промышленности и перехода к перспективным технологиям.                   

Такие значительные итоги были достигнуты во многом благодаря тому, что помощь предоставлялась не слаборазвитым, а сильным индустриальным странам с налаженной рыночной инфраструктурой и богатыми традициями предпринимательства, просто испытывавшим временные трудности.

 



2020-03-19 203 Обсуждений (0)
Формирование командно-административной системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование командно-административной системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)