Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трансформация централизованной военно-командной системы в СССР в 1945-1953 гг.



2020-03-19 224 Обсуждений (0)
Трансформация централизованной военно-командной системы в СССР в 1945-1953 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




С учетом прямых и кос­венных потерь общий экономический ущерб СССР в 1941-1947 гг. составил 4734 млрд. руб. в ценах 1940 г., или 893 млрд. долл. США. Несмотря на окончание воен­ных действий и наступление мирного времени, а также некоторое ослабление контроля над торговлей, допущение развития кустарного производства, произошел возврат к довоенной модели развития, с преимущественным развитием тяжелой и военной промышленности, в ущерб всем другим отраслям. 

Расстройство денежной системы потребовало проведения денежной реформы (дек. 1947 г.) Основным ее содержанием была деноминация, от которой больше пострадали жители сельской местности, хранившие деньги преимущественно в наличной форме, и выиграли вкладчики сбе­регательных касс. Вклады размером до 3 тыс. руб. включительно были оставлены без изменения, от 3 тыс. до 10 тыс. руб. переоценены в соотно­шении 3:2, свыше 10 тыс. руб. - в соотношении 2:1. После денежной реформы и отмены карточек на основные продукты и товары (введены в начале войны) был осуществлен переход к открытой торговле, сопровождавшийся установлением единых государственных розничных цен, как правило, выше карточных.

Тяжелое материальное положение населения усугублялось политикой государ­ственных займов. За время послевоенной разрухи и голода в СССР было выпущено два займа восстановления и развития народного хозяйства на общую сумму 45 млрд. руб.

Развитие сельского хозяйства. В 1942 г. для крестьян была установлена норма обязательного мини­мума работ в колхозе. Колхозники, не выполнявшие уста­новленный государством минимум без уважительной причины, при­влекались к судебной ответственности и приговаривались к испра­вительно-трудовым работам на срок до шести месяцев с удержанием 25% заработка в пользу колхоза. В первые послевоенные годы из-за неблагоприятных погодных условий был собран очень низкий урожай, приведший к голоду 1946-1947 гг., не только в деревне, но и в городах. За хищение колхозного и кооперативного имущества допускался расстрел, с заменой, при смягчающих обстоя­тельствах, лишением свободы на срок не менее 10 лет. В налоговой политике второй половины 1940-х годов можно выявить две важней­шие тенденции: увеличение размеров обязательных поставок сель­скохозяйственных продуктов государству и увеличение количества индивидуальных хозяйств, привлеченных к этим поставкам.

Экономический подъем. Он приходится на 1947-1949 гг. главные причины: репарации, принудительные госзаймы, духовная энергия населения, труд военнопленных и заключенных, перераспределение средств из социальной сферы в тяжелую промышленность, неэквивалентный товарообмен между городом и деревней при помощи ценовой политики, снижение жизненного уровня населения.

Кризис. В 1950-1952 гг. – экономический спад. Были исчерпаны возможности дальнейшего экстенсивного развития. Первые пятилетки, война, все послевоенные годы были периодом экстремального, чрезвычайного развития. Четверть века экономика работала на пределе своих возможностей. Командно-административная система показала свою полную неэффективность. Основное бремя потерь приняло на себя сельское хозяйство. С 1929 по 1953г. деревня фактически жила на грани голодной смерти. До 1953г. заготовительные цены на основные продовольственные продукты, поставляемые сельским хозяйством, изменились очень незначи­тельно. Только в 50-е годы был превзойден уровень производства сельскохозяй­ственной продукции на душу населения, достигнутый в 1913 году. Со второй половины 50-х годов валовой сбор зерна, поголовье крупного рогатого скота и производство мяса стали устойчиво превы­шать уровень 1913 года.

Экономическая политика Н.С. Хрущева  

Реформы сельского хозяйства. Основная цель – рост урожайности и эффективности. В 1953 г. началось повышение цен в сельском хозяйстве: загото­вительные и закупочные цены на основные сельскохозяйственные продукты к концу 50-х годов выросли в 3 раза. Повышение закупочных цен сопровождалось для колхозов уменьше­нием обязательных поставок, списанием их долгов. Принятый в ав­густе 1953 г. новый закон, снизил налог с приусадебных хозяйств в два раза и отменил обязательные поставки с них сельско­хозяйственных продуктов, разрешены продажа излишков на рынке. Были увеличены капиталовложения в сельское хозяйство примерно в 2-3 раза. Впервые отменялась практика проведения сельхозработ по распоряжению из Москвы (в одинаковые сроки для всех территорий СССР). С середины 50-х годов в результате сельское хозяйство впервые за долгие годы стало рентабельным. После долгого периода падения доходы колхозников значительно повы­сились и продолжали расти до 1957-58 годов.

Расширение посевных площадей, освоение целинных земель Север­ного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала с 1954 г. составляли второй пункт программы Хрущева. По своему замыслу эта программа была приз­вана, в сжатые сроки, решить проблему производства зерновых. Однако и здесь суще­ствовали негативные последствия: во-первых, зоны производства зер­новых культур все больше удалялись от районов потребления, что еще более обостряло транспортную проблему; во-вторых, эти зоны находились в области рискованного земледелия и отличались большой уязвимостью почв в отношении эрозии в результате себестоимость зерна была на 20 % выше, чем в традиционных районах. Тем не менее, эта программа, кроме одного плохого урожая, выз­ванного засухой 1954-1955г., в течение нескольких лет приносила положительные результаты.

После посещения США в 1957 г. были начаты принудительные посевы кукурузы, пик этой кампании пришелся на 1962 г. Кукуруза должна была идти на корм скота, использоваться в пищевой промышленности, вместо традиционных зерновых культур. Это нововведение также было неэффективным.

Повышению эффективности сельского хозяйства должны были способ­ствовать две административные реформы в сельском хозяйстве. Первая заключалась в ликви­дации в 1958 г. МТС и передаче техники (тракторов и сельхозмашин) в собствен­ность колхозов. С экономической точки зрения эта мера позволила многим колхозам улучшить организацию и поднять производительность труда; однако для других был более выгоден прокат оборудования, поскольку обеспечивал большую гибкость. Вместе с тем реформа навя­зала всем колхозам немедленный выкуп парка МТС, а невыгодные условия последнего поглотили финансовые ресурсы колхозов, образовавшиеся с 1954 года, благодаря повышению закупочных цен.

Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов. Это должно было привести к образованию мощных «колхозных союзов», способных стать началом подлинной индустриализации сельского хозяйства.

В период с 1959 по 1964 годы в сельском хозяйстве произошло снижение темпов роста: сельско­хозяйственное производство возрастало в среднем на 1,5% в год против 7,6% в 1953-1958гг. Особенно низким был урожай 1963г. Интенсивная монокультурная эксплуатация целинных земель привела к их сильнейшей эрозии. В резу­льтате эффективность их возделывания упала по сравнению с первыми уро­жаями на 65%. Чтобы избежать голода, правительство впервые в 1963г. было вынуждено закупить за границей более 12 млн. тонн зерна.

Промышленная реформа. Основная цель – переход к более сбалансированной структуре экономики. Были увеличены капиталовложения в легкую промышленность. Стала активно развиваться химическая промышленность, особое внимание уделялось космическим отраслям. Тем не менее, ведущую роль продолжала играть тяжелая и военная промышленность. С середины 50-х годов начала изживаться промысловая коопера­ция. В 1956 г. в ведение государства были переданы наиболее крупные предприятия промысловой кооперации, а мелкие были подчинены однотипным государственным предприятиям. В 1960г. промысловая коопе­рация полностью прекратила свою деятельность. С 1953 года начинают выделяться дотации на производство товаров широкого потребления. Снижение цен на промышленные товары сопровож­дались ростом дефицита.

Социальные реформы. Основная цель- рост уровня жизни населения. Происходил постепенный отказ от чрезвычайных мер. Была отменена обязательная подписка на займы, снижены налоги с низкооплачиваемых категорий граждан, в течении нескольких лет произошло повышение заработной платы во всех сферах экономики. В 1956 г. были отменены все виды оплаты за школьное и высшее образование и впервые вводилось пенсионное обеспеченье. Однако пенсии могли получать только жители городов и совхозов, а колхозники до 1964 г. не получали ни пенсии, ни паспорта. Во второй половине 1950-х гг. начинается активное развитие сферы услуг и массовое жилищное строительство.

Административная реформа. В 1957 г. отраслевые и союзные министерства были упразднены и введены региональные совнархозы (105). Это должно было сократить контроль и увеличить самостоятельность регионов в решении хозвопросов. Эта реформа не дала существенного результата и через 2 года началось постепенное укрупнение совнархозов.

 



2020-03-19 224 Обсуждений (0)
Трансформация централизованной военно-командной системы в СССР в 1945-1953 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трансформация централизованной военно-командной системы в СССР в 1945-1953 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)