Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реализация неоконсервативного курса в Великобритании. «Тетчеризм»



2020-03-19 211 Обсуждений (0)
Реализация неоконсервативного курса в Великобритании. «Тетчеризм» 0.00 из 5.00 0 оценок




 В мае 1979 г. к власти пришло правительство тори во главе с М. Тэтчер. Великобритания стала первой страной, в которой получили реализацию главные постулаты неоконсервативной экономической политики. В основу реформ, проводимых в стране в 80-е - начале 90-х гг. практически во всех сферах хозяйства, был положен принцип экономического либерализма, предусматривающий возврат к свободному рынку, возрождение частного интереса и инициативы. Правительство приступило к реформированию модели «государства благосостояния», внедрению в нее рыночных начал и конкуренции. На смену «большому государству» должно было прийти «сильное государство», призванное обеспечить успех либеральных реформ и развитие рыночных отношений. Если раньше лозунгом экономической политики было «равенство доходов» то в 1980-е гг. стало «равенство возможностей».

Одним из главных инструментов реформирования британской экономики стала приватизация. Она была направлена на создание в стране «народного капитализма», когда приватизируемое предприятие выкупается его персоналом. По числу акционеров Великобритания заняла второе место в мире после США. Однако многие предприятия, изменив форму собственности, сохранили монопольное положение на рынке.

 Курс на денационализацию был также способом финансирования бюджетного дефицита, позволившим меньше прибегать к займам. За 1979 – 1999 гг. выручка от реализации активов государственных предприятий составила почти 80 млрд. ф. ст. Правительство активно внедряло рыночные начала в деятельность государственного сектора, осуществляло приватизацию общественных работ и услуг, расширяло участие частного сектора в решении социальных проблем. В целом доходность приватизируемых предприятий увеличилась от 3 до 7 раз.

Особенностью британской приватизации было усиление государственной власти путем реформирования институциональных структур. Например, приватизировав большинство предприятий коммунальных услуг, правительство продолжает контролировать их деятельность.

Важным направлением политики повышения конкурентоспособности британской экономики и обеспечения экономического роста было дерегулирование хозяйства. В 80–90-е годы были сняты многие административно-правовые ограничения деятельности бизнеса, упрощены процедуры его регулирования. Упразднен контроль над заработной платой, ценами и дивидендами, существенному дерегулированию подвергся рынок труда. Политика дерегулирования охватила банковско-кредитную и валютную сферы. В 1979 г. был ликвидирован валютный контроль, сдерживавший движение капиталов.

Одним из главных направлений экономической политики М. Тетчер стала борьба с инфляцией и ограничение темпов роста цен. В результате антиинфляционной политики правительства М. Тетчер темпы инфляции, достигавшие в конце 1970-х гг. 16 % в год, в 1982 - 1983 гг. снизились до 5 %, а в конце 80-х – до 3 % в год.

Среди инструментов государственного регулирования экономики важное место занимала налоговая политика. В 80-90-е гг. ХХ века ставка налога на крупнейшие корпорации снижена с 50 до 30 %. В первые годы ХХI в. уровень налогообложения корпораций в Великобритании ниже, чем в большинстве других развитых стран.

Важнейшим элементом поощрения инициативы и предпринимательства стало существенное снижение базовой ставки подоходного налога: с 33 % в 1979 г. до 23 % в 1997 г. (С апреля 1999 г. применяется особая ставка в 10 %, по которой облагаются первые 1,5 тыс. ф. ст. дохода.) Одновременно с сокращением прямых налогов были повышены косвенные, например, ставка налога на добавленную стоимость с 8 до 15 %. Этим налогом облагался широкий ассортимент товаров первой необходимости, включая бытовые услуги и медицинскую помощь.

Социальная реформа заключалась в том, чтобы все меньше государственных средств шло на социальную помощь и все больше на образование, профессиональное обучение, особенно молодежи, создание новых рабочих мест, была принята программа профессионального переобучения безработных с последующим трудоустройством.

Реформы затронули также внешнеэкономическую деятельность. В 1980 г. были отменены существовавшие 40 лет ограничения на экспорт капитала, после чего он стал быстро увеличиваться. В отличие от предшествовавшего периода, 80 % английского экспорта капитала направлялась в развитые страны, прежде всего, в США, Канаду, страны ЕЭС. Уже в 1982 г. Великобритания стала крупнейшим иностранным инвестором в американскую экономику. На страны «третьего мира» приходилось только 18 % прямых капиталовложений. Большое внимание правительство М. Тетчер уделяло развитию внешней торговли. Уже в начале 1980-х гг. экспорт стал превышать импорт. В 1980 – 1990-е гг. в экспорте возрастает значение продукции аэрокосмической, химической и электронной промышленности и в то же время уменьшается доля текстильных товаров.

 В результате реформаторской деятельности М. Тетчер в 1980-е – 1990 гг. в экономике Великобритании произошли существенные изменения. Повысились темпы роста производства и уровня потребления, снизились темпы инфляции. Активно проводилась модернизация оборудования внедрение новых технологий. Отраслевая структура британской экономики приблизилась к структуре производства в других развитых странах. Существенно увеличилось значение сферы услуг. В 90-е годы ее доля возросла с 63,1 до 70,2 %. По этому показателю Великобритания превосходит большинство европейских стран и приближается к США. Наиболее динамично развивались отрасли финансовых, страховых, телекоммуникационных услуг и услуг бизнесу. Снизилась роль обрабатывающей промышленности.

Таким образом, модель экономического развития, сформировавшаяся в 1980 – 1990-е гг. показала свою эффективность. С 1993 г. в экономике Великобритании начался подъем, продолжавшийся до конца 1990-х гг., и ставший одним из наиболее динамичных за послевоенный период и более интенсивным, чем в других ведущих странах ЕС.

В общих чертах, реализация неоконсервативной модели экономической политики была продолжена лейбористами, пришедшими к власти в 1997 г. Правительством Т. Блэра были введены принципы нового лейборизма: сочетание социальных ценностей старого лейборизма с развитием рыночной экономики. Прежде всего, их политика была направлена на решение острых социальных проблем.

В первые годы ХХI в. темпы инфляции составили около 2,5 %, безработица составила около 5,5 %. Однако из-за неучастия в Еврозоне и высокого курса фунта по отношению к евро она стала терять привлекательность для зарубежного бизнеса. Была продолжена политика по стимулированию предпринимательства. Достижение профицита бюджета около 3 % ВВП в первые годы ХХI в. позволило провести ряд популярных мер: дальнейшее снижение подоходного налога с 23 до 22%; снижение налогов на нефть и дизельное топливо; повышены минимальной заработная плата и пенсий; выделение дополнительных средств на оздоровление экологической обстановки.

В начале ХХI в. Великобритания хотя, по прежнему, и является противницей присоединения к зоне евро, участвует в процессах дальнейшего углубления европейской интеграции. Несмотря на замедление темпов экономического роста на рубеже ХХ – ХХI вв., Великобритании является одной из наиболее стабильно развивающихся стран в мировом хозяйстве. 

 

«Патерналистская» модель развития экономики Японии

Экономические реформы 1940-50-х гг. Потерпев поражение во Второй мировой войне, Япония потеряла колонии, которые были основой ее сырьевого снабжения, и утратила океанский флот. Экономика страны оказалась полностью закрытой, связи с внешним миром были прерваны. На резкое ухудшение экономической конъюнктуры оказали влияние нехватка рабочей силы, физический и моральные износ оборудования, продовольственная проблема, дефицит государственного бюджета, постоянно нарастающие темпы инфляционных процессов – 1500% к 1952 году, значительная безработица – почти 10 млн. человек.

Япония, в отличие от стран Западной Европы, не получила помощи по плану Маршалла, хотя ей и была предоставлена гуманитарная помощь в размере 2,2 млрд. долл. В результате она должна была восстанавливать свою экономику собственными силами.

Экономика страны развивалась в соответствии с «обратным курсом» (1946-1949 гг.), разработанным американцами Дж. Доджем и К. Шоупом, по следующим направлениям.

3 мая 1947 года была принята новая конституция, провозгласившая превращение японской абсолютной монархии в конституционную, парламентскую. Был объявлен отказ от формирования вооруженных сил. Предусмотрено выделение средств на национальную оборону не более 1% от ВВП.

Важное значение для развития промышленности и создания конкурентной среды имела демонополизация, проводимая правительством в соответствии с антимонопольным законом 1947 г., запрещавшим образование картелей. Были распущены дзайбацу – крупнейшие холдинги, державшие акции крупнейших концернов - Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда (впоследствии Фуджи).

В период 1947-1950 гг. проводилась аграрная реформа, которая состояла в выкупе государством по низким ценам помещичьей земли с последующей ее продажей арендаторам-крестьянам. Размер земельного владения колебался от 1 до 3 га (на острове Хоккайдо – до 12 га). К 1950 г. во владении крестьян находилось 80% всей арендованной земли. Таким образом, возникли мелкие фермерские хозяйства. Высокие темпы инфляции позволили в короткий период времени японскому крестьянству стать мелкими частными собственниками.

В течение 1946-1947 гг. введено новое трудовое законодательство, в соответствии с которым был установлен 8-и часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введено социальное страхование и оплачиваемые отпуска, дано право рабочим и служащим на проведение забастовок, государством осуществлялся контроль за охраной труда, особенно женщин и детей.

В 1949 г. проведена налоговая реформа, в результате которой произошло значительное увеличение налогов для населения и снижение налогов на прибыль корпораций путем переоценки стоимости основного капитала, и отмены налога на сверхприбыль. Такая политика создавала условия для накопления капитала и расширения производства.

В 1950 г. была осуществлена радикальная бюджетная реформа. Вводились принципы строгого сбалансирования статей бюджета и его бездефицитности. Были прекращены выплаты компенсаций военным заводам за конверсию производства. Не предоставлялись субсидии убыточным предприятиям.

 В соответствии с законом о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей (1949 г.) и законом об иностранных инвестициях (1950 г.), ставилась под контроль денежная эмиссия. Был принят единый фиксированный валютный курс, равный 360 иенам за 1 долл.

Огромную роль в восстановлении экономики Японии сыграла война в Корее, начавшаяся в 1950 г. В результате американских госзаказов резко возрос спрос на оружие, военные товары и услуги, продовольствие и т.п. Это привело к военно-промышленному буму в Японии. Общая сумма поступлений от США за период 1950-1953 гг. составила 2,5 млрд. долл. В результате Япония не только восстановила свою экономику, но и смогла создать основу для дальнейшего развития.

Япония подала заявление о принятии в ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле) в 1952 г. и стала полноправным членом этой орга­низации в 1955 г. Страны ГАТТ рас­пространили на Японию режим наибольшего благоприятствования не в полном объеме, моти­вируя это также ограничениями импорта, дейст­вовавшими в Японии. Между тем целью Японии были прекращение дискриминации в междуна­родной торговле и полный режим наибольшего благоприятствования. В МВФ Япония была принята еще в 1952 г., но пользовалась режимом, ко­торый разрешал сохранять валютные ограниче­ния в связи с нестабильностью внешних расчетов. Таким образом, в первые послевоенные десятилетия в Японии формировалась экономическая система догоняющего типа, в основе которой лежала регулирующая политика государства и особое регламентирование в сфере бизнеса.

Факторы «японского экономического чуда». С середины 50-х гг. японская экономика достигла высоких темпов экономического роста (в среднем 15,2% в год). По многим экономическим показателям она занимала второе место в мире, отставая лишь от США. Столь бурный экономический подъем объясняется следующими факторами японского послевоенного развития.

 Успехи в ее развитии связаны с японской культурой, морально-этическими законами, обычаями, социальными устоями, религиозным воспитанием, со спецификой внутригрупповых отношений, с необычностью национального характера. Важное значение имели такие качества, как стремление к достижению групповых целей (групповая ориентация), чувство преданности начальству, трудолюбие и бережливость, исключение «растрат попусту» в качестве греха, наказуемого богом.

Быстрые темпы экономического роста связывают с высокой производительностью труда. В 60-х гг. они были в Японии вдвое большими, чем в США, ФРГ и Англии. Такое положение объясняется высокой капиталоемкостью и фондовооруженностью, с одной стороны; высокой фондоотдачей, связанной с организацией управления производством, образованием и квалификацией рабочих и служащих – с другой.

С 1945 по 1969 гг. Япония широко использовала иностранные научно-технические достижения, закупала патенты, лицензии, ноу-хау, не тратя на их разработку собственных средств из государственного бюджета (заимствовано более 10 тыс. технологических процессов).

Одним из факторов является переход японских производителей от «фордизма» к «тойетизму», т.е. подетальному выпуску продукции, рассчитанному на удовлетворение индивидуальных потребностей, и позволяющему обеспечить более высокую конкурентоспособность японских товаров не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Кроме того, можно отметить и такие факторы как:

- высокоэффективное использование иностранной, в первую очередь американской, экономической помощи;

- массовое обновление основного капитала;

- расширение внутреннего рынка, в том числе за счет аграрной реформы;

- использование высококвалифицированной рабочей силы;

- редчайшая инициативность японских предпринимателей всех уровней и сложившаяся система принятия решений;

- традиционно сложившаяся система наемного труда, проявляющаяся в гармоничных отношениях между администрацией фирмы и наемным персоналом;

- относительно высокая норма накопления капитала;

- стремительное развитие собственной научно-исследовательской базы в наукоемких отраслях, особенно в области электроники;

- действующая антивоенная Конституция Японии, определяющая выделение средств на оборону в размере не более 1% от ВВП;

- выгодное географическое положение, которое объясняется тем, что со второй половины XX века Азиатско-Тихоокеанский регион стал стратегическим центром развития мировой экономики;

- преобразование рыночного механизма, которое стало осуществляться с первых послевоенных лет и проявлялось в продуманной последовательности принятия десятков законодательных актов, смысл которых состоял в создании конкурентной среды.

Таким образом, сущность «японского экономического чуда» состоит в глубоких преобразованиях национальных рыночных структур, которые привели к технологическому перевороту. В этот период был задействован комплекс факторов, имевших место и в других высокоразвитых странах, но в Японии давших значительно более серьезные результаты благодаря обновлению рыночного механизма на основе регламентированной конкуренции. В связи с этим необходимо провести поэтапный анализ становления японской модели хозяйствования.

Экономическая система догоняющего типа. Экономическая система послевоенной Японии отличалась от других развитых стран сравнитель­ной слабостью элементов свободного рынка. Это было обусловлено большой ролью в ней государства и так называемого группирования в сфере бизнеса.

Стратегическим направлением политики рос­та в послевоенный период было всемерное стиму­лирование накопления капитала. Этот курс в зна­чительной степени основывался на таких рыча­гах, как огромные государственные инвестиции в расширение и совершенствование экономичес­кой инфраструктуры, субсидии, дешевый кредит, различные налоговые и амортизационные льго­ты для стимулирования внутренних и внешних ис­точников финансирования инвестиций частных предприятий, научно-технического прогресса и экспорта. В этом процессе большую роль сыграли налоговые стимулы для мелких сбережений населения.

Финансовые рычаги активно использовались правительством для регулирования конъюнкту­ры рынка. До 1965 г. главным средством такого регули­рования была традиционная кредитная политика, которая в послевоенной Японии отличалась срав­нительно высокой эффективностью.

Отличительная особенность присутствия госу­дарства в экономике состояла в том, что макро­экономическое регулирование органично сочета­лось с достаточно эффективным механизмом го­сударственного вмешательства на микроуровне. В основе этого механизма лежало исключитель­но жесткое бюрократическое регламентирова­ние.

В прак­тике регулирования частного предприниматель­ства в послевоенной Японии активно использо­вался и такой общий для всех государств рычаг, как система законодательно закрепленных рег­ламентаций. При этом особо высокой степенью государственного регламентирования с самого начала отличались внешнеэкономическая и кре­дитно-финансовая сферы.

В противоположность западной рыночной экономике, в основе поведения хозяйствующих агентов которой лежит индивидуализм, в Японии сильны устои коллективизма, или философии групповых целей и устремлений. Можно охарактеризовать японскую систе­му как нечто близкое к организации деревенской жизни, где риск и ответственность одновременно и распределяются и объединяются.

Развитие японской экономики после восста­новления в середине 50-х годов довоенного уров­ня производства можно условно подразделить на три периода. После высоких темпов экономичес­кого роста, составлявших в 1952-1972 гг. в сред­нем 9,8% , страна вступила в период умеренного роста (в 80-х годах – 3,8%). Однако с начала 90-х произошел дальнейший срыв, вылившийся в дли­тельную экономическую депрессию, которая продолжается по настоящее время. Средние темпы роста ВВП в период 90-х годов, которые часто обозна­чаются как «потерянные 10 лет», составили всего 2%. В целом для конъюнктуры 90-х годов были характерны снижение уровня потребления, низкий уровень банковского про­цента, рост безработицы, падение уровня производст­ва и частных инвестиций.

Следствием значительно­го замедления темпов экономического роста, а также четко наметившихся тенденций к старению населения явилось повышение удельного веса всех государственных расходов (особенно социальных) в ВВП. Это создало серьезную проблему для дальнейшего экономического раз­вития страны.

Причинами снижения темпов экономического роста являлись: во-первых, повышение ставки налога на продажу и глу­бокий разрыв между спросом и предложением; во-вторых, кризис кредитно-финансовой системы; в-третьих, обострение проблемы «двойственной» структуры эконо­мики (резкое увеличение разрыва между крупными и мелкими предприятиями по уровню прибыльности, накопления основного капитала и услови­ям финансирования; на мелкие и средние предприятия приходится 30% экспорта, 70% добавленной стоимости и 80% занятых). В-четвертых, азиатский финансовый кризис и снижение уровня внешнего спроса. В-пятых, серьезные просчеты экономической политики прави­тельства в области проведения анти­кризисных мер и решения долгосрочных структурных проблем.

С начала XXI в. замедлился ход программы ос­лабления регламентации. Принятый в 1995 г. спе­циальный «Пятилетний план ослабления регла­ментации» открывал перспективу для либерализации различных отраслей экономики и сфер дея­тельности. Однако Япония по-прежнему остается страной с «регу­лируемой» экономикой.

Осенью 1998 г. при правительст­ве был создан Совет по вопросам экономической стратегии, который занимался разработкой долгосрочной экономической политики, и главной причиной снижения темпов экономического роста назвал «структурную уста­лость» социально-экономической системы.

Период 80-90-х годов ХХ века характеризовался такими процессами как глобализация мировой экономики, высокая ин­форматизация, постиндустриализация развитых и индустриализация развивающихся стран, старение населения и т.д. В соответствии с этим перед Японией, нахо­дящейся на стадии трансформации экономической системы, стояли следующие задачи: 1) отмена регламентации и усиление до­верия к свободному рыночному механизму; 2) контроль за соблюдением экологических требований, бухгалтерской отчет­ностью, информационной открытостью и т.д.; 3) создание системы социальной поддержки (пенсионное обеспечение, медицинское страхова­ние, страхование занятости и т.д.); 4) создание системы профессиональной переподготовки; 5) предоставление общественных благ, охваты­вающих сферу социальных услуг.

Проводимые экономические реформы по преобразованию япон­ской экономической системы выдержаны в духе неоконсерватизма и следуют американской модели, ставшей в по­следнее десятилетие эталоном успешного пост­роения постиндустриального общества.

Таким образом, современный период развития японской экономики можно рассматри­вать как переходный, соответствующий заключительной фазе длительного эволюцион­ного преобразования послевоенной экономичес­кой системы: от централизованной военно-ко­мандной системы через экономическую систему догоняющего типа с высокой степенью государ­ственного вмешательства и традиционного рег­ламентирования к системе, опирающейся на част­ную инициативу и рыночный механизм и отводя­щей большую роль экономической политике, дополняющей этот механизм.

 



2020-03-19 211 Обсуждений (0)
Реализация неоконсервативного курса в Великобритании. «Тетчеризм» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реализация неоконсервативного курса в Великобритании. «Тетчеризм»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)