Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ подходов к исследованию социальной перцепции



2020-03-17 279 Обсуждений (0)
Анализ подходов к исследованию социальной перцепции 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Актуальность темы исследования продиктована возросшим в настоящее время интересом к изучению психологических аспектов управленческой деятельности. Неслучайно, организационная психология и социальная психология управления - это наиболее динамично развивающиеся области психологического знания. Кроме этого, коренные изменения в культурной, политической и экономической жизни российского общества требуют научного осмысления тех процессов, которые связаны с реформированием устоявшихся форм социальных взаимодействий. За изменением политических и экономических отношений, прежде всего, стоит качественное преобразование отношений социально-психологического характера.

Определенную роль в управленческой деятельности играют индивидуально-стилевые различия восприятия. Ими характеризуются все люди, являющиеся и субъектами управления и ее объектами.

Прежде всего, необходимо отметить следующие:

а) Восприятие складывается из закономерно сменяющих друг друга фаз (фаз перцепции): обнаружения, различения, идентификации, категоризации, узнавания, опознания. Одним словом, восприятие и его индивидуальные особенности при всей их закономерности являются неповторимыми и особенными для каждого отдельного человека. Такой факт необходимо учитывать в практике управления - все люди по-своему видят и воспринимают действительность.

б) Восприятие обладает рядом основных свойств - предметностью, целостностью, структурностью, осмысленностью, константностью, апперцептивностью и другими. Эти свойства, также как и фазовость, определяют индивидуальность, неповторимость каждого человека.

в) По отношению к уровню осознанности воспринимаемого материала, восприятие может быть произвольным - осознаваемым и непроизвольным - неосознаваемым.

Положения теории социальной перцепции, разработанные в трудах отечественных ученых (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, И. П. Волков, Р. Б. Гительмахер, А. И. Донцов, А. Л. Журавлев, А. И. Китов, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, В. В. Новиков, Н. Н. Обозов, А. Л. Свенцицкий, и др.), и достижения зарубежных психологов в разработке теории познания людьми друг друга (С. Аш, Д. Брунер, К. Девис, Д. Дженнингс, Г. Келли, Г. Линдсей, Г. Олпорт, Л. Хайдер и др.) имеют большое значение для теории и практики изучения особенностей восприятия в различных сферах профессиональной деятельности. Разработанные подходы к исследованию перцептивного процесса вышеназванными авторами позволяют определить связи и взаимозависимости, возникающие между элементами самого процесса.

Гипотезой исследования является предположение о том, что существует взаимосвязь между особенностями взаимодействия и спецификой восприятия подчинёнными руководителя, что, в свою очередь, влияет на организационную культуру.

В соответствии с вышеизложенным целью исследования является определение особенностей процесса восприятия руководителя подчинёнными, детерминирующего процесс взаимодействия.

Объектом исследования выступает социально-перцептивный процесс в управленческой деятельности, а его предметом - особенности восприятия руководителя подчинёнными.

Объект, предмет и цель исследования потребовали решения следующих теоретических и эмпирических задач:

.   Анализ теоретических подходов и экспериментальных исследований восприятия подчинёнными своего руководителя в отечественной и зарубежной социальной психологии.

.   Выявление социально-психологических факторов развития перцептивных процессов в управлении

.   Разработка программы и методических процедур для осуществления эмпирического исследования.

.   Проведение эмпирического исследования социально-психологических факторов восприятия руководителя подчинёнными на материале отечественных организаций.

.   Выявление условий, влияющих на процесс восприятия подчинёнными руководителя.

Гипотезой исследования

Методы исследования.

Эмпирической базой исследования выступает предприятие (название указать), исследования проводились по шести отделам, всего было опрошено 42 человека.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования полученного фактологического материала при разработке методических рекомендаций по построению взаимоотношений в процессе управленческой деятельности.

 


Глава 1.Теоретические основы изучения социально-перцептивных процессов в управлении

Анализ подходов к исследованию социальной перцепции

 

В процессе социального познания окружающей действительности важную роль играют восприятие и взаимопонимание людьми друг друга. Этот процесс получил название социальной перцепции. Являясь регулятором общения и межличностных отношений, социальная перцепция основывается на взаимных впечатлениях партнеров друг о друге. Практическое назначение этих представлений заключается в том, что понимание психологического облика личности является исходной информацией для определения тактики поведения по отношению к участникам взаимодействия. Особенно велико значение социальной перцепции в функционировании группы, - от эффективности этого процесса зависят содержание и результаты совместной деятельности.

Изучению процессов, происходящих в социальной группе, посвящено большое количество как отечественных, так и зарубежных работ. Исследователями изучались проблемы сплоченности, влияния, лидерства руководства группой и т.д.

Понятие «социальная перцепция» претерпело контекстуальное и содержательное изменение. Термин был введен Дж. Брунером в 1947 г. дляобозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула-объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д. Таким образом, первоначально под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии (Андреева Г.М., Бодалев А. А., Крысько В.Г., Петровская Л. А., Берн Э. и др.), придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

Попытку построения теории каузальной атрибуции в изучении социальной перцепции на межличностном уровне предпринял Гарольд Келли. По его мнению, при попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя критериями:

1. Критерий постоянства

2. Критерий исключительности;

3. Критерий консенсуса.

Если в сходных условиях поведение наблюдаемого однотипно, то его считают постоянным. Оно будет отличающимся, если в других случаях проявляется иначе, и, наконец, поведение считается обычным, если в сходных обстоятельствах свойственно большинству людей. Если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда одинаково (постоянное поведение), если он ведет себя так же и в других ситуациях (не отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях так же ведут себя лишь немногие люди (необычное поведение), то мы склонны приписывать поведение внутренним факторам. Напротив, если человек в похожих ситуациях ведет себя так же (постоянное поведение), если в других случаях он ведет себя иначе (отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях такое же поведение сходно большинству людей (обычное поведение). Мы объясняем его действие внешними причинами.

В общем виде теория понимается так: всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные ожидания. Иными словами, каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих чужое поведение, так или иначе, вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен. Вопрос заключается в том, которая из каузальных схем включается в каждом конкретном случае.

Модель анализа вариаций описывает структуру каждого акта каузальной атрибуции. Элементами этой структуры являются те же самые элементы, которые обычно описываются как элементы процесса межличностного восприятия: субъект, объект и ситуация.

Келли говорил об ошибках межличностного восприятия, суммировал их следующим образом:

o 1-й класс - мотивационные ошибки (различного рода защиты: пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов (успех - себе, неуспех - обстоятельствам));

o 2-й класс - фундаментальные ошибки (свойственные всем людям), включающие в себя случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных. Более конкретно фундаментальные ошибки проявляются в ошибках ложного согласия, когда нормальной интерпретацией считается такая, которая совпадает с моим мнением и под него подгоняется); ошибках, связанных с неравными возможностями ролевого поведения (когда в определенных ролях гораздо легче проявить собственные позитивные качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним); ошибках, возникающих из-за большого доверия конкретным фактам, чем к общим суждениям и т. д.

Для того, чтобы обосновать выделение именно такого рода ошибок, Келли выдвигает четыре принципа:

1.  Принцип ковариации действует, когда в наличии одна причина. Сущность принципа ковариации заключается в том, что эффект приписывается той причине, которая совпадает с ним во времени, (естественно, что в многообразии причинно-следственных связей между явлениями причиной вовсе не обязательно является та, что совпадает со следствием во времени).

2. Принцип обесценивания, когда при наличии альтернатив одна из причин отбрасывается из-за того, что есть конкурирующие причины

.   Принцип усиления. Если причина не одна, то человек при интерпретации руководствуется или принципом усиления, когда приоритет отдается причине, встречающей препятствие: она усиливается в сознании воспринимающего самим фактом наличия такого препятствия.

.   Принцип систематического искажения, когда в специальном случае суждений о людях недооцениваются факторы ситуации и, напротив, переоцениваются факторы личностных характеристик.

Какой из принципов будет включен в построение вывода о поведении другого человека, зависит от многих обстоятельств, в частности от так называемых “каузальных ожиданий” личности, которые строятся на том, что “нормальным” поведением является поведение типичное и социально желательное. Когда демонстрируется именно такой образец поведения, нет необходимости для специального поиска его причин. В случаях отклонения включается механизм каузальной атрибуции.

Социальная перцепция выступает в роли регулятора общения, поскольку в ней всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение собственной стратегии деятельности людей.

Наиболее обобщенным механизмом социальной перцепции можно назвать механизм стереотипизации.

В первую очередь могут быть рассмотрены следующие индивидуальные особенности воспринимающего субъекта, которые оказывают влияние на процесс социальной перцепции и качество общения:

·   социальный интеллект - это способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии;

·   распознавание эмоционального состояния другого человека - одна из составных частей эмоционального интеллекта (согласуется с фактором «понимание чужих эмоций через экспрессию», Люсин Д.В., Марютина О.О.,Степанова А.С.);

·   асимметрия восприятия - это зависимость процесса восприятия от особенностей включения человека в структуру пространства деятельности, которые существенно отличаются в случае «горизонтального» и «вертикального» распределения субъектов (Толочек В. А.);

·   субъективная картина мира - это отражение внешнего мира, опосредованное мотивами, потребностями, характерологическими особенностями человека;

·   гендерные стереотипы - это установки, связанные с пониманием гендерной роли человека и ожиданием соответствующего этой роли поведения. В настоящее время многими исследователями процесс гендерной стереотипизации рассматривается как познавательный процесс. Однако особенности этого процесса изучены не достаточно. Существует небольшое количество исследований (Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Ф. Лэонтиу), посвященных изучению взаимосвязи когнитивного стиля с гендерной идентичностью.

На процесс социальной перцепции в группе большое влияние оказывает статусно-ролевая позиция, занимаемая личностью. На изменение самовосприятия и самооценки личности в группе большое влияние оказывают социальные установки, которые проявляются в виде стереотипов (в т.ч. гендерных), динамики самооценки, зависимость от ожидаемой оценки.

Изучение восприятия показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

К механизмам социальной перцепции относят механизмы:

· идентификация, эмпатия - механизмы познания и понимания людьми друг друга

· рефлексия - познания самого себя

· аттракция - формирование эмоционального отношения к человеку.[7, с. 145]

Идентификация - простейший способ понимания другого человека, т.е. уподобление себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия партнеры используют этот закон, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением - эмпатией.

Под эмпатией обычно понимается сострадательное переживание одним человеком чувств, восприятий и мыслей другого. Некоторые ранние европейские и американские психологи и философы, такие как М. Шелер и У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных социальных отношений. Здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем партнера, сколько стремление эмоционально откликнуться на его трудности. При этом эмоции, чувства воспринимающего не тождественны тем, которые переживает воспринимаемый, т.е. если один из партнеров по общению проявляет эмпатию к другому, он просто понимает его чувства и линию поведения, но свою собственную может строить совсем по-иному. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой один партнер полностью отождествляет себя с другим и, соответственно, испытывает те же чувства, что и другой, и ведет себя подобно другому.

Сложнее по своей сути механизм рефлексии. Он подразумевает осознание того, как партнер по общению воспринимается другим его партнером. Это уже не просто знание или понимание первым второго, но знание того, как он понимает первого, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира одного партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир другого партнера.

Партнеры по общению не просто воспринимают друг друга, они формируют определенное отношение друг к другу. Механизм образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому называется аттракция.

Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Все эти механизмы восприятия, так или иначе, управляют процессом социальной перцепции. .[7, с. 147]

 



2020-03-17 279 Обсуждений (0)
Анализ подходов к исследованию социальной перцепции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ подходов к исследованию социальной перцепции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)