Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие восприятия руководителя подчинёнными



2020-03-17 238 Обсуждений (0)
Понятие восприятия руководителя подчинёнными 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Изучение межличностных отношений в системе руководитель-подчиненный - одно из важнейших направлений в современной социальной психологии организаций. Рассмотрение этого вопроса имеет существенное значение в решении таких прикладных задач, как повышение адаптивности, мотивации, благонадежности и лояльности работников, эффективного руководства, развития организационной культуры и внедрения инноваций. Практически ни одна проблема организационной психологии не может быть решена без анализа взаимодействия руководителя и подчиненных.[9, с. 139]

Особый вопрос организационной психологии межличностных отношений - восприятие подчиненными личности и поступков руководителя. В процессе осуществления проявление руководства осознается и интерпретируются работниками тем или иным образом, а результаты этой социальной перцепции вносят свой существенный вклад (позитивный или негативный) в функционирование и развитие организации. [10, с. 128] Восприятие личности руководителя является важнейшим фактором формирования профессионального самосознания и профессиональной идентичности. [5, с. 106]

Профессионализация, как и любая другая составляющая социализации, напрямую зависит от внешних оценок деятельности работника со стороны значимых индивидуумов. Современные теории детерминации поведения человека, интенсивно развивающиеся в рамках когнитивизма, напрямую связывают психологические проявления человека с работой когнитивной системы, с теми оценками, которые он дает наблюдаемым явлениям, и с особенностями внутреннего образа внешних объектов. В организационных отношениях значимость мнения руководителя и готовность принять его оценки как корректирующего фактора напрямую зависят от внутреннего образа этого руководителя у подчиненного. [3, с. 257]. Следовательно, «неверное» восприятие приводит к «неверным» оценкам и неадекватным реакциям, что осложняет профессионализацию.

Эмоциональные аспекты рассматриваются как неотъемлемая часть любого социально-перцептивного процесса и важнейшая содержательная характеристика.

Процесс восприятия подчиняется общим закономерностям психологического отражения, но имеет некоторые особенности в связи с высокой социальной значимостью объекта восприятия в ряду других объектов окружающего мира (В.С.Агеев, Г.М.Андреева).

В результате перцепции характеристики воспринимаемого объекта обычно структурируются, и сам объект восприятия относится субъектом восприятия к определенной категории. Таким образом, основным вопросом научного анализа перцептивного процесса является определение и исследование детерминант структурированности восприятия.

Восприятие объектов опосредовано субъективной когнитивной структурой личности, репрезентирующей знания личности о мире, предметах, явлениях и ситуациях. Одним из ключевых понятий при рассмотрении влияния субъекта на перцептивный процесс является картина мира (образ мира). Под картиной мира понимают своеобразную систему координат, посредством которой индивид воспринимает окружающую действительность (А.Гуревич). Б. Серебреников определяет картину мира как глобальный образ мира, являющийся результатом всей активности индивида и совокупности его контактов с окружающим миром.

В процессе перцепции объекта в психике субъекта происходят следующие процессы: выделение объекта из фона; формирование кода объекта; установление тождества и различия объектов; классификация объектов по категориям (категоризация); формирование когнитивной схемы; формирование репрезентации и т.д. (С.С.Магазов).

Процесс категоризации опирается на индивидуальную картину мира, в которой каждая категория обладает прототипической структурой, включающей ядро и периферию. Знания в психике организованы в концептуальные схемы, называемые фреймами (М.Минский). С точки зрения социальной психологии значимым является то, что фреймы имеют конвенциональную природу, то есть каждый из них содержит набор характеристик, разделяемых определенным сообществом.

В процессе восприятия индивид соотносит получаемую от органов чувств информацию и сопоставляет её с существующим фреймом. Так восприятие части характеристик объекта активизирует фрейм в целом, а не воспринимаемые непосредственно характеристики достраиваются по умолчанию в соответствии с этим фреймом.

Исследователями установлено, что процесс восприятия социальных объектов существенно отличается от восприятия предметов материального мира. В процессе познания социального объекта важную роль играют смысловые и оценочные интерпретации воспринимаемого объекта. Кроме того, при восприятии социальных объектов наблюдается единство познавательных и эмоциональных компонент тесно взаимосвязанных с мотивацией субъекта.

Индивид, с одной стороны, воспринимает социальные ценности, то есть социальные ценности оказывают влияние на установку индивида. С другой стороны, ценностная установка играет роль фильтра в процессе восприятия на трехкомпонентной модели установки Смита: когнитивном, аффективном и поведенческом. При фиксировании когнитивного и поведенческого компонент и изменении аффективного компонента становится возможным доказательство влияния ценностей на процесс перцепции.

Перцептивные процессы определяют специфику управленческой деятельности с двух необходимых позиций - с позиции когнитивного взаимодействия управляющего и персонала и с позиции социальной перцепции

Первое означает, что познание в управленческой деятельности носит комплексный характер, в максимальной степени требующий синтетического участия в ней всех познавательных психических процесов (а не только восприятия). Второе означает, что в управленческой деятельности полностью раскрывается его специфика - необходимость четкого межличностного восприятия - социальной перцепции, охватывающей круг широких явлений - восприятие человека человеком; восприятие индивидом группы; межгрупповое восприятие; самовосприятие группой себя.
Индивидуальные особенности перцепции значимы и в деятельности руководителя, которая, во-первых, обеспечивает эффективное восприятие объекта управления и самого субъекта, кодирование и декодирование управленческой информации и многое другое; во-вторых, раскрывает связи точности социальной информации с эффективностью управленческой деятельности. Последнее, например, проявляется в таких особенностях восприятия руководителем подчиненных как эффекты:

перенесения общего впечатления о подчиненном на оценку его отдельных характеристик - как деловых, так и личностных;

завышения оценок тех подчиненных, которые поддерживают руководителя;

завышения оценок тех подчиненных, которые высказывают сходные с руководителем мнения и суждения;

занижения оценок тех подчиненных, которые не поддерживают руководителя и высказывают противоречащие его мнению суждения;

блокирования информации, поступающей руководителю от лиц, получивших негативную оценку с его стороны.

В этой связи встает вопрос об адекватности восприятия в управленческой деятельности.

Взаимодействия руководителя и подчиненных часто рассматриваются через призму стиля руководства. Наш анализ ограничивается именно таким «срезом» проблемы. Более полувека изучения проблемы стиля руководства высветило как наиболее привлекающие внимание исследователей затененные аспекты, о которых принято деликатно говорить: «Эти вопросы, к сожалению, остаются малоизученными». В первом приближении можно выделить несколько таких аспектов, почему-то устойчиво недооцениваемых учеными. [10, с. 147]

В разных научных классификациях выделяются, как правило, несколько стилей руководителей. В то же время стиль - этот феномен интеграции индивидуальности руководителя и условий его деятельности - совершенно не распространяется на активность подчиненных. О стиле подчиненных в научной литературе не упоминается, хотя стили руководства присущи каждому руководителю, занимающему любую иерархическую позицию. Другими словами, у всех руководителей, занимающих должность выше бригадира, мастера участка, начальника объекта и т. п., то есть руководителей низового звена управления, всегда есть стили руководства и не имеющие такого стиля подчиненные, выступающие, в свою очередь, в качестве руководителей по отношению к другим субъектам, занимающим более низкую иерархическую ступень.

Заявляя о динамике развития производственного коллектива, выделяя этапы продвижения проекта и разные стадии «зрелости» подчиненных, исследователи чаще ограничиваются методом «поперечных срезов». В то же время очевидно, что 3-4 типа «состояния зрелости подчиненных» едва ли могут полноценно отразить все многообразие процессов изменения взаимодействий субъектов совместной деятельности. Скорее здесь можно говорить не столько о типовых «состояниях» субъектов, а о динамике изменения их взаимодействия.

Восприятие друг друга субъектами совместной деятельности также чаще описывается как целостный, инвариантный, не расчленяемый стабильный феномен. Но очевидно, что та или иная динамика во взаимодействии субъектов совместной деятельности (карьерный рост, продвижение проекта, служебные перемещения, ротация и пр.) не может не отражаться на особенностях их восприятия друг друга, продуктов деятельности, целей, смыслов и пр.

Обобщая, можно предполагать, что в число атрибутов совместной деятельности входят динамика и асимметрия взаимодействия и восприятия партнеров (как следствие иерархии позиций субъектов совместной деятельности). Предположим также, что управленческая асимметрия восприятия и взаимодействия партнеров является серьезным фактором успешности их совместной деятельности.



2020-03-17 238 Обсуждений (0)
Понятие восприятия руководителя подчинёнными 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие восприятия руководителя подчинёнными

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)