Особенности социально-перцептивных процессов в управлении
Понимание того, каковы механизмы социальной перцепции в организации, в каких формах она осуществляется, каковы ее особенности в зависимости от тех или иных факторов, позволило бы на более адекватной основе выстроить систему отношений руководитель-подчиненный для повышения эффективности управления. Вместе с тем недостаточно изучены механизмы социальной перцепции и каузальной атрибуции. В частности, не ясна роль личностных и ситуативных факторов в формировании образа восприятия человека. Можно выделить два основных подхода. Первый подход предполагает ключевую роль личностных черт субъекта в формировании его отношения к человеку. В качестве механизмов можно выделить проекцию (перенос собственных личностных характеристик на образ объекта) и «оценку от противного» (преувеличение в образе объекта черт, недостаточно развитых у субъекта, по его мнению). Один из аргументов в пользу личностного подхода - это существование фундаментальной ошибки атрибуции - склонности людей приписывать причины поведения личностным факторам, недооценивая значимость внешней ситуации. В системе отношений руководитель-подчиненный ошибки восприятия могут приводить к преувеличению или приуменьшению выраженности социально значимых или профессионально значимых личностных качеств. Второй подход, часто именуемый ситуационным, отдает ключевую роль в детерминации поведения самой ситуации, в том числе и при формировании образа восприятия [8, с. 101]. Сторонники данного подхода указывают, что поведение человека и социальная перцепция ситуационно специфичны, и это отражается в их высокой вариабельности в различных условиях. [1, с. 117]. По мнению представителей данного направления в психологии, роль личностного фактора в поведении и восприятии редуцируется до неспецифических механизмов работы когнитивных процессов. [6, с. 178] Современный «ситуативный» взгляд был резюмирован Д. Магнуссоном следующим образом: поведение есть результат непрерывного взаимодействия между индивидом и ситуациями, в которые он включен; с личностной стороны существенными являются когнитивные и мотивационные факторы, со стороны ситуации - то психологическое значение, которое ситуация имеет для индивида. Можно отметить, что данные подходы не исключают друг друга, более того, предпринимаются попытки их интеграции, однако различия взглядов слишком сильны в вопросе о том, какое значение придается тем или иным факторам, какая мера «ответственности» за поведение человека приписывается им. .[3, с. 116] При управлении могут быть отмечены следующие основные положения: . В рамках социальной системы субъект восприятия предстает как познающая (воспринимающая) мир личность. . Объект восприятия субъектоцентричен, его границы определяются ресурсами субъекта и характером выполняемой задачи. . Объект-ситуация, обладая целостностью и субъектоцентричной характеристикой, имеет способность динамично развиваться. Побуждая и направляя активность субъекта, объект восприятия сам формируется под ее влиянием. . Перцептивное действие инициируется не биологическими, а социокультурными потребностями: в познании, творчестве, самосовершенствовании и т.д. . Психологический аспект перцептивного процесса характеризуется наличием мотивационной, эмоциональной и информационной составляющей. . Социальная перцепция («познание другого») - это зависимость перцептивных процессов от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, ожиданий. Специфическая область восприятия: восприятие социальных объектов (личностей, групп, общностей). . Перцепция выступает в качестве регулятора общения, выполняя перцептивно-диагностическую функцию. . Механизмами процесса восприятия и понимания являются: идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь и эмпатия. . Восприятие зависит от личностных особенностей воспринимающего, от его жизненного опыта, от установки и обстоятельств. Результаты исследований перцептивного процесса презентируют его зависимость от половозрастных, психофизиологических, эмоциональных, личностных, профессиональных, социальных и др. особенностей. Научные знания о психологических особенностях перцептивного процесса, функциональной значимости и механизмах социальной перцепции не были применены в рамках компетентностного подхода. До сих пор не разработана структура социально-перцептивной компетентности и ее динамических особенностей в процессе приобретения опыта. В контексте профессиональной деятельности не определены компоненты социальной перцепции. Таким образом, с одной стороны, существует направленность на приобретение профессионального опыта и умение принять решение, регулируя проявление эмоционального отношения, с другой - не отмечены особенности развития социально-перцептивной компетентности. Решение данной проблемы состоит: в теоретическом плане -теоретическое обоснование социально-перцептивной компетентности, в практическом - выявление структурных компонентов социально-перцептивной компетентности в процессе профессиональной деятельности, позволяющих определить ее динамические особенности. В управленческой деятельности наилучшим является аналитико-синтетический стиль восприятия, при котором эффективность познания и осмысливания действительности реализуется в наиболее гармоничном варианте. Примером такого стиля восприятия является высокий уровень развития наблюдательности, важного свойства психики человека
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |