Теоретические основы методики формирования эстетических знаний и умений в процессе работы с природным материалом
Выпускная квалификационная работа Содержание, формы и методы формирования эстетических знаний и умений у учащихся I-IV классов в образовательной области «Технология» Введение Актуальность темы квалификационной работы: В условиях развитого общества эстетического воспитание как средство формирования всесторонне развитой гармонической личности, обладающей широким кругозором, разносторонними знаниями и развитыми способностями занимает все более значительное место. Проблема эстетического воспитания является одной из важнейших проблем формирования общей культуры общества. Эстетическое воспитание значимо тем, что обеспечивает личностно-ценностную ориентацию личности, развитие ее эстетического отношения к природной и предметной среде. Важнейшее формировательское значение имеет для ребенка приобщение его к самостоятельной эстетической деятельности. В образовательной области «Технология» данная деятельность неотъемлема от взаимосвязи художественных и трудовых аспектов. Мы рассматриваем труд не только как результат, но и как средство эстетического воспитания. На основе указанного взаимодействия осуществляется предметно-преобразовательная деятельность, обеспечивается, с одной стороны, создание полезных и красивых вещей, обладающих художественным вкусом, а с другой стороны - эстетический вкус, взгляды и убежденность. К сожалению, в настоящее время в практике высшей школы недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию учащихся в трудовой подготовке. Эту проблему обнажило содержание образовательной области «Технология» Учащиеся практически не готовятся к решению комплексных эстетико-технологических задач. Недостатки трудового и эстетического воспитания в школе наносят ущерб части детей в деле формирования их нравственно-эстетических идеалов, делают их психологически неустойчивыми, неспособными к преодолению препятствий, а нередко порождают неприятие труда - основной деятельности, обеспечивающей существование и развитие общества. Эти недостатки особенно видны в условиях всеобщего образования, когда основной задачей школы является подготовка учащихся к жизни, получению специальности, участию в общественной жизни и производительном труде. Следствием этих недостатков является отсутствие предметов отечественного производства, обладающих высокохудожественной ценностью. Низкая культура воспитания приводит к созданию неинтересных, неконкурентоспособных изделий труда, а преобладание зарубежных изделий фундаментально подрывает экономику нашей страны. Все это рождает очень тяжелые противоречия и актуализирует педагогическую задачу эстетического воспитания в образовательной области «Технология». В то же время в практической школе указанная разработка внедряется крайне медленно и недостаточно. У школьников не формируется системные знания о композиционных закономерностях, категориях эстетики, о содержании и назначении художественно-трудовой деятельности. Поэтому важно вести целенаправленную работу по развитию эстетических представлений целенаправленную работу по развитию эстетических представлений, взглядов и вкусов. Цель квалификационной работы: раскрыть методические основы формирования эстетических знаний и умений у учащихся I-IV классов в процессе работы с природными материалами. Объект исследования - процесс обучения учащихся I-IV классов в образовательной области «Технология». Предмет исследования - содержание, формы и методы формирования эстетических знаний и умений у учащихся I-IV классов по технологии обработки природных материалов. Рабочая гипотеза - формирование эстетических знаний и умений у учащихся I-IV классов при работе с природными материалами будет успешно если: будут раскрыты основы формирования эстетических знаний и умений у учащихся I-IV классов; будут обоснованы, разработаны и экспериментально проверены содержание, формы и методы эстетического обучения младших школьников при работе с природными материалами. Задачи исследования: раскрыть процесс формирования эстетических знаний и умений как социально-педагогическую проблему; проанализировать содержание обучения учащихся в образовательной области «Технология»; выявить особенности методики формирования у младших школьников эстетических знаний и умений в процессе изучения технологии обработки природных материалов; экспериментально проверить педагогические требования к организации обучения учащихся I-IV классов в процессе изучения технологии обработки природных материалов. Методологической и теоретической основой исследования являются: диалектико-материалитический, историко-аналитический, теоретический и системно-деятельностный подход к формированию и развитию гармоничной личности, философские учения о связи теории с практикой, роли трудового обучения, производительного труда в ее становлении как социального субъекта; фундаментальные исследования ведущих отечественных ученых-дидактов, педагогические теории и концепции известных педагогов в области трудовой, политехнической подготовки, технологического образования учащихся, научные разработки зарубежных психологов, методистов, физиологов, экономистов и других специалистов в области подготовки учащихся к трудовой, производительной деятельности. Методы исследования: исследование выполнялось разнообразными принятыми в педагогической науке методами. В их числе: изучение научных работ, метод беседы, метод математической статистики, изучение документации, теоретический анализ технологической и технолого-педагогической литературы. Экспериментальной базой квалификационной работы является Славянская СОШ №3 I-IV классы. В эксперименте принимали участие директор школы Кирилова Т.Я., завучи Чупахина Н.В., Горбатенко Е.В., Шейкина И.Н., методисты Шадрова В.И., Коротенко И.Т., классный руководитель Шидловская Л.В., студентка V курса Синявская Н.В., учащиеся 2 «А» класса 16 человек. Всего приняло участие в эксперименте 23 человека. Положения, выносимые на защиту: 1. Педагогические проблемы обучения учащихся технологии обработки природных материалов в образовательной области «Технология». 2. Анализ содержания обучения учащихся в образовательной области «Технология». . Особенности методики обучения учащихся I-IV классов в процессе работы с природными материалами. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Теоретические основы методики формирования эстетических знаний и умений в процессе работы с природным материалом
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |