Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование эстетических знаний и умений как важная социально-педагогическая проблема



2020-03-17 224 Обсуждений (0)
Формирование эстетических знаний и умений как важная социально-педагогическая проблема 0.00 из 5.00 0 оценок




В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство - чувство ценности человеческой личности.

Всякое достижение имеет предысторию. Как сказал поэт И.И. Шкляревский: «Самое сильное в человеке - его начало. Оно тайно верховодит всей жизнью. Так попробуем начать с самого начала!»

Состояться - произойти, осуществиться, т.е. из потенции превратиться в реальность, из возможности стать действительностью.

Малыша нужно не только научить стоять на ногах, делать первые шаги, самостоятельно есть и одеваться, но и привить ему вкус к собственному развитию, желание реализовать свои потенциальные возможности.

Самый благоприятный путь развития не в том, чтобы малыш максимально быстро прошел все периоды детства и как можно скорее стал маленьким взрослым, а в том, чтобы он наиболее полно прожил каждый отрезок времени, освоил и воплотил все характерные для него особенности и черты. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами обучения.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых его шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетическое отношение к действительности. Это специфический вид общественно-значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты), по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирование целостной личности, творчески развитой, индивидуальности, действующей по законам красоты.

Первостепенной эстетической школой является природа. Природа составляет постоянное окружение человека, ту естественную среду, в которой он живет и которая накладывает существенный отпечаток на всю его жизнь. Природа напоминает человеку о нем самом и в силу этого является для человека предметом эстетических переживаний.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности:

художественное воспитание всего образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на совершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей;

Эстетическое воспитание - это неотъемлемая часть всей системы трудового и нравственного воспитания школьников. Высокие моральные качества и эстетическая культура человека не складываются сами по себе. Недостаточное внимание к вопросам нравственного и эстетического воспитания может привести к отрицательным явлениям в развитии личности.

Одной из отличительных принципиальных особенностей школы и системы воспитания личности является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания. Сегодня каждому учителю становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития каждого человека, как и социального творчества в целом. В разработку теории и практики эстетического воспитания ощутимый вклад внесли своим научно-педагогическим творчеством классики советской педагогики А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

В результате длительного общения учащихся с образовательной областью «Технология» развиваются такие стороны личности младшего школьника как эстетический вкус, аккуратность, терпение, усидчивость и т.д., но и формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрения, а также нравственный и эстетический идеал.

Способность понимать, чувствовать прекрасное, является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей.

Практический опыт школы стран, ведущих работу по эстетическому воспитанию учащихся, показывает, что они своим творческим трудом эффективно решают основную задачу - формирования всесторонне развитой личности, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Поэтому в каждой школе страны эстетическое воспитание рассматривают сегодня как важный момент целостной системы формирования личности. Эстетическое воспитание направлено на формирование целостной творческой личности, охватывает интеллектуальную, эмоциональную, волевую стороны. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и глубину его мышления, и тонкость чувств и характер избирательности. В процессе эстетического воспитания эстетика не просто усваивается человеком как определенные знания, а становится как бы частью его самого. При этом личность формируется под совокупностью воздействий:

1. эстетической теории;

2. природного общественного мира;

.   произведений искусства;

.   эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание - способность к самопознанию и самоуглублению личности, осознанию и своей самоценности. Оно является одной из высших форм приобщения человека к человечеству.

Главный показатель эстетического воспитания человека - его самостоятельные творческие личностные действия, их гуманный характер, благородный тип поведения.

Особым специфическим моментом эстетического воспитания является гедонистический эффект: формирование личности протекает в форме переживания эстетического наслаждения, что делает этот процесс радостным. Наиболее действенно усвоение эстетических умений и знаний протекает в «игровой ситуации»: мысли человека оттачиваются в обстановке бескорыстия, при усиленной внутренне работе сознания.

Эстетическое воспитание решает компенсаторные задачи, отвлекая человека от горестных жизненных переживаний и готовя его к борьбе за улучшение мира и своего положения в нем. Такие решения просветительно-эвристическая задача - помогает личности духовно общаться новыми знаниями и эстетическим опытом. Кроме того, функциональным особенностям эстетического воспитания являются:

артистизм - оттачивание и совершенствование чувств, вкусов человека, его облика и жизненного поведения;

ценностно-ориентационный эффект - привитие личности способности оценивать явления действительности и искусства;

креативность - пробуждение в человеке художника, развитие способности к творческому восприятию мира к творческому характеру деятельности.

Труд - одна определяющих характеристик человеческого существования в мире. Человек - субъект труда. Труд является первоосновой формирования эстетического отношения человека к миру. В труде сформулировалось все «богатство субъективной человеческой чувствительности» - Маркс К. Энгельс.

В труде были освоены такие свойства предметов и явлений, как ритм, пропорция, симметрия, соразмерность. Необходимость идеального, внутреннего плана деятельности, предшествующего практическим операциям развивала воображение человека, что обеспечивало целесообразность трудового процесса. Эстетическое отношение связано с установкой сознания на выразительности явлений. Глубокие знания, переживание материала обеспечивает максимальное использование его свойств и возможности преобразования. В этом многостороннем отношении к материалу формируется мастерство как способность полного осуществления целей, задач, установок деятельности.

В результате труда человек «создает самого себя в созданном им же мире».

Таким образом, мы выяснили, что развитие человеческого труда и эстетического становление личности - процесс, взаимосвязанный и взаимоопосредованный.

Эстетическое воспитание в труде - одна из разновидностей эстетического воспитания как целостности, как системы. Какой бы трудовой деятельностью не занимался человек, в ней реализуется тот потенциал эстетического опыта, который с детства закладывается в него. Трудовая деятельность становится приоритетной в выборе эстетических ценностей, средств, приемов, которые сообщают самому эстетическому воспитанию динамичный, организованный характер.

В оценке признаков эффективности эстетичного воспитания в труде учащихся в качестве доминантных выступают такие понятия как красота, изящество, элегантность. В центре внимания - сам человек со всем богатством его эстетических возможностей, запросов, творческих устремлений.

Ведя речь об эстетическом воспитании в труде, следует выделить четыре базовые смысловые позиции.

Позиция первая: красота и величие труда, трудовой деятельности. Учитывается уровень мастерства, профессионализма, рождающего продукт труда.

Позиция вторая: красота продукта трудовой деятельности. В этом случае в качестве ведущей ценности становится соответствие изготовленному продукту сырьевого материала, а также его функциональные признаки, которые вытекают из такого соответствия. Это может быть однородный продукт и целевой комплект. Продукт вписывается в некую потребляемую единицу и несет на себе такие эстетические качества, которые рождают потребность и надолго закрепляют ее.

Позиция третья: обстановка, в которой происходит труд. Это мастерская, строительные площадки. Здесь речь идет об индивидуальной атмосфере, обеспечивающей красоту труда, о материально-технической оснащенности.

Позиция четвертая: общественное мнение о людях труда, результатах их деятельности ее атмосферы, достойно возвеличивающее как саму идею красоты труда, так и потребность в ней.

Совершенно очевидно, что эстетическое воспитание в труде есть целенаправленный процесс, интегрирующий все четыре позиции.

При недостаточно развитых эстетических вкусах и нездоровых влияниях у младших школьников порой формируются неправильные и эстетические представления.

Задача обеспечения эстетического воспитания подрастающего поколения заключается в развитии у каждого молодого человека умения оценивать нравственно-содержательную сторону эстетического и аспект моральных норм, учитывать это в своей повседневной практике.

Задача учителя - раскрывая красоту труда, подвести учащихся к восприятию прекрасного в окружающей их жизни, предметах быта, поведении и отношении людей друг к другу.

Терминологический аппарат эстетической деятельности состоит из следующих составных частей:

1.    Эстетическое восприятие - духовно-культурное присвоение личностью общечеловеческизначимого в реальном мире.

2. Эстетическое впечатление - память об эстетических представлениях, их оценка и закрепление в сознании.

3. Эстетический вкус - система эстетических представлений и ориентаций, основанная на культуре личности и на творческой переработке эстетических впечатлений.

4. Эстетический идеал - представление о высшей гармонии совершенства в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическими вкусами. Явление оценивается путем его сопоставления с идеалом.

5. Эстетическая концепция - теоретически осмысленный опыт эстетической деятельности людей. Эстетические взгляды - система эстетических концепций, господствующая в данном обществе и определяющая эстетическую и художественную практику людей, ценностные аспекты их материальной и духовной деятельности.

6. Художественная культура общества - совокупность художественного творчества, его продуктов (произведения искусства), учреждений, готовящих кадры художественной интеллигенции (вузы, училища, студии).

7. Эстетическая культура общества - художественная культура общества в единстве со всеми формами эстетической деятельности и с учреждениями, обеспечивающими ее.

Эстетические взгляды, вкусы, идеалы определяют все формы эстетической деятельности и ее продукты.

Обусловленность задач эстетического воспитания в образовательной области «Технология» социально-экономическими потребностями дальнейшего развития общества повышает значимость эстетического развития подрастающего поколения. От его соответствия требованиям производства зависит качество продукции, ускорение технического прогресса и развитие эстетического начала в труде. Без эстетического воспитания, без формирования способности к эстетическому творчеству невозможно решить одну из важнейших задач - задачу повсестороннему и гармоническому развитию личности.

Основными целями и задачами эстетического воспитания в образовательной области «Технология» являются: достижение высокой эстетической культуры школьников, привитие им способностей эстетического познания действительности, ориентации в эстетических ценностях и создании их; развитие у учащихся общественно-полезных эстетических потребностей и интересов.

В организации эстетического воспитания в образовательной области «Технология» следует учитывать возрастные особенности учащихся, уровень развития, интересы, возможности.

Декоративно-прикладное искусство способствует формированию мировоззрения, эстетических вкусов и идейных убеждений, раскрывает богатый духовный мир - мир прекрасного. Декоративно-прикладное искусство выполняет одновременно несколько функций: познавательную, нравственно-воспитательную и художественно-образовательную.

Эстетическое воспитание учащихся в образовательной области «Технология» протекает успешно, если идеи морали и красоты постоянно пронизывают трудовую деятельность учащихся и способствуют накоплению у них практического опыта, развитию творческих сил и способностей, формируют интерес к труду «по законам красоты». Основным условием эстетического воспитания в образовательной области «Технология» является практическая деятельность, организация которой предлагает формирование у младших школьников представлений и понятий о прекрасном в труде, его результатах, в отношениях между участниками трудовых дел; воспитание эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости; наличие коллективной творческой деятельности. В целях эстетического воспитания в процессе обучения учащихся в образовательной области «Технология» необходимо:

знакомить учащихся с передовой техникой, современными технологическими процессами и передовым производством, что побуждает школьников сознательно и ответственно готовить себя к трудовой деятельности;

вовлекать в трудовую деятельность как можно больше учащихся. Это будет способствовать расширению кругозора юношей и девушек, развитию их способностей;

деятельность трудовых ученических коллективов строить так, чтобы они помогали педагогам в формировании общественного мнения учащихся, участвовали в решении задач по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации;

сочетать общественно-полезный труд с техническим творчеством и опытнической работой, охраной природы. В активном труде формируется сознание общественной ценности его результатов, постигается красота преобразующей деятельности.

Необходимо помнить, что в воспитании у младших школьников отношение к труду как явлению эстетическому, следует идти от нужд общества, от необходимого труда к раскрытию и созданию красоты в нем.

С нравственно-эстетической точки зрения гораздо полезнее освободить детей от труда, чем подойти к его организации безответственно и воспитывать неприятие, презрение к главному делу всей жизни. Школьнику нужно буквально открыть все, что делает человек, имеет свою форму, композицию, цвет, линию и поэтому все то, что делает он сам, может быть красивым и некрасивым, прекрасным или безобразным. Любые предметы и любая поделка имеет для человека не только потребительскую, но и духовную, эстетическую ценность, не говоря уже о том, что потребительская ценность ряда предметов только в том и состоит, что радует глаза и сердце. Оформляя результат труда, человек должен думать только о том, как она выглядит, и удобна ли данная вещь. Педагогически целесообразно и важно сравнивать, сопоставлять и анализировать результаты труда школьников. Сам факт самооценки, критики не только развивает самостоятельность личности, но и учит больше и глубже видеть конечный продукт труда с эстетической точки зрения. Учителю же такая самооценка нужна для того, чтобы у каждого найти что-то хорошее, стимулировать его творческое начало, каждому подсказать с позиции большого опыта и знания, что можно было сделать лучше и краше. Чтобы породить нравственно-эстетические отношения в среде школьников, активно влиять на их личностные качества, трудовой процесс должен представлять собой единую, целостную, практически четко и эстетически последовательно организованную систему, являющуюся органической частью комплекса идейно-политического и нравственного воспитания. Эстетическое воспитание младших школьников в трудовой деятельности может быть эффективным только в случае комплексного подхода ко всей системе труда в школе. Другими словами, каждый элемент педагогической системы труда учащихся на уроке, в общественно-полезном, производительном труде должен нести эстетическую нагрузку в тесной органической взаимосвязи с другими элементами системы: цель труда - с его процессом, процесс - с результатом, результат - с межличностными отношениями, отношения с качествами формирующейся личности. Учебный, общественно-полезный, производительный труд - во всем нужно разбудить у учащихся потребность в прекрасном и необходимость творчества «по законам красоты».

эстетический знание урок трудовой



2020-03-17 224 Обсуждений (0)
Формирование эстетических знаний и умений как важная социально-педагогическая проблема 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование эстетических знаний и умений как важная социально-педагогическая проблема

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)