Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические особенности формирования школьников эстетических знаний и умений в процессе изучения технологии обработки природных материалов



2020-03-17 941 Обсуждений (0)
Методические особенности формирования школьников эстетических знаний и умений в процессе изучения технологии обработки природных материалов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

У школьников велико стремление к работе в области художественно-трудовой деятельности. Передовые учителя используют это стремление в целях нравственного и эстетического воспитания ребят, планируют на занятиях мероприятия, осуществление которых отвечает детским интересам, внутренним потребностям и помогает педагогически и целесообразно организовать жизнь учащихся.

В процессе художественно-трудовой деятельности необходимо не только развить у школьников эстетическое чувство идейно-эмоциональное отношение к действительности и искусству, но и формировать нравственно-эстетическое отношение к жизни, к труду, развить лучшие нравственные черты.

Результаты исследований в области методики преподавания художественных дисциплин и опыт передовых учителей показывают, что учащимся ни в коем случае не должен навязываться повод для творчества.

Им должна быть предоставлена возможность реализовать самостоятельно на взволновавшую их и вызвавшую их активность ситуацию, в которой они еще не сумели разобраться. Этот процесс должен начинаться с удивления и изумления изделием, его формой, способом изготовления.

Эстетическое развитие учащихся осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции школьного музея декоративно-прикладного искусства и многое другое.

Говоря об эстетических знаниях и умениях, нельзя не сказать об эстетическом воспитании.

Эстетическое воспитание - целенаправленная система формирования способности человека подходить к миру, оценивать предметы и явления и преобразовывать действительность по законам красоты. Главная цель эстетического воспитания - пробуждение и развитие в людях художников, творцов новой жизни, соответствующих современным представлениям о прекрасном и возвышенном. Эстетическим воспитанием охватываются все сферы человеческой жизни и деятельности - труд, быт, общение и поведение.

В зависимости от уровня эстетического развития не только отдельных учащихся, но и всего коллектива в целом, учитель ставит конкретные задачи повышения эстетической культуры, отбирает наиболее эффектные формы и методы воздействия на учащихся. Он проводит с ними беседы о красоте продукта труда, и что он доставляет эстетическое наслаждение, когда красив, удобен, аккуратен.

По сравнению с другими учебными дисциплинами уроки трудового обучения в начальных классах имеют свои специфические особенности:

1.   Основная масса учебного времени (не менее 80%) отводится на практическую работу.

2. Практическая работа имеет четко выраженную общественно полезную направленность.

.   Работа с режущими инструментами проводится при строгом соблюдении правил техники безопасности.

.   Изготовление общественно-полезных изделий требует на каждом уроке постановки четкой и конкретной дидактической цели.

.   Само содержание работы, имеющее общественно-полезную направленность, воспитывает уважение к труду взрослых, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, коллективизм, бережливость, культуру труда, эстетический вкус.

Работа с природными материалами имеет большое значение для эстетического воспитания детей, развития им художественного вкуса, развития творческих способностей, детского воображения. Немало содействует она и воспитанию любви к природе.

Задача работы с природными материалами - пробудить у детей любовь к родной природе, содействовать воспитанию у них патриотических чувств.

Любовь к природе, родному краю и любовь к Родине неразрывны.

Любовь к родному краю призывает людей беречь природу, охранять и приумножать ее богатство. Ради этого люди сажают сады и леса, строят каналы, создают новые озере, моря. Бережно охраняют птиц и зверей, разводят рыб. И этот труд борцов за красоту и богатство природы родного края дарит людям те блага, без которых не мыслимо гармоническое развитие личности.

В решении этой задачи имеют значение и подготовка к урокам, и прогулки, и экскурсии с целью сбора материалов, и выполнение трудовых заданий на уроках и дома, и занятиях в кружках «Умелые руки». Смысл этих занятий в том, чтобы дать толчок детской фантазии, показать детям, какие возможности таятся в тех материалах, с которыми они часто встречаются, какие интересные и красивые вещи можно из них изготовить.

Надо уметь видеть не только внешнюю красоту природы. Надо проникать в ее внутренние прелести, скрытые от взоров неискушенного человека, в представлении которого причудливо изогнутый корень просто корень, сосновые и еловые шишки просто шишки. В руках умельца с душой художника все это и многое другое, взятое из хранилищ природы - материал для создания великолепных произведений искусства, могущих доставить людям радость встречи с прекрасным. Природа - огромная богатая мастерская для творчества. И надо с раннего детства воспитывать в детях умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни. Приучаясь с детства видеть красоты природы, ребенок приобретает умение воспринимать красоту искусства, понимать и ценить его. Настоящая, искренняя, глубокая любовь к природе несовместимая с эгоизмом, черствостью, стяжательством.

Чем больше различных изделий из природных материалов учитель может продемонстрировать на уроке, тем скорее он достигнет поставленной цели.

Школьная программа для начальных классов предусматривает проведение уроков трудового обучения с использованием природных материалов в течение всего года. Кроме того, большую роль по созданию поделок из природных материалов можно проводить в кружках, группах продленного дня. Такие занятия не просто трудовой процесс, а создание художественных произведений, имеющих глубокое смысловое содержание, следовательно, организуя такие уроки, надо заранее продумать меры воспитательного характера, направляющие сознание детей на осмысливание содержания поделок. Одновременно надо предусмотреть сбор, обработку и хранение природных материалов. Наконец, надо продумать сохранность созданных детьми поделок и популяризацию, как самого творчества, так и смыслового содержания работы.

Учитель или руководитель кружка заблаговременно, еще до начала учебного года или занятий в кружке, должен продумать и наметить, сколько таких занятий провести в учебном году, какие примерно поделки сделать с детьми на уроке или на занятии кружка, сколько и каких материалов природных и вспомогательных потребуется на весь учебный год.

Заготовку необходимых материалов надо провести заранее, перед началом учебного года или в первые дни занятий. Для этой цели можно использовать учеников старших классов, обычно посещающих школу до начала учебного года.

Заготавливать материал надо на весь учебный год, так как с наступлением зимних холодов все в лесу и в поле будет занесено снегом, и добывать требующиеся материалы очень трудно. Собирать материалы надо с некоторым запасом, учитывая, что при работе неизбежны отходы.

Поиск идеи, замысла будущих работ - исключительно важный путь в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления. Поэтому перед каждым выходом учителя, руководителя кружка и родителей с детьми в лес, поле, сад, и парк надо заранее подготовиться не только организованно, но и методически. Руководитель кружка распределяет между ребятами обязанности, назначает ответственных за хранение и транспортировку в корзинах, ведрах собранных материалов. Причем, это должны делать, чередуясь, физически крепкие ребята.

При выходе в природу обязательно должны быть взяты с собой пила и топор. Без них не снять с дерева большого древесного гриба, не отделить от погибшего дерева корень или интересный сук. Поручить нести и действовать инструментом можно только детям, имеющим навык владения им, и обязательно достаточно дисциплинированным, так как неаккуратное обращение с инструментом может привести к печальным последствиям.

Поход за материалом - не просто увеселительная прогулка, в которой дети идут с руководителем гурьбой и бездумно созерцают окружающую их природу. В поисках материала дети могут отходить немного в сторону для осмотра интересных пней, густых зарослей, повалившихся деревьев, следовательно, в походе должен строго соблюдаться порядок поддержания связи между экскурсантами и руководителем. Чаще всего это могут быть звуковые сигналы, подаваемые руководителем похода и членами отряда, отошедшими в сторону. Всякий отход в сторону от отряда не должен быть далеким.

Чтобы отдельные ребята и весь отряд не заблудились, надо перед выходом в поход предупредить руководство школы или лагеря о маршруте и сроке возвращения отряда в школу или лагерь. Руководитель похода должен уметь пользоваться компасом и ориентироваться в лесу по местным приметам. При руководителе отряда должен находиться горнист с трубой или барабанщик с барабаном для подачи установленных на поход сигналов.

В походе нельзя разрешать детям пить воду из случайных водоемов. Надо брать с собой воду из лагеря в легких пластмассовых флягах, бочонках. Не следует разрешать детям много пить в походе, разъясняя им, что чем больше пьешь в походе, тем больше хочется пить.

Подготавливая поход за природными материалами, руководитель должен четко сформулировать цели и задачи похода и разъяснить их детям. В зависимости от задачи разрабатывается маршрут похода. Если запланировать, главным образом, сбор желудей, то надо идти в дубовый лес, если же главное - сбор еловых и сосновых шишек, то надо идти в еловый лес или сосновый бор. Конечно, попутно могут решаться и другие вопросы, сбор древесных грибков, сучьев, корней, но главная цель должна быть ясной и конкретной.

Любой поход надо использовать для развития у детей наблюдательности, любви к природе, к труженикам и их труду. Так, например, на поле можно организовать короткую встречу с тружениками полей, в лесу встретиться с лесником и послушать его рассказ об охране лесных насаждений.

В любом походе за природными материалами следует каждую удачную находку бегло обсудить с ребятами тут же, на месте, чтобы обострить глаз ищущих, разжечь в них огонек творческого поиска.

Как правило, походы за материалом надо совершать в первой половине дня. После возвращения из леса и небольшого отдыха участники кружка вновь могут собраться и привести в порядок собранные материалы, очистить их от мусора, шишки обработать клеем, чтобы они не раскрылись при высыхании, рассортировать материалы.

Хранить материалы надо в сухом, прохладном месте, обеспечивая их сохранность от бесцельного растаскивания.

В начале учебного года хорошо провести экскурсию в лес с учениками младших классов, чтобы они приучались собирать поделочный материал.

Впервые же дни учебы надо дать задание ученикам младших классов собирать материалы самостоятельно во время прогулок с родителями в лес или парк. Учитель должен сказать ребятам, какой материал и сколько надо заготовить, а также рассказать и показать, как обрабатывать материал, чтобы он не пришел в негодность при длительном хранении.

Знакомство с различными материалами, усвоение новых приемов работы увлекает младших школьников, активизирует их творческие, конструкторские возможности. Дети получают первые представления первые представления о свойствах этих материалов, их производстве и применении. При изготовлении изделий из разных материалов дети ведут наблюдения и проводят опыты, сравнивают и определяют сходства и различия этих материалов, узнают о наиболее доступных способах их обработки ручными инструментами, что придает трудовой деятельности школьников политехническую направленность.

Программа трудового обучения рекомендует использование двух видов природных материалов:

Растительные природные материалы: шишки, желуди, орехи, гибкие ветки, солома, кора, сухие плоды, семена.

Эти материалы используют с обработкой или почти без обработки при выполнении разнообразных изделий: игрушек, украшений, сувениров и т.д.

Неорганические природные материалы: глина, песок, галька, ракушки, мел.

Работая с природными материалами, дети учатся подходить к изделию как к конструкции, состоящий из определенного количества деталей различных размеров, соединенных и собранных в определенной последовательности с помощью инструментов и приспособлений.

Учитывая материальную базу, физические и образовательные возможности детей, учитель подбирает для изготовления из местных природных материалов конкретные объекты труда. При выборе объектов труда для учащихся первых классов учителю следует учитывать недостаточную развитость мелких мышц пальцев у 6-7 летних детей. Поэтому для работы подбирают крупные природные материалы: шишки сосны и ели, крупные каштаны, кочерыжки от початков кукурузы, т.е. такие материалы, которые дети используют в качестве основы изделия без дополнительной обработки. Для соединения мелких деталей (хвоя сосны и ели, веточки брусники, вереска, можжевельника, семена и плоды клена, ясеня, березы, ольхи и др.) употребляют пластилин. В случаях необходимости дети лепят из него остальные детали, недостающие в их изделиях. Для скрепления деталей используют мягкую проволоку и нитки.

Учащиеся II класса выполняют аппликационные работы, изготавливают игрушки из соломы, желудей, веток и т.п. Применение второклассниками буравчика, напильника, ножа позволяют значительно расширить их знания о способах обработки природных материалов.

При работе с природными материалами в III классе учащиеся опираются на некоторый конструкторско-технологический опыт, полученный ими в предыдущие годы. Они хорошо справляются с изготовлением самодельных наглядных пособий и изделий хозяйственно - бытового назначения, используют прутья, солому в сочетании с другими материалами (картоном, тканью, древесиной, проволокой и т.д.).

Выбирая изделия, учитель имеет возможность знакомить детей с местными традиционными и художественными промыслами, получающими в настоящее время широкие перспективы для своего развития.

Уроки по работе с природным материалом целесообразно проводить в первые недели учебного года, сочетая их с лепкой из глины или пластилина. Изучение школьниками образца изделия и сравнения его с изображением на доске или на инструкционной карте становится для учителя основным методическим средством обучения детей последовательности выполнения технологических операций. Требования к выполнению заданий должны учитывать индивидуальные особенности и возможности младшего школьника. Важно помнить, что поощрение стремления детей к самостоятельности, попытки создать новую конструкцию, использование элементов дизайна и др. творческих проявлений способствуют подъему хорошего настроения у них и возникновению желания делать еще лучше, а иногда и больше. Такое образование позволит формировать у детей надежную социально-психологическую ориентацию в современной предметной среде - это и будет обеспечивать профессиональную подготовку, но не в узком, а в широком современном ее понимании.

 

 




2020-03-17 941 Обсуждений (0)
Методические особенности формирования школьников эстетических знаний и умений в процессе изучения технологии обработки природных материалов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические особенности формирования школьников эстетических знаний и умений в процессе изучения технологии обработки природных материалов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (941)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)