Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ содержания трудового обучения в программах общеобразовательных школ



2020-03-17 272 Обсуждений (0)
Анализ содержания трудового обучения в программах общеобразовательных школ 0.00 из 5.00 0 оценок




Вступление России в рыночные отношения (конец 80-х - начало 90-х годов) повлекло за собой существенные изменения в экономической структуре общества, возрождение многоукладности в хозяйственной деятельности населения.

Наряду с государственным и колхозно-кооперативными предприятиями, приходящими в упадок, все большее распространение стали получать фермерские и крестьянские хозяйства.

Перестроечные процессы не замедлили сказаться на содержании трудовой подготовки, а также на состоянии материального, кадрового и финансового положения трудового обучения.

Начался отказ предприятий, некогда бывших базой для трудовой подготовки, от сотрудничества со школами, от участия в решении вопросов трудовой подготовки, профориентации, трудоустройства выпускников школ.

Разработанный и внедренный в практику школ государственный базисный план (1989 г.) значительно снизил статус трудового и профессионального обучения, определив его предметом республиканского подсинения. И, как результат, из школьных учебных планов стали исчезать не только общественно-полезный труд, но и трудовое обучение.

Появились варианты учебных планов, где трудовое обучение отсутствовало вообще. Особенно это было характерно для учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей и т.д.

С целью устранения разрыва в образовательном пространстве России и связанных с ним негативных тенденций, обеспечения социальной защиты обучаемых, была проведена работа по созданию нового базисного учебного плана, а также соответствующих требованиям времени образовательных стандартов.

Новый базисный план (1993 г.) позволил обеспечить определенный образовательный минимум, обязательный для всех, независимо от типа и вида образовательных учреждений.

В инвариантной его части, координируемой на уровне России, появилась новая образовательная область - «Технология», пришедшая на смену трудовому обучению. Большим преимуществом нового базисного плана над предыдущими явилась заложенная в его основе возможность учитывать в учебном процессе специфику региона учебного заведения, особенности кадрового состава педагогических работников, контингент учащихся, что имеет большое значение в выборе профилей и объема технологического образования.

Как показывает теория и практика, в последние годы отмечается расширение инфраструктуры образовательных учреждений, осуществляющих технологическую подготовку. Создаются технические лицеи, технические школы и т.д., осуществляющие углубленную технологическую подготовку.

Большинство школ Краснодарского края сохраняет ориентацию на подготовку сельских тружеников, в ряде школ продолжают работать ученические производственные бригады, создаются ученические фермерские хозяйства.

Реализация принципа вариативности обучения способствовала разработке и внедрению новых учебных курсов и программ: «Человек - труд - профессия», «Начальная фермерская подготовка», «Сельский дом и семья».

На региональном уровне разработаны и успешно внедряются в практику школ свои варианты программ. Например, «Хозяин (хозяйка) крестьянского двора» (Ставрополь). В некоторых школах применяются авторские программы учителей. Все большее распространение в сельских школах получает предусмотренное программой «Технология» проектная деятельность школьников.

Прежде чем перейти к анализу содержания технологического обучения на современном уровне, следует отметить, что если все предыдущие программы для сельской школы были ориентированы на подготовку выпускников к работе в сфере общественного производства (колхозах и совхозах) и имели достаточно узкую специализацию, то введенные в практику школ после 1992 года программы предназначены для подготовки к деятельности в условиях многоукладного сельского хозяйства, рыночной экономики и с учетом возможностей самореализации личности.

Содержание программы предусматривает подготовку сельских школьников к широкому аспекту видов деятельности, имеющих место в крестьянских и фермерских хозяйствах.

Для новых программ (после 1993 г.) характерно более раннее знакомство детей с элементами агротехники, основами животноводства, сельскохозяйственной техникой, сельскохозяйственными профессиями. В соответствии с ними, уже на 1-ом этапе (1-4 классы) учащиеся овладевают основными умениями, культуры труда, знакомятся с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.

В программе трудового обучения начальных классов уделено внимание к опытнической работе: дети знакомятся с влиянием различных способов подготовки семян, на их прорастании, сроков посева на урожайность корнеплодов; с оптимальными сроками высадки ягодных культур и т.д.

Включение в программу технического моделирования содействует развитию политехнического кругозора детей, активного интереса к технике, конструированию, техническому творчеству.

С целью ознакомления младших школьников с сельскохозяйственной техникой программа предусматривает изготовление учащимися простейших изделий сельскохозяйственных машин и орудий.

Анализируя программы, мы проследили динамику изменений бюджета учебного времени, отведенного на трудовое обучение младших школьников. Так в период с конца 60-х и до начала 80-х годов количество часов, предназначенных на трудовое обучение, составляло по 210 часов. Во второй половине 80-х годов их количество увеличилось до 270 часов, в связи с переходом на 4-х летнее обучение. Кроме того, 102 часа было предусмотрено программой на общественно-полезный, продуктивный труд.

В 90-е года количество часов, отведенных на трудовое обучение младших школьников, снизилось до 114 часов.

Данные, представленные в приложении, свидетельствуют, что на протяжении исследовательского периода, изменялся и бюджет учебного времени, отведенного на сельскохозяйственный труд.

Так, с конца 60-х и до начала 80-х годов на сельскохозяйственный труд отводилось 40-45 часов. Во второй половине 80-х годов их количество возросло до 76. к тому же часть часов, отведенных на общественно-полезный, продуктивный труд, использовалось в этот период для работы на учебно-опытном участке.

В 90-е годы количество часов, отведенных на сельскохозяйственный труд, снизилось до 20 часов в инвариантной части программы. Кроме того, учителя сельских школ получили право использовать для работы на учебно-опытном участке часы, отведенные на вариативную часть (18 часов), так как программой предусмотрено осуществление выбора вариантов с учетом местных трудовых традиций, особенностей школьной учебно-материальной базы, подготовленности учителя к проведению отдельных видов работ.

В исследуемый период (60-90 годы) на сельскохозяйственный труд отводилось, в среднем, пятая часть часов, предназначенных для трудовой подготовки младших школьников, причем наибольшее количество учебного времени отводилось на сельскохозяйственный труд во второй половине 80-х годов, наименьшее - в 90-х годах.

На основе проведенного анализа мы отмечаем, что в современных программах внимание обучению младших школьников технологии растениеводства уделяется недостаточно. Сам термин «технология» в программе I-III класса по сельскохозяйственному труду не упоминается. Лишь в программе IV класса в разделе «Сельскохозяйственный труд» в теме «Выращивание кукурузы и зерновых культур» при детализации ее упоминается «Технология выращивания кукурузы (подготовка почвы, семян, посев, уход за растениями)» и в теме «Выращивание плодово-ягодных растений» предусматривается изучение вопроса «Технология выращивания посадочного материала».

В вариативной части программы для этого же IV класса в варианте «Сельскохозяйственный труд» определяется необходимость изучения вопроса «Технология рассадного и безрассадного выращивания капусты: подготовка почвы и семян к посеву, посадка рассады, уход за растениями».

Таким образом, программой трудового обучения для I-IV класса предусмотрено с I-IV класса изучение некоторых технологий как совокупности выращивания сельскохозяйственных культур.

В перечне основных требований к знаниям учащихся по сельскохозяйственному труду нет требований к знаниям по технологии выращивания посадочного материала кукурузы, капусты, но имеются требования к знанию названий технологических, сельскохозяйственных машин, которые применяются в данной местности.

На занятиях по сельскохозяйственному труду, начиная с I класса, учащиеся знакомятся с технологией выращивания овощных, ягодных и цветочных декоративных растений, правилами постановки опытов.

Они принимают посильное участие в сельскохозяйственном труде. Это создает благоприятные условия для первоначального знакомства детей с сельскохозяйственными профессиями, закладываются основы воспитания уважения к людям труда.

Содержание занятий по сельскохозяйственному труду обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней и желание охранять и приумножать ее красоту.

Важным условием осуществления политехнического принципа обучения является органическая связь уроков трудового обучения со всеми предметами начальной школы (см. таблицу).

В свою очередь, трудовое обучение - это составная часть системы начального образования, оно оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика.

 

Таблица 1. Таблица основных направлений содержания начальной трудовой подготовки (I-IV классы)

Раздел I класс (час) II класс (час) III класс (час) IV класс (час)
Работа на приусадебном участке 6 6 6 6
Обработка материалов. Элементы техники 48 36 26 26
Основы электроники - - 10 -
Работа с электронными устройствами - - - 10
Работа на приусадебном участке 8 10 10 10
Творческий проект - 14 14 14
ИТОГО: 62 66 66 66

Анализ этапа начальной трудовой подготовки, представленного в таблице 1, позволил нам установить содержание обучения учащихся на данном этапа в образовательной области «Технология». Подготовка младших школьников к труду строится по модульному типу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения. Каждый модуль представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством. Так раздел «Работа на приусадебном участке» включает в себя модули: «Выращивание садово-огородных и цветочно-декоративных культур», «Уход за домашними животными». Раздел «Обработка материалов» состоит из модулей: «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с природными материалами», «Обработка древесины», «Обработка металла». Разделы «Основы электротехники» и «Работа с электронными устройствами» предусматривает изучение модуля «Работа с электротехническими и электронными устройствами».

Таким образом, мы видим, что на протяжении всего этапа начального трудового обучения непрерывно изучаются два вида трудовой деятельности: сельскохозяйственный труд и обработка материалов. Знакомство с электроникой и работа с электронными устройствами ведется на данном этапе только в III-IV классах.

В I-IV классах учащиеся знакомятся с миром труда, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные навыки труда в сельском хозяйстве и быту. На этом этапе закладывается база для изучения на следующей ступени трудового обучения общих основ производства, и решаются такие задачи как: формирование элементов обобщенных технико-технологических знаний; формирование начальных общетрудовых умений (преимущественно ручного труда), основ трудовой культуры; развитие творческих возможностей учащихся, элементов технического мышления, конструкторских способностей; воспитание честности, порядочности, ответственности, самостоятельности, инициативности.

Перечисленные задачи решаются в комплексе во время бесед, наблюдений, опытов, упражнений, выполнения практических заданий по изготовлению изделий.

Проанализировав содержание обучения учащихся в образовательной области «Технология», мы можем сказать, что, несмотря на то, что в I-II и в VII классах обработка древесины не изучается, на протяжении трех этапов обучения учащихся технологии обработки древесины все же существует некоторая преемственность между отдельными разделами и темами программы. Для подтверждения данных обратимся к таблице 2.

 

Таблица 2. Таблица преемственности программных разделов и тем на этапах начальной, общетрудовой и профильной подготовки школьников

Начальная трудовая подготовка ( I - IV классы) Общетрудовая подготовка ( V - VII классы) Профильное трудовое обучение ( VIII - IX классы)

РАЗДЕЛЫ

Обработка материалов Творческий проект Технология обработки конструкционных материалов Творческий проект Художественная обработка материалов Творческий проект

ТЕМЫ

Выпиливание изделий из фанеры Обработка древесины (пиление)  
Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание
Отделка изделия Отделка изделий из древесины Отделка древесины лакокрасочными материалами
  Основы конструирования и моделирования изделий из древесины Общие основы художественного конструирования
Контурная резьба по дереву   Резьба по дереву
  Художественная обработка древесины (мозаика) Мозаика по дереву
Обработка древесины Обработка древесины (ручная и механическая) Обработка древесины (ручная и механическая)

Данные таблицы 2 показывают, что на этапах начальной, общетрудовой и профильной подготовки школьников имеют преемственность между всеми тремя этапами такие направления как: творческий проект, выжигание, отделка изделия и обработка древесины (ручная и механическая); между первым и вторым этапом - выпиливание лобзиком; между вторым и третьим - основы конструирования и мозаика между первым и третьим - резьба по дереву.

Область «Технология» обеспечивает передачу общей и технологической культуры, подготовку школьников к самостоятельной жизни.

Содержание образовательной области «Технология» прямым образом способствует развитию обучающихся, их жизненному и профессиональному самоопределению.

Диапазон содержания технологической подготовки, предлагаемый учащимся для освоения, достаточно широк: от простых ручных технологических операций до высоких технологий с элементами автоматизации; от домашний до производственных; от элементарных ремесленных работ (изделий народного творчества) до авторских.

На основе этого у учащихся формируются знания о свойствах и технологическом предназначении материалов, способах, методах и средствах их обработки, приемах управления технологическими машинами; умения осуществлять подбор необходимых материалов, инструментов и оборудования, рационально организовывать рабочее место, осмысленно обрабатывать материалы с помощью ручных инструментов, контролировать и оценивать качество своего труда.




2020-03-17 272 Обсуждений (0)
Анализ содержания трудового обучения в программах общеобразовательных школ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ содержания трудового обучения в программах общеобразовательных школ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)