Глава 2. Методы и организация исследования
Методы исследования При решении поставленных перед исследованием задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы; анкетирование; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Анализ научно-методической литературы Обзор литературных источников выполнялся с целью изучения проблем формирования интеллектуального компонента физической культуры и уточнения нерешенных вопросов по данной проблеме. Изучение и обобщение специальной литературы осуществлялось по учебникам и учебным пособиям, монографиям, авторефератам, журнальным статьям. Анализировалась литература по физической культуре и спорту, педагогике, психологии, в которой рассматривались вопросы: роль физкультурного образования в формировании физической культуры детей 5-6 лет; возрастные особенности развития познавательной сферы дошкольников; программное обеспечение процесса физического воспитания детей дошкольного возраста; роль семьи в физкультурном образовании дошкольников. Анкетирование Анкетирование проводилось в ДОУ № 159, г. Краснодара. В нем приняли участие 50 родителей. С помощью анкетного метода опроса была получена информация об уровне знаний родителей в области физической культуры. Образец анкеты представлен в приложении 1. Педагогическое тестирование Педагогическое тестирование проводилось с целью определения уровня физической подготовленности дошкольников и степени освоения ими интеллектуальных ценностей физической культуры. Для определения уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста использовались тесты, предложенные в исследованиях Ю.К. Чернышенко (1998). Регистрировались результаты в: 1 прыжке в длину с места (м); 2 беге 10 м с хода (с); 3 беге 60 м, 90 м, 120 м (с); 4 броске мяча в цель (кол-во); 5 наклоне вперед стоя на гимнастической скамейке (см); 6 метании набивного мяча из-за головы (м). Шкалы перевода результатов тестов оценки физической подготовленности дошкольников в баллы представлены в приложении 2 (по предложенной методике Ругиной А. А.). Уровень освоения знаний и сформированности необходимых умений оценивался по пятибалльной системе тремя экспертами (психолога, инструктора по физической культуре и методиста по учебной работе) по общепринятой схеме в нашей модификации. Оценка "пять" ставилась за полное и прочное усвоение материала. Оценка "четыре" предполагала прочное знание учебного материала. Оценка "три" ставилась за знание материала с ошибками. Оценка "два" ставилась за знание материала с ошибками и пробелами. Оценка "один" ставилась за значительные ошибки или пробелы в знаниях. Оценка "ноль" ставилась за полное незнание учебного материала. Основными формами оценки знаний являлись: а) выбор правильного ответа по представленным картинкам; б) ответы на вопросы преподавателя (воспитателя). Оценка за определенную тему рассчитывалась как среднее значение оценок освоения необходимых знаний и сформированности соответствующих умений и навыков. Интегральный показатель уровня освоения интеллектуальных ценностей физической культуры определялся как частное от деления суммы оценок за освоение всех изучаемых тем на их количество. Педагогический эксперимент Констатирующий и формирующий педагогические эксперименты проводились для доказательства рабочей гипотезы. Целью констатирующего эксперимента (сентябрь 2004г. - май 2005 г.) было изучение уровня начальных знаний детей дошкольного возраста в области физической культуры, определение уровня образованности родителей. Также в процессе констатирующего эксперимента были определены организационно-методические условия формирования интеллектуального компонента физического воспитания детей дошкольного возраста. Формирующий эксперимент проводился в период с сентября 2005 г. по май 2006 г. В ходе формирующего эксперимента была реализована экспериментальная комплексная методика физкультурного образования детей 5-6 лет и обоснована ее эффективность на основе статистической оценки и последующей интерпретации полученных результатов. Содержание и результаты педагогических экспериментов представлены в III главе. Методы математической статистики Экспериментальные результаты были подвергнуты математической обработке по общепринятым методикам (В.М. Зациорский, 1979; В.В. Лысенко, В.А. Долгов, 1995). Рассчитывались следующие показатели: х - средняя арифметическая величина; ± а - среднее квадратическое отклонение; ± m - ошибка средней арифметической величины; Р - уровень достоверности различий среднегрупповых показателей по t-критерию Стьюдента; Обработка полученных результатов проводилась с помощью персонального компьютера типа "Pentium - IV".
Характеристика контингента испытуемых
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |