Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические особенности обучения детей физкультурным знаниям, умениям и навыкам



2020-03-17 241 Обсуждений (0)
Методические особенности обучения детей физкультурным знаниям, умениям и навыкам 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Формирование знаний в сфере физической культуры, практических умений и навыков осуществлялось в процессе специально организованного обучения детей 5-6 лет. Основные теоретические сведения дети получали на познавательных занятиях, организованных воспитателями групп. Занятия проводились один раз в неделю и строились на программном материале. Решение интеллектуальных задач физкультурного воспитания детей дошкольного возраста требует соответствующей профессиональной подготовки педагогов, которая включает как теоретическую, так и практическую сторону. Теоретическая подготовка связана с овладением педагогом знаниями из области валеологии, гигиены, медицины, анатомии, психологии, физической культуры и умениями использовать их в работе с детьми. Практическая подготовка предполагает формирование практических умений и навыков (оказание первой доврачебной помощи, овладение различными способами выполнения двигательных действий), а также личный пример педагога в соблюдении здорового образа жизни.

В ходе подготовки исследования по определению возможности педагогического воздействия на процесс освоения детьми интеллектуальных ценностей физической культуры были определены содержание и формы работы с педагогами, которые представлены в таблице 1.

Уровень физкультурной образованности родителей. Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. В работе по решению данной проблемы это положение приобретает особую актуальность, так как сегодня в нашем обществе далеко не полностью используются имеющиеся резервы оптимизации физического воспитания дошкольников.

 

Таблица 1

Содержание работы по повышению квалификации специалистов ДОУ (фрагмент)

Месяцы Содержание Ответственный
Сентябрь Анкетирование. Сообщение результатов анкетирования Инструктор по ФК, методист
Октябрь Консультация "Физическая культура дошкольников в современных социально-экономических условиях" Инструктор по ФК
Ноябрь Семинар - практикум "Формы работы с детьми при сообщении знаний о ЗОЖ" Методист
Декабрь Беседа "Точечный массаж БАТ как средство профилактики ОРЗ" Врач, мед. сестра
Январь Педагогический совет "Двигательная активность в детском саду" Методист, инструктор по ФК
Февраль Консультация "Современные программы по ФВ детей дошкольного возраста" Инструктор по ФК
Март Семинар-практикум "Туристическая тропа как форма работы со старшими дошкольниками в разделе ОБЖ" методист, инструктор по ФК
Апрель Консультация "Физкультурное воспитание детей 5-6 лет" Инструктор по ФК
Май Итоговый педагогический совет Методист, заведующая, воспитатели, узкие специалисты

В первую очередь речь идет об использовании воспитательного потенциала семьи, который весьма низок вследствие недостаточной физкультурной образованности родителей.

Неблагополучное положение дел в семье и в системе дошкольного воспитания определяет целесообразность комплексного подхода к решению проблемы формирования физической культуры личности дошкольника, в связи с чем необходимо повышать физкультурную грамотность родителей и уровень их подготовленности.

С помощью анкетного метода опроса была получена информация об отношении родителей к физической культуре дошкольника. На вопросы анкеты для родителей, ответили 50 респондентов, дети которых посещают дошкольное учреждение г. Краснодара. Образец анкеты представлен в приложении 1.

Для полноценного физического воспитания в семье, как показывает анализ, созданы вполне приемлемые условия (установление режима и соблюдение правил личной гигиены, наличие необходимого спортивного инвентаря, возможность использования средств массовой информации).

Исследование показало, что наиболее распространенными видами физкультурной деятельности дошкольников являются участие в организованных формах работы в детском саду, занятия физическими упражнениями и играми с родителями - 48 %, систематическое выполнение

закаливающих процедур - 26 %, занятия в кружках и секциях - 24 %.

Самыми важными задачами физического воспитания, по мнению родителей, являются укрепление здоровья, закаливание, формирование у ребенка правильной осанки.

По результатам предварительных исследований, 60 % опрошенных родителей не считают себя подготовленными в сфере физической культуры детей,19 % - частично. Только 21 % дал положительную оценку своим знаниям и умениям в данной области.

Уровень физкультурной образованности родителей определялся по результатам опросника, разработанного нами, в котором предусмотрена самооценка конкретных знаний и умений в области физической культуры. С этой целью были предложены следующие задания-тесты:

1. Составление простого комплекса утренней гимнастики в соответствии с возрастом ребенка.

2. Проведение беседы о значении физической культуры.

3. Способность организовать подвижную игру.

4. Проведение показа при обучении упражнениям.

5. Способность дать рекомендации по применению оздоровительных и закаливающих процедур.

6. Умение оказать первую доврачебную помощь при травмах.

Проведенный опрос в начале эксперимента выявил, что родители не могут составить простейший комплекс утренней гимнастики, провести беседу о значении физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и не всегда хорошо понимают, насколько важны для дошкольников занятия физическими упражнениями. Отсутствие у родителей теоретических сведений о физической культуре, начальных знаний о пользе занятий физическими упражнениями можно считать, на наш взгляд, одной из основных причин их физкультурной безграмотности. Это ведет к пассивному влиянию взрослых на собственных детей, является препятствием к формированию физической культуры дошкольника.

Если мы хотим приобщить дошкольников к ценностям физической культуры, то, прежде всего, необходимо повысить уровень физкультурной образованности родителей. Подтверждением этому служат результаты проведенных нами исследований, а также обобщенные взгляды ряда ученых: К.К. Кардялиса (1991), В.И. Усакова (1997), Ю.К. Чернышенко (1999), Е.Ю. Розина, Э.М. Динмухаметовой (2000).

Одним из возможных решений этой проблемы может быть организация в ДОУ информационно-просветительской работы с использованием различных форм.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, цель экспериментальной работы заключалась в овладении родителями элементарными теоретическими знаниями и практическими умениями в области физической культуры. Работа строилась на принципах преемственности деятельности семьи и детского учреждения. Предполагалось решение следующих задач:

1 распространение педагогами ДОУ знаний о физической культуре;

2 установление единства педагогических воздействий и оказание помощи семье в овладении элементарными основами физкультурной образованности.

Через систему специально организованных встреч, бесед, семинаров была организована работа с родителями (табл.2).

 

Таблица 2

Информационно-просветительская работа с родителями дошкольников (фрагмент)

Месяцы Содержание работы
Сентябрь Проведение анкетирования, родительское собрание
Октябрь Сообщение результатов осмотра детей врачом ЛФК; консультации "Нарушение осанки в дошкольном возрасте"; "Плоскостопие у дошкольников" (старшая и подготовительная к школе группы)
Ноябрь "День открытых дверей" - ознакомление родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы и посещение занятий
Декабрь Консультация "Закаливание - способ адаптации к окружающей среде"
Январь Привлечение родителей к участию в зимнем спортивном празднике "Белая Олимпиада"
Февраль Консультации: "Питание ребенка-дошкольника", "Организация занятий физической культурой в домашних условиях".
Март Выставка работ детей на тему "Что такое здоровье". Тематическая выставка книг, посвященная здоровому образу жизни
Апрель Беседа "Как обеспечить безопасность детей дома и на улице"
Май Родительское собрание по итогам учебного года

 

На практических занятиях в форме практикумов, открытых физкультурных занятий родители учились оказывать первую доврачебную помощь при травмах, составлять и проводить комплексы утренней гимнастики, организовывать подвижные игры. В этом важную роль сыграл комплекс наглядной агитации: календари здоровья, папки-передвижки, уголки для родителей. Положительным результатом в ходе эксперимента следует считать активное участие родителей в совместных спортивных мероприятиях (физкультурных досугах, праздниках, Днях здоровья).

Таким образом, итоги предварительных исследований подтвердили актуальность проблемы образования родителей в сфере физической культуры, а также необходимость продолжения исследовательской работы и целесообразность ее проведения. Система формирования культуры личности человека предполагает начало ее действия в дошкольном возрасте. Одним из главных элементов этой системы является физическая культура личности ребенка и ее формирование (Л.И. Лубышева, 1997; Ю.К. Чернышенко, 1999; И.Н. Моргун, 2001).

Именно в детском возрасте, при формировании физической культуры личности ребенка складываются благоприятные условия для освоения детьми знаний в области физической культуры, связанных с ними умений, навыков, которые составляют основу интеллектуальных ценностей физической культуры (Н. Полтавцева, 1997; В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров, 2000; С. Филиппова, 2001).

Ведущее организационное и обеспечивающее значение в этом процессе принадлежит дошкольным образовательным учреждениям. Потенциал ДОУ позволяет формировать современное мировоззрение, осознанное в рамках возрастных возможностей отношения ребенка к освоению ценностей физической культуры (В.Т. Кудрявцев, 1999; Т. Данилина, 2000; Л. Голубева, И. Прилепина, 2000).

Для ДОУ понятие "физическое воспитание" связано с оздоровлением детей и ограничивается процессом развития физических качеств человека. Однако никакое воспитание, в том числе и физическое, невозможно без базовых знаний в определенной сфере деятельности.

В настоящее время в нашей стране и в других странах ученые и специалисты ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания детей и молодежи, о переориентации целей и задач физического воспитания (В.В. Кузин, 1996; Warpurton, 1990). Речь в данном случае идет о переходе от системы, которая ориентирована на формирование лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья. Эта система призвана также формировать потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенстве, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом (P. H. Fentem, 1988).

Ведущие ученые в области физической культуры и спорта считают, что целью физического воспитания подрастающего поколения является формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей (В.В. Кузин, 1996; Л.И. Лубышева, 1996; В.И. Столяров, 1998; Ю.К. Чернышенко, 1999).

В этой связи одной из главных задач в работе педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений становится формирование основ физической культуры, являющейся базой для освоения общечеловеческих ценностей.

Основополагающим элементом системы формирования физической культуры личности ребенка является элементарное физкультурное образование.

Применительно к дошкольному возрасту физкультурное образование рассматривается как процесс освоения ребенком знаний в области физической культуры, связанных с ними практических умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры.

В данном случае очень важно вызвать у дошкольников интерес к познанию основ физкультурной деятельности. В связи с этим знания по физической культуре должны обладать доступностью, высокой информативностью, реализовываться в личном опыте ребенка, вызывать эмоции, чувства, побуждать к деятельности, помогать возникновению познавательного интереса через занимательность, образность, нестандартные приемы изложения материала, игровую направленность.

На основе анализа содержания образовательных программ для ДОУ и программ по физическому воспитанию были определены темы физкультурных знаний, их содержание, а также подготовлен перечень связанных с ними практических умений и навыков, в совокупности составляющих интеллектуальную базу физической культуры детей дошкольного возраста. Основными темами являлись: "Основы гигиены", "Двигательная культура", "Основы здорового образа жизни", "Основы безопасности жизнедеятельности".

Для конкретизации и облегчения деятельности педагогов на основе общих планов было разработано календарное планирование работы с дошкольниками по формированию интеллектуального компонента физической культуры.

Так как ДОУ, на базе которого проходил педагогический эксперимент, в своей образовательной деятельности руководствуется программой "Детство", то планирование работы по физкультурному образованию было структурировано по трем блокам, предусмотренным данной образовательной программой.

В I блоке (организованная деятельность) планировались основные формы работы - проведение познавательных занятий.

Во II блоке (совместная деятельность детей и взрослых) планировались организация и проведение дополнительных форм работы, целью которых являлось закрепление, расширение, дополнение знаний, полученных на познавательных занятиях. Дополнительные формы работы: беседа, рассказ воспитателя, дидактические и подвижные игры, игры-инсценировки, настольно-печатные игры, игры-имитации, пальчиковые игры, прогулки, экскурсии, проведение опытов, чтение художественной литературы (потешки, стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, поговорки) и другие.

В III блоке предусматривалась организация самостоятельной деятельности детей. Главным условием работы в данном блоке являлась организация предметно-развивающей среды. В зависимости от изучаемой темы планировались следующие виды деятельности детей: рассматривание иллюстраций, альбомов, проведение подвижных игр, сюжетно-ролевых игр, организация изодеятельности, выполнение поручений взрослых и другие.

В проведенном нами исследовании также предусматривалось проведение работы с родителями дошкольников. Содержательная сторона данного вида планирования отражала тематику всей образовательно-воспитательной работы по физкультурному образованию дошкольников.

Формирование физкультурных знаний и связанных с ними практических умений у детей дошкольного возраста с учетом общих психолого-педагогических закономерностей и дидактических принципов обучения имеет свои особенности, которые определяются спецификой задач обучения, а также местом изложения теоретического материала в общей структуре занятия.

Отбор задач осуществлялся авторами, исходя из современных требований к обучению дошкольников. К ним относятся: придание обучению развивающего характера; интегральный подход к содержанию и приемам организации педагогического воздействия, роли педагога; конструирование педагогом гуманизированного педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.

Теоретический материал предпочтительнее преподносить в форме сюжетных, интеллектуально-познавательных, игровых занятий.

Передача знаний дошкольникам должна быть направлена на то, чтобы пробудить у них интерес к познанию основ физкультурной деятельности. В этой связи знания по физической культуре должны быть доступными, высоко информативными, способными реализоваться в личном опыте ребенка, помогать возникновению познавательного интереса через занимательность, образность, нестандартные приемы изложения материала, игровую направленность.

Таким образом, было определено, что основные методические особенности формирования физкультурных знаний у детей дошкольного возраста должны соответствовать определенным требованиям:

формы и методы работы должны быть адекватными содержанию и конкретным задачам учебно-воспитательного процесса.




2020-03-17 241 Обсуждений (0)
Методические особенности обучения детей физкультурным знаниям, умениям и навыкам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические особенности обучения детей физкультурным знаниям, умениям и навыкам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)