Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие системы. Системный подход к изучению общества.



2020-03-17 282 Обсуждений (0)
Понятие системы. Системный подход к изучению общества. 0.00 из 5.00 0 оценок




Система-это процесс, состоящий из качественно определенной совокупности эл-ов и рассматривается как единое целое и способное к саморазв-ю.

Виды системы: 1 открытая, 2 закрытая.

Существенными чертами яв-ся целостность и интеграция.

Соц.система обладает сист.качеством

Методы познания соц.сист.: 1.разд-е сист.как подсистемы, 2.объеденение эл-ов в более общую систему, 3.моделирование (воздействие теоретич.гипотез, конструирующие реальные соц.организации).

Регуляция сист.-более емкий процесс, включающий управление.

Устойчивость системы обеспечивает соц.институт стабильность организационной формы.

Стр-ра системы различается в разных условиях жизни и способах сущ-я людей: 1идеальные, 2нормативная, 3организационная, 4случайная.

Признаки сист.: выделил Блауберт: 1.целостность, 2.наличие в сист 2-х или более типов связи, 3.стр-ра, 4.иерархия, 5.управление, 6.цели, 7.самоорганизация.

Сист.бывает гомогенной (обладающ.одними и теме же св-ми), гетерогенные (разнородные)

Сист.может быть сложн.и простой; эволюция-медленное изм-е на более высший уровень, чем предыдущий: генезис-процесс приведения к опред-му виду.

Системный подход - есть междисциплинарное научное направление, изучающее объекты любой физической природы как системы. Это - методология познания частей на основании целого и целостности в отличие от классического подхода, ориентированного на познание целого через части.
В первую очередь классической методологии придерживаются сегодня практически все естественные науки. Тогда как органиченность классической методологии - от части к целому - ведет к серьезным проблемам в дальнейшем развитии этих наук.

Главная концепция системного подхода состоит в следующем: изучение (познание - анализ) некоторой системы необходимо проводить не только, изучая его части, а и в "обратном" направлении, - определив основные свойства системы как ЦЕЛОГО, интерпретировать функционирование и развитие ее частей (подсистем) с точки зрения системы в целом. Так мыслить осознанно много сложнее, так как непривычнее. Поэтому "научиться" системному подходу можно, только кардинально перестроив свое мышление, которое обязано рассматривать систему сразу и одновременно во всем комплексе проблем и на всех уровнях организации, в том числе - с учетом анализа организации внешней для системы среды.

Системный подход, как и любая другая научная методология опирается на эксперимент и ориентирована на выявление закономерностей, непосредственно следующих из наблюдений и экспериментов. Эксперименты ставятся на основе принятой исследователем теоретической концепции, исходя из целей и задач исследователя, поэтому они заведомо носят прагматический и ситуационный характер (однако, этот взгляд объективен). На основании выявленных факторов и закономерностей создается модель объекта, СРЕДЫ, и ситуации. В дальнейшем исследователь имеет дело с моделью. Модель заменяет ему теорию, модель ориентирована на потребности исследователя и становится источником последующих выводов, домыслов и гипотез.

 

 

Общество как система

 

Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

Важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.

Подходы:

1.Исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество (индивид – это элементарная единица общества)

2.Системный подход.

Основные понятия системного подхода:

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи (координация и субординация элементов).

3.Детерминистским и функционалистским подходы.

(общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической. Каждую из них можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти системы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи). С точки зрения функционализма (Спенсер, Парсонс), общество объединяет свои структурные элементы не путём установления между ними причинно следственных связей, а на основе функциональной зависимости.

Функциональная зависимость – это то, что придаёт системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.

Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласовано действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которых обеспечивается необходимым набором функций. Общество как система складывается при переходе от органической к целостной системе.

Основные принципы функционального подхода:

1.целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.

2.каждая часть может существовать только в рамках целостности,

3. функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности

4. чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушение функции.

Индивид находит себе место в обществе в рамках систем социального контроля, и каждая из этих систем имеет собственный аппарат порождения самоидентификаций.

Ролевая теория дает видение человека, базирующееся на его существовании в обществе.

Однако все концепции общества придают важнейшее значение в формировании его как целостной системы, роли культуры.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения.

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура это способ духовного усвоения действительности на основе выявления ценностей, механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, одобряемых, признаваемых в данном обществе ценностей.

 

 



2020-03-17 282 Обсуждений (0)
Понятие системы. Системный подход к изучению общества. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие системы. Системный подход к изучению общества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)