Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогические закономерности и методы исследования педагогики



2015-11-10 5985 Обсуждений (0)
Педагогические закономерности и методы исследования педагогики 4.88 из 5.00 8 оценок




Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещей.

Закономерность– проявление закона в конкретных условиях, выражающие его сущность.

Закономерности педагогики-устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса образования.

Все закономерности подразделяют на две группы: общие и частные (специфические) закономерности.

-Закономерность обусловленности

Педагогический процесс зависит от 1) потребностей общества и личности, 2) возможностей (экономических, материальных, психологических…), 3) условий протекания педагогического процесса (санитарно-гигиенических, морально-психологических, материально-технических…)

-Закономерность двусторонности педагогического процесса

Во-первых, это взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения. Если нет какой-либо стороны взаимодействия, то нет либо деятельности преподавания, либо дея­тельности учения, а следовательно, нет обучения. Двусторонность имеет и другой смысл, обоснованный И. Г. Песталоцци. В процессе обучения про­исходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и одно­временное развитие интеллекта человека. Отсюда следует, что обучение ведет за собой развитие.

-Закономерность единства врожденного и приобретенного

У каждого есть задатки, способности, есть свое понимание окружающей действительности, те знания которые вы приобретаете, после вашего их осознания и принятия становятся вашими…

-Закономерность развития личности в педагогическом процессе

Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности, 2) учебно-воспитательной и социальной среды, 3)включенности в учебно-познавательную деятельности, 4) от методов, форм, средств педагогического взаимодействия.

-Закономерность динамики педагогического процесса

Педагогический процесс имеет постепенный, ступенчатый, развивающийся характер

-Закономерность чувственного, логического и практики в педагогическом процессе

Принимаем знания, осознаем их, владеем, применяем.

-Закономерность единства внешней и внутренней деятельности

Эффективность педагогического процесса зависит от качества педагогической деятельности и качества собственной деятельности обучающихся.

-Закономерность стимулирования

Продуктивность педагогического процесса зависит от 1) действия внутренний стимулов (мотивов), 2) интенсивности и своевременности внешних стимулов

-Закономерность управления учебно-воспитательным процессом

Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) интенсивности образовательных связей между педагогом и обучающимся, 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий.

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах педагогического процесса.

Закономерности, охватывающие своим действием всю образовательную систему, называются общими:

1. Закономерность цели обучения.Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения.Содержание обучения (образования) зависит от: а) обще­ственных потребностей и целей обучения; б) темпов социаль­ного и научно-технического прогресса; в) возрастных возмож­ностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических воз­можностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения.Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.Эффективность дидактических методов зависит от: а) зна­ний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных воз­можностей (обучаемости) учащихся; е) материально-техничес­кого обеспечения; ж) организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Частные, обуславливаются специфическими особенностями системы профессионального образования

Профессиональная подготовка понимается как социально-педагогическая система, включающая в себя: цели, содержание, педагогический и производственный процессы, процесс управления, подчиняющиеся законам производства и педагогики.

Исследование –процесс формирования новых знаний, вид познавательной деятельности.

Методы исследования — это приемы и средства, с помощью которых получают достоверную информацию о педагогических явлениях.

Методы педагогического исследования – это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения , воспитания и развития.

В целом все методы педагогического исследования могут быть разделены эмпирические (практические) и на теоретические .

1. Эмпирические методыили метод изучения педагогического опыта — наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, изучение и анализ документов, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.

Общие эмпирические методы педагогического исследования:

Изучение и обобщение передового педагогического опыта основано на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших учебных заведений и педагогов.

Изучение учебной документациии результатов деятельности обучаемых позволяет провести анализ, сопоставить и сравнить их во времени.

Эксперимент– специально организованная проверка педагогической гипотезы или метода

Наблюдение– целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления

Частные эмпирические методы педагогического исследования:

Опрос– метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов.

Анкетирование– метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Тестирование– целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Инструментальные эмпирические методы педагогического исследования

Инструментальные методы — специальные эмпирические методы исследований явлений и процессов, недоступных непосредственному восприятию, с применением приборов, инструментов, аппаратов.

Хронометраж применяется в исследованиях, связанных с результативными показателями трудовых действий, в том числе в процессе их освоения.

Хронометраж — это замеры отрезков времени, требующегося для выполнения отдельных действий, с целью определения оптимальных сроков, норм, и режима труда, в том числе ученических на разных этапах производственного обучения, темпа работы, режима труда, а также для изучения временной структуры движений, оценки степени тренирован­ности учащихся или рабочих и т.д. При хронометраже используются либо обычные часы, секундомер, специальные приборы с датчиками — электронные секундомеры, хроноскопы, хронографы.

Биомеханические методы — это изучение пространственных, временных и силовых параметров трудовых движений: определение степени их совершенства, силового взаимодействия работающего с инструментом, станком, кинематики движения инструмента и рук, позы работающего и т.д. (циклографический метод, фотографирование, видеосъемка)

Циклографический метод. Циклограмма представляет собой проекцию последовательных элементов движения. Для получения циклограммы к инструментам, рукам или ногам прикрепляются электрические лампочки. Рабочий процесс фотографируется фотоаппаратом с постоянно открытым затвором. На фотопластинке остаются изображения лампочек в виде светлых точек, дающих траекторию соответствующего движения. Анализ траектории позволяет определить скорость, ускорение, темп, ритм, направление и другие компоненты движения.

Психофизиологические методы применяются для изучения функционального состояния организма человека в процессе и в результате учебной и трудовой деятельности. Среди них наиболее часто исполь­зуются следующие методы (электромиография, электрокардиография, электродермография)

Электромиография — запись электрических потенциалов работающих скелетных мышц. Работа любой мышцы происходит при ее возбуждении, передаваемом из головного мозга по двигательным нер­вам в виде электрических импульсов. Электрическая активность мышцы определяет силу ее сокращения, что позволяет определить энергетические затраты человека на тот или иной вид деятельности.

Электрокардиография— регистрация электрических потенциалов сердечной мышцы. В профессиональной педагогике электрокардиография используется для оценки работоспособности. Например, по частоте сердечных сокращений можно судить о степени утомления человека во время работы.

Электродермография — регистрация электрических потенциалов кожи. Работа потовых желез, расположенных в коже человека, также происходит под воздействием электрических сигналов мозга.

Конкретные инструментальные методы в большинстве своем узкоспециализированы. Поэтому эффективное их применение, как правило, возможно лишь в комплексном сочетании с общепедагоги­ческими методами исследований.

2. Теоретические методы — анализ педагогических идей, литературы, архивных материалов, документов, моделирование, математические и статистические методы. С их помощью интерпретируются, анализируются и обобщаются теоретические положения и эмпирические данные.

Анализ— мысленное разложение исследуемого целого на составляю­щие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Синтез— мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное) целое. Однако синтез — это не просто суммирование, а смысловое соедине­ние. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных спичей. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой в любом научном исследовании.

Сравнение— установлении сходств и различия между рассматриваемыми явлениями. При сравнении прежде всего необходимо определить основу сравне­ния критерий. Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необхо­димо выделить в них известные признаки и установить, как они представ­лены и сравниваемых объектах. Несомненно, составной частью сравнения всегда является анализ, так как во время сравнения и явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение — это установле­ние определенных соотношении между признаками явлений, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

Абстрагирование— мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация— мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (но своей логической природе противоположен абстрагированию).

Обобщение— выделение в процессах и явлениях общих черт, ч. с. обоб­щение исследуемого. Сравнивая явления между собой, исследователь устанавливает общие признаки явлений и на основе последних объединяет явления в одну смыс­ловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество су­щественных признаков явлений подвергнуто сравнению.

Моделирование— исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

Индукция и дедукция— логические методы обобщения полученных эм­пирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

3. Математические методы:

Регистрация – подсчет количества тех или иных фактов.

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности

Шкалирование – введение цифровых показатлей в оценку отдельных сторон педагогических явлений.

Квалиметрия – перевод качественных показателей в количественные

4. Статические методы: определение средних величин полученных показателей: определение медианы – показание середины ряда; подсчет степени рассеивания величин – дисперсии, т.е. среднего квадратичного отклонения; подсчет коэффициента корреляции и др.

 



2015-11-10 5985 Обсуждений (0)
Педагогические закономерности и методы исследования педагогики 4.88 из 5.00 8 оценок









Обсуждение в статье: Педагогические закономерности и методы исследования педагогики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5985)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)