Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общепедагогические принципы.Принципы профессионального обучения



2015-11-10 1875 Обсуждений (0)
Общепедагогические принципы.Принципы профессионального обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




На основе педагогических законов и закономерностей (т. е. уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закономерности говорят о том как протекает педагогический процесс,то принципы дают знания о том как его строить.

Педагогический принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Кроме того, принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.

В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического принципа: «Педагогический принцип — это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности».

В педагогической науке сформулированы принципы природосообразности, культуросообразности, системности и последовательности, проблемности, оптимальности, доступности в обучении и воспитании и др.

К первой группе относятся принципы, вытекающие из особенностей человека как главного объекта педагогики, ко второй — наиболее общие требования непосредственно к самому педагогическому процессу, к третьей — наиболее общие требования, определяющие связь педпроцесса со средой.

Принцип природосообразности означает, что строить педагогический процесс необходимо с учетом природы воспитанника, т.е. состояния его здоровья; физического, физиологического, психологического и социального развития, возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными.

Принцип целостности (технологичности) подразумевает необходимость единства и относительной завершенности всех входящих в педагогический процесс компонентов и факторов. Суть принципа в реализации такой закономерности, как технологичность педагогического процесса: построение педагогического процесса должно опираться на научность и достоверность всех его компонентов;

Принцип демократизации проявляется в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в педагогическом процессе культуры той среды (местности, города, региона), в которой находится конкретное учебное заведение, понимание того, что воспитание и обучение являются составной частью культуры общества, а также единства национального и межнационального.

Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения, семьи, общества (в том числе производства, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры) направлен на организацию комплексного педагогического процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности учащегося.

Принцип единства индивидуального и коллективного позволяет педагогу использовать различные подходы, методы и средства, начиная от индивидуальных и кончая коллективными.

21. Понятие "содержание профессионального образования".Содержание обучения. Содержание воспитания.

Содержание — та часть общественного опыта поколений, которая выбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и передается ему.

В содержании педагогического процесса принято выделять две органически взаимосвязанные составляющие — содержание обучения и содержание воспитания.

Содержание обучения реализуется, прежде всего, в процессе обучения и самообучения, т.е. в интеллектуальной деятельности.

В содержание обучения входят следующие компоненты:

-научные знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;

-опыт осуществления способов деятельности, включающих в себя наряду со знаниями интеллектуальные и практические умения и навыки;

-опыт творческой, поисковой деятельности.

С одной стороны, содержание воспитания определяется в соответствии со структурой общественного опыта (знания, умения, навыки, творческая деятельность, отношения), а с другой — в общественном опыте выделяется опыт разностороннего развития человека (физического, психического, социального, духовного). Из общественного опыта выделяются основные направления содержания воспитания: физическое, умственное, трудовое и профессиональное, нравственное, эстетическое.

Физическое воспитание направлено на физическое развитие учащихся, необходимое для выполнения будущих профессиональных функций.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта учащихся (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения); суть его в развитии сознания и самосознания, формировании познавательной деятельности и механизмов самообразования, самовоспитания, самообучения.

Профессионально-трудовое воспитание формирует человека-труженика, способного создавать материальные и духовные ценности для себя и общества. Профессионально-трудовое воспитание включает правовое, экономическое и экологическое воспитание.

Правовое воспитание состоит в том, чтобы ввести будущих работников в сложные правовые общественные отношения, позволяющие гражданину правового государства осознавать свои права, обязанности и правовую ответственность.

Экономическое воспитание обеспечивает понимание экономической жизни общества, превращает каждого работника в активного творческого участника производственного процесса.

Экологическое воспитание осуществляется в процессе целенаправленного освоения фактов, сведений, касающихся окружающей природной реальности как среды обитания человека и предмета природоохранной деятельности.

Нравственное воспитание связано с формированием нравственности как совокупности сознания, навыков и привычек поведения учащегося. Система выработанных в обществе норм, правил и требований называется моралью.

Эстетическое воспитание заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способности создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном, естественном стремлении человека к красоте.

 



2015-11-10 1875 Обсуждений (0)
Общепедагогические принципы.Принципы профессионального обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общепедагогические принципы.Принципы профессионального обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1875)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)