Закономерности профессиональной педагогики и методы исследования
Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещей. Закономерность – проявление закона в конкретных условиях, выражающие его сущность. Закономерности педагогики - устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса образования. В профессиональной педагогике образование, воспитание, обучение и производство тесно взаимосвязаны между собой. Связи между ними будут проявляться через закономерности. 1. Взаимообусловленность профессиональной подготовки и общественных потребностей, развития науки, техники, производства. Профессиональная подготовка должна осуществляться в соответствии с потребностями общества в тех или иных специалистах с заданными качественными характеристиками его компетентности, типами производств и уровнем механизации и автоматизации производственных (технологических) процессов, с учетом степени их непрерывности, состояния организации труда. 2. Взаимосвязь формирования личности с профессиональной подготовкой. Развитие личности буде осуществляться только в процессе его профессиональной подготовки (речь идет о профессиональной культуре личности). 3. Профессиональная подготовка должна включать в себя инвариантный (основной) и вариативный (специальный) компоненты. Инвариантный или основной компонент включает знания необходимые специалисту любой профессии, а вариативный или специальный компонент отражает специфику узкой специализации профессиональной деятельности. 4. Содержание процесса профессиональной подготовки должно включать взаимосвязь общеобразовательной, общетехнической и профессиональной подготовки. В основе взаимосвязи общеобразовательной, общетехнической, профессиональной подготовки лежат следующие закономерности: •Взаимодействия науки, техники, производства; •Взаимодействие наук; •Взаимодействия человека и техники; •Взаимодействие видов человеческой деятельности; •Взаимодействие педагогического и производственного процессов
Взаимосвязь педагогического и производственного процесса. Производственный процесс будет определяющим, его специфика будет определять весь процесс профессиональной подготовки.
Методы исследования — это приемы и средства, с помощью которых получают достоверную информацию о педагогических явлениях. В целом все методы педагогического исследования могут быть разделены эмпирические (практические) и на теоретические. 1. Эмпирические методы или метод изучения педагогического опыта — наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, изучение и анализ документов, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент. Общие эмпирические методы педагогического исследования: Изучение и обобщение передового педагогического опыта основано на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших учебных заведений и педагогов. Изучение учебной документации и результатов деятельности обучаемых позволяет провести анализ, сопоставить и сравнить их во времени. Эксперимент – специально организованная проверка педагогической гипотезы или метода Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления Частные эмпирические методы педагогического исследования: Опрос – метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Инструментальные эмпирические методы педагогического исследования Инструментальные методы — специальные эмпирические методы исследований явлений и процессов, недоступных непосредственному восприятию, с применением приборов, инструментов, аппаратов. Хронометраж применяется в исследованиях, связанных с результативными показателями трудовых действий, в том числе в процессе их освоения. Биомеханические методы — это изучение пространственных, временных и силовых параметров трудовых движений: определение степени их совершенства, силового взаимодействия работающего с инструментом, станком, кинематики движения инструмента и рук, позы работающего и т.д. (циклографический метод, фотографирование, видеосъемка) Циклографический метод. Циклограмма представляет собой проекцию последовательных элементов движения. Для получения циклограммы к инструментам, рукам или ногам прикрепляются электрические лампочки. Рабочий процесс фотографируется фотоаппаратом с постоянно открытым затвором. На фотопластинке остаются изображения лампочек в виде светлых точек, дающих траекторию соответствующего движения. Анализ траектории позволяет определить скорость, ускорение, темп, ритм, направление и другие компоненты движения. Психофизиологические методы применяются для изучения функционального состояния организма человека в процессе и в результате учебной и трудовой деятельности. Среди них наиболее часто используются следующие методы (электромиография, электрокардиография, электродермография) Электромиография — запись электрических потенциалов работающих скелетных мышц. Работа любой мышцы происходит при ее возбуждении, передаваемом из головного мозга по двигательным нервам в виде электрических импульсов. Электрическая активность мышцы определяет силу ее сокращения, что позволяет определить энергетические затраты человека на тот или иной вид деятельности. Электрокардиография — регистрация электрических потенциалов сердечной мышцы. В профессиональной педагогике электрокардиография используется для оценки работоспособности. Например, по частоте сердечных сокращений можно судить о степени утомления человека во время работы. Электродермография — регистрация электрических потенциалов кожи. Работа потовых желез, расположенных в коже человека, также происходит под воздействием электрических сигналов мозга. Конкретные инструментальные методы в большинстве своем узкоспециализированы. Поэтому эффективное их применение, как правило, возможно лишь в комплексном сочетании с общепедагогическими методами исследований. 2. Теоретические методы — анализ педагогических идей, литературы, архивных материалов, документов, моделирование, математические и статистические методы. С их помощью интерпретируются, анализируются и обобщаются теоретические положения и эмпирические данные. Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления. Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное) целое. Однако синтез — это не просто суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных спичей. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой в любом научном исследовании. Абстрагирование — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей. Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (но своей логической природе противоположен абстрагированию). Моделирование — исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1707)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |