Тема 5. Дидактический процесс. Методы, средства и формы организации обучения
40. Дидактика как педагогическая теория обучения. Дидактика (от греч.didaktikos – поучающий или didasko – изучающий) – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Впервые этот термин употребил немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 - 1635) для обозначения искусства обучения. Он назвал свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А.Коменский (1592-1670). В 1632 году он написал на чешском языке «Великую дидактику». В 1657 году «Великая дидактика» была опубликована в Амстердаме, уже не на языке оригинала. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему». Объект дидактики – процесс обучения. Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Структура дидактики: 1. Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. 2 . Частные дидактики, или частные методики. Они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы). Задачи дидактики: l описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; l разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии
41. Дидактическая система. В компонентах дидактической системы отражены основные дидактические категории: l цели; l содержание образования; l дидактические процессы; l методы; l средства; l формы обучения; l закономерности обучения; l принципы обучения
42. Основные дидактические концепции. Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения. Их характеристика сводится к описанию: l принципов, l целей, l содержания, l средств обучения. Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три: l Традиционная. l Педоцентристская. l Современная. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как: l Я. А. Коменский, l И.Г. Песталоцци; l И. Гербарт и дидактика немецкой классической гимназии. В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению — деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система: l Д. Дьюи; l Г. Кершенштейнера; l В. Лая; l теории периода реформ в педагогике в начале XX века. Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — составляют единство в процессе обучения и являются предметом дидактики. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как: l программированное, l проблемное обучение, l развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), l когнитивная психология (Дж. Брунер).
43. Обучение как двусторонний процесс. Обучение — специально организованный, управляемый двусторонний процесс взаимодействия обучающего и учащихся, направленный на: - усвоение знаний, умений, навыков; - формирование мировоззрения; - развитие умственных сил и потенциальных возможностей учащихся; - выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. В понятие обучения входят два составляющих этот процесс компонента: - преподавание, как педагога деятельность по организации усвоения учебного материала; - учение как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний
44. Функции обучения. Направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности обусловливают функции обучения: l образовательную, l воспитывающую, l развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений (В.В. Краевский).
45. Цели обучения. Цели общего образования можно конкретизировать в следующих задачах: l Обеспечение необходимого уровня систематических знаний об окружающим мире, которые способствуют адаптации учащихся к дальнейшему обучению и жизни. l Развитие познавательных интересов, психических познавательных процессов, познавательных умений и навыков. l Формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических и др. качеств личности. l Формирование способностей к самообразованию, потребности и умений самосовершенствованию.
46. Таксономия целей обучения. l Таксономия - (заимствовано из биологии от греч. taxis - расположение по порядку и nomos - закон) - обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности (то есть по иерархии). В таксономии целей обучения, которую разработал американский психолог Б. Блум, выделено три группы целей: l познавательные или когнитивные (познавательная область); l аффективные (эмоционально-ценностная область); l психомоторные Таксономия целей обучения в когнитивной области В 1956 году вышла в свет первая часть «Таксономии»,содержавшая описание целей в познавательной (когнитивной) области. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового: 1. Знание. Ученик знает факты, терминологию, теории, методы, принципы. 2. Понимание. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных. 3. Применение. Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях. 4. Анализ. Ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения. 5. Синтез. Ученик пишет сочинение, делает план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей.
47. Продукт процесса обучения. Компоненты продукта обучения Компонентами продукта обучения являются: l знания, умения, навыки; l мировоззрение личности; l кругозор и эрудиция; l качества ума, интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности); l умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания; l навыки самообразования; l активность; l работоспособность (умственная и физическая) личности; l воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.); l профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.
48. Принципы и правила обучения. Правила обучения l Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. l В педагогической интерпретации правило — это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. l Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории. Они являются как бы переходным звеном от теории к практике
Компоненты продукта обучения Результат обучения, включающий знания, способы и приёмы их приобретения, называется обученностью Компоненты продукта обучения Компонентами продукта обучения являются: l знания, умения, навыки; l мировоззрение личности; l кругозор и эрудиция; l качества ума, интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности); l умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания; l навыки самообразования; l активность; l работоспособность (умственная и физическая) личности; l воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.); l профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.
49. Методы и приёмы обучения. Методы обучения l Метод (от греч. metodos)– путь познания, способ деятельности) – Путь к чему-либо, способ достижения цели, определённым способом упорядоченная деятельность субъекта в любой её форме. l Метод обучения —способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский). l В структуре методов обучения выделяются приемы.Прием —это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. Уровни обучения l I уровень — знакомства. Отличается способностью учащегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объекты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне знакомства ограничено наиболее общими представлениями об объекте изучения, а мышление — альтернативными суждениями типа «да — нет», «или — или». l II уровень — репродукции. На этом уровне овладение основными понятиями предмета происходит настолько, что оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное описание действия с объектом изучения, анализировать различные действия и различные исходы. l III уровень — полноценные знания. На этом уровне деятельность учащегося характеризуется умениями применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач и получения объективно новой информации. l IV уровень — трансформации. Он характеризуется таким овладением информацией, при котором учащийся сможет решать задачи различных классов путем переноса усвоенных знаний, умений, навыков
50. Классификация методов обучения по источнику получения знаний (традиционная).
Принципы обучения l Принцип (от лат. principium - первоначало, основа) - основное исходное положение чего-либо. l Принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. l Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой Содержательные принципы обучения l гражданственности, l научности, l воспитывающего характера, l фундаментальности, l прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой). Организационно-методические принципы обучения l преемственности, последовательности и систематичности; l единства группового и индивидуального обучения; l соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; l сознательности и творческой активности; l доступности при достаточном уровне трудности; l наглядности; l продуктивности и надежности
51. Классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся. l объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); l репродуктивный; l проблемное изложение; l частично-поисковый (эвристический); l исследовательский. 52. Классификация методов педагогического процесса Ю.К. Бабанского. Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: I. По составу объектов: l материальные; l идеальные. II. По назначению (субъекту деятельности): l для обучающего (средства преподавания); l для учащегося (средства учения). III. По модальности: l визуальные; l аудиальные; l аудиовизуальные
53. Средства обучения. Средства обучения – это совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления дидактического процесса. Средство обучения (по П.И Пидкасистому) - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5624)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |