Структура методологического знания
В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет четыре уровня: l уровень философской методологии; l уровень общенаучных принципов и форм исследования; l уровень конкретно-научной методологии; l уровень методики и техники исследования. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
14. Методы педагогического исследования. Метод - (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения. Понятие «метод» применяется в широком и узком смыслах этого слова. В широком смысле слова – оно обозначает познавательный процесс, который включает в себя несколько способов. Так, «пассивный» метод наблюдения отличается от экспериментального метода как «активного». В узком смысле «метод» означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике – метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др. 15. Классификация научно-педагогических исследований. Классификация методов научного познания По мнению В.П. Кохановского, методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы:
Методы изучения педагогического опыта: Методы изучения педагогического опыта-это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. l наблюдение; l беседа; l анкетирование; l изучение продуктов деятельности (работ учащихся ); l изучение документации; l эксперимент Методы теоретического исследования в педагогике Общенаучные логические методы: l анализ; l синтез; l абстракция; l идеализация; l обобщение; l индукция; l дедукция; l аналогия; l моделирование Работа с литературой : l составление библиографии; l реферирование; l конспектирование; l аннотирование; l цитирование. Математические методы Математические методыприменяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются: l регистрация, l ранжирование, l шкалирование
16. Этапы и логика научно-педагогического исследования. Классификация научно-педагогических исследований : l Фундаментальные – направлены на разработку и развитие теоретических концепций науки, её статуса, истории, методологии. l Прикладные – решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные сформированием содержания воспитания и образования, разработкой педагогических технологий. l Разработки – служат для непосредственного обслуживания практики образования; имеют целью создание программ, учебников, пособий. l Учебно-исследовательские проекты – служат для формирования исследовательских умений студентов и аспирантов. Научно-методический аппарат исследования : Научно-методический аппарат исследования — это перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования. Проблема исследования (др.-греч. - задача) – теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Тема исследования(греч. – предмет изложения, исследования) - лаконичная формулировка проблемы исследования. Цель исследования – научный результат, который должен быть достигнут в итоге исследования. Задачи исследования– предполагаемый локализованный результат исследования. Объект исследования – сфера (область) поиска. Предмет исследования – ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений; совокупность элементов, связей, отношений. Гипотеза(греч. — основание, предположение) – научно обоснованное предположение, нуждающиеся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке Этапы научно- педагогического исследования: Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование её актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей и промежуточных целей исследования и соотнесённых с целями задач.
17. Источники педагогического знания. Источники педагогики как науки
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |