Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура методологического знания



2015-11-10 1190 Обсуждений (0)
Структура методологического знания 0.00 из 5.00 0 оценок




В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет четыре уровня:

l уровень философской методологии;

l уровень общенаучных принципов и форм исследования;

l уровень конкретно-научной методологии;

l уровень методики и техники исследования.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

 

14. Методы педагогического исследования.

Метод - (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения.

Понятие «метод» применяется в широком и узком смыслах этого слова.

В широком смысле слова – оно обозначает познавательный процесс, который включает в себя несколько способов. Так, «пассивный» метод наблюдения отличается от экспериментального метода как «активного».

В узком смысле «метод» означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике – метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др.

15. Классификация научно-педагогических исследований.

Классификация методов научного познания

По мнению В.П. Кохановского, методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы:

  1. Философские методы;
  2. Общенаучные подходы и методы исследования;
  3. Частнонаучные методы;
  4. Дисциплинарные методы;
  5. Методы междисциплинарного исследования

Методы изучения педагогического опыта:

Методы изучения педагогического опыта-это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.

l наблюдение;

l беседа;

l анкетирование;

l изучение продуктов деятельности (работ учащихся );

l изучение документации;

l эксперимент

Методы теоретического исследования в педагогике

Общенаучные логические методы:

l анализ;

l синтез;

l абстракция;

l идеализация;

l обобщение;

l индукция;

l дедукция;

l аналогия;

l моделирование

Работа с литературой :

l составление библиографии;

l реферирование;

l конспектирование;

l аннотирование;

l цитирование.

Математические методы

Математические методыприменяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются:

l регистрация,

l ранжирование,

l шкалирование

 

16. Этапы и логика научно-педагогического исследования.

Классификация научно-педагогических исследований :

l Фундаментальные – направлены на разработку и развитие теоретических концепций науки, её статуса, истории, методологии.

l Прикладные – решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные сформированием содержания воспитания и образования, разработкой педагогических технологий.

l Разработки – служат для непосредственного обслуживания практики образования; имеют целью создание программ, учебников, пособий.

l Учебно-исследовательские проекты – служат для формирования исследовательских умений студентов и аспирантов.

Научно-методический аппарат исследования :

Научно-методический аппарат исследования — это перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования.

Проблема исследования (др.-греч. - задача) – теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Тема исследования(греч. – предмет изложения, исследования) - лаконичная формулировка проблемы исследования.

Цель исследования – научный результат, который должен быть достигнут в итоге исследования.

Задачи исследования– предполагаемый локализованный результат исследования.

Объект исследования – сфера (область) поиска.

Предмет исследования – ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений; совокупность элементов, связей, отношений.

Гипотеза(греч. — основание, предположение) – научно обоснованное предположение, нуждающиеся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке

Этапы научно- педагогического исследования:

Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование её актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей и промежуточных целей исследования и соотнесённых с целями задач.

  1. Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования, исследовательского подхода.
  2. Построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать.
  3. Выбор методов исследования; построение теоретической модели опытно-экспериментальной работы
  4. Проведение опытно-экспериментальной работы: констатирующего, формирующего (преобразующего процесса), контрольного экспериментов. Проверка достоверности гипотезы.
  5. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
  6. Выработка практических рекомендаций

 

17. Источники педагогического знания.

Источники педагогики как науки

  1. Традиция народного воспитания (в настоящее время – этнопедагогика);
  2. Философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
  3. Текущая мировая и отечественная практика воспитания;
  4. Данные специально организованных социальных и педагогических исследований;
  5. До середины 80-х годов ХХ века – опыт педагогов–новаторов. С середины 80-х годов ХХ века –экспериментальные площадки, в настоящие время – инновационные технологии.

 

 



2015-11-10 1190 Обсуждений (0)
Структура методологического знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура методологического знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)