Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОРЯДОК И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ



2015-11-10 1359 Обсуждений (0)
ПОРЯДОК И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Сердечная деятельность связана с особенностями, присущими лишь этому органу. Важнейшую функциональную роль в сердеч­ной деятельности играет проводящая система сердца (рис. 7). Ее волокна в правом предсердии около устья верхней полой вены об­разуют так называемый синусно-предсердный узел (узел Кейса — Флека). Он имеет веретенообразную форму и содержит большое количество нервных волокон и ганглиозных клеток. Ствол узла и его головная часть без выраженной границы заканчиваются раз­ветвлением под эндокардом. От этого узла в стенки предсердий отходят волокна Бахмана, обусловливающие согласованную функ­цию обоих предсердий. В стенке правого предсердия находится пограничный (атриовентрикулярный, предсердно-желудочковый) узел — узел Ашоффа — Тавара, строение которого сходно с синусно-предсердным узлом. Из его передней части под эндокард отхо­дят ответвления, а по задней — предсердно-желудочковый пучок (пучок Гиса), делящийся на 2 ножки — для правого и левого желу­дочков. Каждая ножка делится на 3 ветви: одна идет к папилляр­ной мышце, вторая — к артериальному конусу справа и к задней папиллярной мышце слева, третья — к верхушке сердца. Правая и левая ножки далее образуют густую сеть сердечных проводящих миоцитов (волокон Пуркинье). Таким образом, узел Ашоффа — Тавара с его проводящей системой служит «водителем ритма» же­лудочков сердца.

Сердце находится также под влиянием парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Возбуж­дение вагуса (ваготония) замедляет частоту сердечных сокраще­ний, ослабляет их силу и тормозит проведение возбуждения по проводящей системе сердца, а возбуждение симпатического нерва (симпатикотония), наоборот, вызывает увеличение частоты сер­дечных сокращений, повышение их силы и ускорение проведения импульсов. Правая ветвь вагуса влияет преимущественно на узел Кейса — Флека, а левая — на узел Ашоффа — Тавара. Правая ветвь симпатического нерва усиливает сокращение предсердий, а ле­вая — желудочков. В целом сердечная деятельность находится под контролирующим влиянием центральной нервной системы (нейро-гуморальная регуляция).

Рис. 7. Проводящая система сердца:

 

1 — желудочки; 2— предсердия; 3 — синусно-пред-сердный узел (Кейса—Флека); 4— предсердно-же-лудочковый узел (Ашоффа—Тавара); 5—предсерд-но-желудочковый пучок (Гиса); 6— левая и правая ножки пучка Гиса; 7—разветвления левой ножки пучка Гиса; 8— сердечные проводящие миоциты (волокна Пуркинье)

 

Знание анатомо-физиологических механизмов сердечной деятельности имеет исключительное значение в понимании нормальной и изменен­ной деятельности сердца с присущи­ми ему свойствами автоматизма, возбудимости, проводимости, сократимости и тоничности.

Для нормальной функции кровообращения необходимы следу­ющие условия: достаточная динамическая деятельность сердца; соответствие притока крови к сердцу потребности организма в ней; правильное распределение циркулирующей крови и нор­мальный обмен веществ между кровью и тканями организма.

Активность сердечной деятельности изменяется в зависимости от физиологического состояния, физической нагрузки, тонуса не­рвной системы, температуры внешней среды, состояния здоровья и т. п. Необходимая интенсивность гемоциркуляции обеспечива­ется изменением объема систолы (т. е. количеством крови, изго­няемой при систоле из сердца), учащением или замедлением сер­дечных сокращений, усилением или ослаблением обменных про­цессов, вазомоторными реакциями (особенно капилляров), ис­пользованием депонированной крови.

Тканевые процессы как в состоянии физиологического покоя, так и при возбуждении, физическом напряжении и патологичес­ких нарушениях в организме служат исходной силой, приводящей в действие регулярные механизмы кровообращения.

Нарушение функции сердечно-сосудистой системы могут выз­вать болезни эндокарда, миокарда, перикарда, сосудов и их раз­личные сочетания.

Исследование сердечно-сосудистой системы обычно проводят в такой последовательности: осмотр и пальпация сердечной обла­сти; перкуссия сердечной области; аускультация сердца; исследо­вание кровеносных сосудов (артерий и вен); инструментально-функциональные исследования (электро-, фоно-, баллисто-, векторкардиография, осцилло-, флебография, рентгеноскопия, рент­генография, телеметрия, метод дозированных нагрузок, определение скорости кровотока, артериального и венозного кро­вяного давления, массы циркулирующей крови и др.).

Приступая к исследованию сердечно-сосудистой системы, важ­но установить, какие аномалии поведения и общего состояния отмечали у животного. Потеря работоспособности, одышка, синюшность слизистых оболочек, повышенная чувствительность в облас­ти сердца, отеки, потливость, частое переступание конечностями и другие отклонения свидетельствуют о необходимости более при­стального и всестороннего исследования системы кровообраще­ния независимо от того, первичный или вторичный характер но­сят те или иные нарушения.

Мелких животных и птиц ставят на стол. Собак лучше исследо­вать в сидячем положении. У крупных животных сначала исследу­ют левую, а затем — правую сторону грудной клетки. Соответству­ющую грудную конечность максимально отводят вперед или сги­бают в карпальном суставе. У плотоядных ее можно отвести назад или вбок. Если конечность не отведена, левую ладонь подводят в подлопаточную область сердца, а правой рукой упираются в хол­ку. Исследование желательно проводить в присутствии хозяина животного или лица, ухаживающего за ним. Осмотр и пальпацию проводят одновременно с обеих сторон, располагаясь перед си­дящим животным. У птиц пальпируют только область грудной кости.

Возникновение сердечного толчка связано с периодическими изменениями силы сокращения сердца, изменением его формы и положения. Сердечный толчок проявляется в виде толчкообразно­го сотрясения грудной стенки в области сердца.

 



2015-11-10 1359 Обсуждений (0)
ПОРЯДОК И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОРЯДОК И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)