ПОРЯДОК И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Сердечная деятельность связана с особенностями, присущими лишь этому органу. Важнейшую функциональную роль в сердечной деятельности играет проводящая система сердца (рис. 7). Ее волокна в правом предсердии около устья верхней полой вены образуют так называемый синусно-предсердный узел (узел Кейса — Флека). Он имеет веретенообразную форму и содержит большое количество нервных волокон и ганглиозных клеток. Ствол узла и его головная часть без выраженной границы заканчиваются разветвлением под эндокардом. От этого узла в стенки предсердий отходят волокна Бахмана, обусловливающие согласованную функцию обоих предсердий. В стенке правого предсердия находится пограничный (атриовентрикулярный, предсердно-желудочковый) узел — узел Ашоффа — Тавара, строение которого сходно с синусно-предсердным узлом. Из его передней части под эндокард отходят ответвления, а по задней — предсердно-желудочковый пучок (пучок Гиса), делящийся на 2 ножки — для правого и левого желудочков. Каждая ножка делится на 3 ветви: одна идет к папиллярной мышце, вторая — к артериальному конусу справа и к задней папиллярной мышце слева, третья — к верхушке сердца. Правая и левая ножки далее образуют густую сеть сердечных проводящих миоцитов (волокон Пуркинье). Таким образом, узел Ашоффа — Тавара с его проводящей системой служит «водителем ритма» желудочков сердца. Сердце находится также под влиянием парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Возбуждение вагуса (ваготония) замедляет частоту сердечных сокращений, ослабляет их силу и тормозит проведение возбуждения по проводящей системе сердца, а возбуждение симпатического нерва (симпатикотония), наоборот, вызывает увеличение частоты сердечных сокращений, повышение их силы и ускорение проведения импульсов. Правая ветвь вагуса влияет преимущественно на узел Кейса — Флека, а левая — на узел Ашоффа — Тавара. Правая ветвь симпатического нерва усиливает сокращение предсердий, а левая — желудочков. В целом сердечная деятельность находится под контролирующим влиянием центральной нервной системы (нейро-гуморальная регуляция).
Рис. 7. Проводящая система сердца:
1 — желудочки; 2— предсердия; 3 — синусно-пред-сердный узел (Кейса—Флека); 4— предсердно-же-лудочковый узел (Ашоффа—Тавара); 5—предсерд-но-желудочковый пучок (Гиса); 6— левая и правая ножки пучка Гиса; 7—разветвления левой ножки пучка Гиса; 8— сердечные проводящие миоциты (волокна Пуркинье)
Знание анатомо-физиологических механизмов сердечной деятельности имеет исключительное значение в понимании нормальной и измененной деятельности сердца с присущими ему свойствами автоматизма, возбудимости, проводимости, сократимости и тоничности. Для нормальной функции кровообращения необходимы следующие условия: достаточная динамическая деятельность сердца; соответствие притока крови к сердцу потребности организма в ней; правильное распределение циркулирующей крови и нормальный обмен веществ между кровью и тканями организма. Активность сердечной деятельности изменяется в зависимости от физиологического состояния, физической нагрузки, тонуса нервной системы, температуры внешней среды, состояния здоровья и т. п. Необходимая интенсивность гемоциркуляции обеспечивается изменением объема систолы (т. е. количеством крови, изгоняемой при систоле из сердца), учащением или замедлением сердечных сокращений, усилением или ослаблением обменных процессов, вазомоторными реакциями (особенно капилляров), использованием депонированной крови. Тканевые процессы как в состоянии физиологического покоя, так и при возбуждении, физическом напряжении и патологических нарушениях в организме служат исходной силой, приводящей в действие регулярные механизмы кровообращения. Нарушение функции сердечно-сосудистой системы могут вызвать болезни эндокарда, миокарда, перикарда, сосудов и их различные сочетания. Исследование сердечно-сосудистой системы обычно проводят в такой последовательности: осмотр и пальпация сердечной области; перкуссия сердечной области; аускультация сердца; исследование кровеносных сосудов (артерий и вен); инструментально-функциональные исследования (электро-, фоно-, баллисто-, векторкардиография, осцилло-, флебография, рентгеноскопия, рентгенография, телеметрия, метод дозированных нагрузок, определение скорости кровотока, артериального и венозного кровяного давления, массы циркулирующей крови и др.). Приступая к исследованию сердечно-сосудистой системы, важно установить, какие аномалии поведения и общего состояния отмечали у животного. Потеря работоспособности, одышка, синюшность слизистых оболочек, повышенная чувствительность в области сердца, отеки, потливость, частое переступание конечностями и другие отклонения свидетельствуют о необходимости более пристального и всестороннего исследования системы кровообращения независимо от того, первичный или вторичный характер носят те или иные нарушения. Мелких животных и птиц ставят на стол. Собак лучше исследовать в сидячем положении. У крупных животных сначала исследуют левую, а затем — правую сторону грудной клетки. Соответствующую грудную конечность максимально отводят вперед или сгибают в карпальном суставе. У плотоядных ее можно отвести назад или вбок. Если конечность не отведена, левую ладонь подводят в подлопаточную область сердца, а правой рукой упираются в холку. Исследование желательно проводить в присутствии хозяина животного или лица, ухаживающего за ним. Осмотр и пальпацию проводят одновременно с обеих сторон, располагаясь перед сидящим животным. У птиц пальпируют только область грудной кости. Возникновение сердечного толчка связано с периодическими изменениями силы сокращения сердца, изменением его формы и положения. Сердечный толчок проявляется в виде толчкообразного сотрясения грудной стенки в области сердца.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1359)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |