способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии
технологии воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии,
компьютерные методы и методики психолого-педагогической диагностики детей с разными отклонениями в развитии ;
использовать компьютерные методы и методики психолого-педагогической диагностики детей с разными отклонениями в развитии
проводить психолого-педагогическое изучение детей и ориентироваться в диагностике их речевого, умственного и физического развития; проводить дифференциальную диагностику различных форм патологии; формулировать диагностические и прогностические выводы на основе ИКТ;
ориентироваться в компьютерных и информационных технологиях воспитания и обучения (в том числе диагностических) детей с проблемами в развитии, анализировать и выбирать традиционные и/или альтернативные методические (коррекционно-методические) подходы, ИКТ технологии существующие в отечественной и зарубежной дефектологии, логопедии;
навыками применения компьютерных методов и методик психолого-педагогической диагностики детей с разными отклонениями в развитии
Повышенный
приемы профилактической, коррекционно-педагогической и консультативной работы (родители, воспитатели, другие специалисты, работающие с детьми с нарушениями развития) с включением ИКТ технологий
проводить психолого-педагогическое изучение детей с использованием ИКТ и ориентироваться в диагностике их речевого, умственного и физического развития; проводить дифференциальную диагностику различных форм патологии развития; формулировать диагностические и прогностические выводы;
планировать, организовывать и осуществлять профилактическую работу с разными категориями воспитанников (профилактика различных нарушений в психической, речевой, моторной сферах, а также с целью предупреждения вторичной задержки развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы)
планировать, организовывать и осуществлять консультативную работу (с родителями, воспитателями, другими специалистами);
оценивать эффективность коррекционно-развивающего взаимодействия (с помощью имеющихся средств), разрабатывать (модифицировать) собственные системы оценивания результатов.
навыками применения технологий психолого-педагогического, в том числе логопедического обследования детей;
Код
Уро-вень
Содержательное
описание уровня
Критерии оценки
знает
умеет
владеет
ПК-1
Пороговый
Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ
специфика планирования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми на основе проведенного обследования
на основе использования методов психолого-педагогической диагностики подбирать наиболее оптимальную коррекционно-образовательную программу, разрабатывать и реализовывать содержание индивидуальных маршрутов.
определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ОВЗ;
на основе использования методов психолого-педагогической диагностики проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения.
приемами и методами психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития
Повышенный
принципов построения и особенностей проведения различных диагностических процедур;
проводить полное психолого-педагогическое обследование ребенка;
Владение навыками интерпретации данных медицинского и психолого-педагогического обследования ребенка;
Код
Уро-вень
Содержательное
описание уровня
Критерии оценки
знает
умеет
владеет
ПК-5
Пороговый
способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории
задачи и принципы диагностики аномального развития; методы изучения структуры нарушений; педагогическое изучение детей с нарушениями развития; методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей; способы изучения и составления психолого-педагогической характеристики
использовать методы тестирования, анкетирования, бесед и другие методы, виды диагностики при изучении психофизического развития детей с ОВЗ;
подбирать, диагностический материал для обследования детей с ОВЗ различных нозологических групп;
составлять и вести протокол обследования ребенка;
составлять психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ;
правильно выстраивать педагогический процесс с учетом данных психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, проведенного с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории
навыками анализа результатов психолого-педагогического изучения познавательной и эмоционально-волевой сферы, личности, готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста с ОВЗ;
приемами и методами медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития;
Повышенный
концептуальные основы психолого-педагогического изучения;
модифицировать и адаптировать диагностический материал для обследования детей с ОВЗ различных нозологических групп
навыками проведения квалифицированного диагностического обследования с целью выявления психофизического состояния детей и подростков с ОВЗ
Код
Уро-вень
Содержательное
описание уровня
Критерии оценки
знает
умеет
владеет
ПК-6
Пороговый
способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики
содержание и методы психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ;
дифференциально-диагностические критерии отграничения сходных патологий; о методах медицинского обследования в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в развитии;
анализировать медицинскую документацию о состоянии здоровья, вести психологическое наблюдение и анализировать поведение и виды деятельности ребенка с ОВЗ
навыками диагностики, навыками анализа и интерпретации результатов психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта, слуха, речи, НОДА, зрения, с нарушениями ЭВС и поведения) с точки зрения различных классификаций нарушений в развитии
Повышенный
о возможных вариантах сходных картин развития при нарушениях различного генеза и критериях их разграничения;
осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений
навыками применения дифференциально-диагностических критериев для отграничения сходных патологий
Код
Уро-вень
Содержательное
описание уровня
Критерии оценки
знает
умеет
владеет
ПК-7
Пороговый
Способен осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности
Планирование на основе проведенного обследования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми.
сущности, структуры, особенностей проведения динамического наблюдения; показателей и критериев оценки эффективности коррекционно-развивающего воздействия;
Составлять программы коррекции и развития психических познавательных функций и детских видов деятельности с учетом выявленных особенностей и с опорой на психокоррекционные технологии, разработанные для детей различных нозологических групп
подбирать диагностический инструментарий для изучения особенностей развития ребенка, хода и результативности коррекционно-образовательной работы;
Осуществлять динамическую диагностику с целью определения эффективности коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
вносить коррективы в коррекционно-педагогическую деятельность на основе анализа результатов динамического наблюдения.
составления картотек, направленных на коррекцию познавательной, эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений со сверстниками и взрослыми детей с нарушениями интеллекта, зрения
технологией проведения и использования результатов динамического наблюдения в коррекционно-развивающей деятельности.
Повышенный
структуры, особенностей составления программ динамического наблюдения;
подбирать методы изучения психофизического и личностного развития ребенка, хода и результата коррекционно-развивающей работы.
технологиями составления программ динамического наблюдения психофизического и личностного развития ребенка, хода и результата
коррекционно-развивающей работы.
Код
Уро-вень
Содержательное
описание уровня
Критерии оценки
знает
умеет
владеет
ПК-12
Пороговый
Способен использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ
Методы медицинского обследования в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в развитии
работать с медицинской документацией по сбору информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа
обработки и интерпретации информации полученной в ходе изучения документации
Владение навыками работы с медицинской документацией, анализа медицинских карт развития ребенка; работы в медико-психолого-педагогических комиссиях и консилиумах.
Повышенный
особенностей проведения различных медицинских диагностических процедур; принципов построения процесса медико-психолого-педагогической коррекции и профилактики для разных категорий детей с ОВЗ.
анализировать данные медицинских обследований детей;
Владение навыками интерпретации данных медицинского и психолого-педагогического обследования ребенка.
Код
Уро-вень
Содержательное
описание уровня
Критерии оценки
знает
умеет
владеет
СК-3
Пороговый
Способен к подбору и применению адекватных методов и средств психолого-педагогической диагностики отклонений в развитии детей младенческого, раннего, дошкольного возраста, к построению и проведению диагностической процедуры
отечественных методов диагностики развития детей младенческого и раннего возраста;
специфики психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста;
проводить феноменологическое (углубленное) психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста с ОВЗ
навыками заполнения предварительно подготовленных протоколов;
интерпретации данных, полученных в ходе феноменологического (углубленного) психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с ОВЗ
Повышенный
содержание, специфики применения психодиагностических методик, ориентированных на изучение определенных особенностей первичного дефекта и вторичных нарушений в зависимости от структуры дефекта у детей дошкольного возраста с ОВЗ, представленных в качестве объекта проводимой научно-исследовательской работы
составлять пакет диагностических методик, адаптированных к особенностям первичных и вторичных нарушений детей с ОВЗ
навыками составления психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения с акцентом на уровне сформированности различных сторон психофизического развития, относящихся к первичным и вторичным нарушениям