Глашение правящей династии как бы обосновывало идею
Братства князей, покоящегося на родоначалии, и способство- Вало единению всех русских земель. Большое значение для русской общественно-полити- Ческой мысли имело произведение, приписываемое Даниилу Заточнику и созданное примерно в конце XII – начале XIII вв. Основной политической идеей «Моления Даниила Заточни- Ка» является идея сильной центральной власти, представлен- Ной фигурой идеального князя, обладающего внешней и Внутренней привлекательностью. Однако в духе традиций Русской политической мысли, власть князя ограничена нали- Чием «думцев», на советы которых он опирается. Идеальное Конфликтология Управление реализуется не только при идеальном типе князя, Но и при идеальных чертах, присущих его совещательному Органу. Внешняя и внутренняя политика должна ориентиро- Ваться на сохранение мира. В целом учение Даниила выража- Ет стремление к реализации главной политической задачи то- Го периода – объединение русских земель под властью единого Князя в преддверии татаро-монгольского нашествия. Наиболее видным представителем доктрины «нестя- жательства» принято считать старца Нила Сорского (1433– Гг.). В центре его теоретических построений стоит инди- Вид, обладающий комплексом неизменных психобиологиче- Ских пристрастий (страстей). Их восемь: чревообъедение, Блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гор- Дость. Наибольшей критике Нил подвергает сребролюбие, Которое, по его мнению, появляется в силу неправильной ор- ганизации общественной жизни. Оно порождает стяжание – Наиболее гибельное для рода человеческого качество. Идеальной формой организации общества он считает Раннехристианскую общину, основой социальной организа- Ции которой служила общая собственность и обязательность Труда для всех. С точки зрения Сорского, все виды трудовой Деятельности приемлемы, главное – не допускать присвоения Чужого труда. В силу своих убеждений, Сорский отрицал монастырскую Форму организации монашества (монашеская община, живу- Щая по определенному уставу), как склонную к сребролюбию и Стяжательству, и выступал за скитничество. Объективно «не- Стяжатели» выступали за секуляризацию церковных земель и Тем самым за укрепление центральной светской власти. Дея- Тельность церкви ограничивается только духовной областью, в Которой неприменимы светские механизмы воздействия на Людей. Нил был против гонений людей за их убеждения. С его Точки зрения, каждый человек имеет право на свободу воли, Причем свобода воли предполагает полную внутреннюю само- Стоятельность, ответственность за свои действия. История конфликтологии Оппонентами «нестяжателей» выступали «иосифляне» («стяжатели»). Основные положения политической доктрины «иосифлян» были изложены Иосифом Волоцким, Волоко- Ламским игуменом (1439–1515 гг.). Вопрос о соотношении власти церковной и светской Иосиф трактует в пользу первой. Разрабатывая данную тео- Рию, он формулирует понятие государственной власти и вы- Ясняет ее происхождение. Источником государственной власти является воля бо- Жья, но ее носитель – только человек, он равен всем лицам, Над которыми его возвышают лишь данные ему полномочия. Из этого Иосиф делает два основных вывода: 1) властвующая Персона по естеству своему равна подвластным, а следова- Тельно, и употребление власти должно быть ограничено; 2) Властитель, как и всякий человек, может совершать ошибки, за Что должен нести ответственность. Царь, по мнению Иосифа, властвует над телом, та же Часть человека, в которой он равен Богу, т.е. его нетленная Душа, недоступна царским повелениям. Над душой человека Властен только Бог и его наместники на земле в лице служите- Лей церкви. Если царь может личные страсти подчинять основной за- Даче – обеспечению наибольшего блага подданных – его власть Неоспорима. Если же нет, то Иосиф считает возможным оказы- Вать ему сопротивление. Он первый в русской политической Литературе начал обсуждать и критиковать личность и дей- Ствия властителя. Таким образом, Иосиф одним из первых в Отечественной политической мысли отделил понятие «проис- Хождение власти» от понятия «употребление ______________власти». Дальнейшее развитие русская общественно-полити- Ческая мысль получила в произведениях таких известных по- Литических деятелей XVI столетия, как князь Андрей Курб- Ский (1528–1583 гг.) и царь Иван IV (1530–1584 гг.). В их произведениях нашел отражение процесс борьбы Между сторонниками неограниченной монархии и тенденцией Сочетания учреждений приказного аппарата с органами со- Словного представительства в центре и на местах. Конфликтология В идеях Курбского получило дальнейшее развитие тео- Ретическое положение, сформулированное И. Волоцким, о Праве народа на сопротивление злонамеренной власти, при- Чем характеристика беззаконного правления была значитель- Но расширена. Наилучшая концепция государственного устройства, со- Гласно Курбскому, – это ограниченная монархия с установлени- Ем выборного сословно-представительного органа, участвую-
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (719)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |