Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Глашение правящей династии как бы обосновывало идею





Братства князей, покоящегося на родоначалии, и способство-

Вало единению всех русских земель.

Большое значение для русской общественно-полити-

Ческой мысли имело произведение, приписываемое Даниилу

Заточнику и созданное примерно в конце XII – начале XIII вв.

Основной политической идеей «Моления Даниила Заточни-

Ка» является идея сильной центральной власти, представлен-

Ной фигурой идеального князя, обладающего внешней и

Внутренней привлекательностью. Однако в духе традиций

Русской политической мысли, власть князя ограничена нали-

Чием «думцев», на советы которых он опирается. Идеальное

Конфликтология

Управление реализуется не только при идеальном типе князя,

Но и при идеальных чертах, присущих его совещательному

Органу. Внешняя и внутренняя политика должна ориентиро-

Ваться на сохранение мира. В целом учение Даниила выража-

Ет стремление к реализации главной политической задачи то-

Го периода – объединение русских земель под властью единого

Князя в преддверии татаро-монгольского нашествия.

Наиболее видным представителем доктрины «нестя-

жательства» принято считать старца Нила Сорского (1433–

Гг.). В центре его теоретических построений стоит инди-

Вид, обладающий комплексом неизменных психобиологиче-

Ских пристрастий (страстей). Их восемь: чревообъедение,

Блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гор-

Дость. Наибольшей критике Нил подвергает сребролюбие,

Которое, по его мнению, появляется в силу неправильной ор-

ганизации общественной жизни. Оно порождает стяжание –

Наиболее гибельное для рода человеческого качество.

Идеальной формой организации общества он считает

Раннехристианскую общину, основой социальной организа-

Ции которой служила общая собственность и обязательность

Труда для всех. С точки зрения Сорского, все виды трудовой



Деятельности приемлемы, главное – не допускать присвоения

Чужого труда.

В силу своих убеждений, Сорский отрицал монастырскую

Форму организации монашества (монашеская община, живу-

Щая по определенному уставу), как склонную к сребролюбию и

Стяжательству, и выступал за скитничество. Объективно «не-

Стяжатели» выступали за секуляризацию церковных земель и

Тем самым за укрепление центральной светской власти. Дея-

Тельность церкви ограничивается только духовной областью, в

Которой неприменимы светские механизмы воздействия на

Людей. Нил был против гонений людей за их убеждения. С его

Точки зрения, каждый человек имеет право на свободу воли,

Причем свобода воли предполагает полную внутреннюю само-

Стоятельность, ответственность за свои действия.

История конфликтологии

Оппонентами «нестяжателей» выступали «иосифляне»

(«стяжатели»). Основные положения политической доктрины

«иосифлян» были изложены Иосифом Волоцким, Волоко-

Ламским игуменом (1439–1515 гг.).

Вопрос о соотношении власти церковной и светской

Иосиф трактует в пользу первой. Разрабатывая данную тео-

Рию, он формулирует понятие государственной власти и вы-

Ясняет ее происхождение.

Источником государственной власти является воля бо-

Жья, но ее носитель – только человек, он равен всем лицам,

Над которыми его возвышают лишь данные ему полномочия.

Из этого Иосиф делает два основных вывода: 1) властвующая

Персона по естеству своему равна подвластным, а следова-

Тельно, и употребление власти должно быть ограничено; 2)

Властитель, как и всякий человек, может совершать ошибки, за

Что должен нести ответственность.

Царь, по мнению Иосифа, властвует над телом, та же

Часть человека, в которой он равен Богу, т.е. его нетленная

Душа, недоступна царским повелениям. Над душой человека

Властен только Бог и его наместники на земле в лице служите-

Лей церкви.

Если царь может личные страсти подчинять основной за-

Даче – обеспечению наибольшего блага подданных – его власть

Неоспорима. Если же нет, то Иосиф считает возможным оказы-

Вать ему сопротивление. Он первый в русской политической

Литературе начал обсуждать и критиковать личность и дей-

Ствия властителя. Таким образом, Иосиф одним из первых в

Отечественной политической мысли отделил понятие «проис-

Хождение власти» от понятия «употребление ______________власти».

Дальнейшее развитие русская общественно-полити-

Ческая мысль получила в произведениях таких известных по-

Литических деятелей XVI столетия, как князь Андрей Курб-

Ский (1528–1583 гг.) и царь Иван IV (1530–1584 гг.).

В их произведениях нашел отражение процесс борьбы

Между сторонниками неограниченной монархии и тенденцией

Сочетания учреждений приказного аппарата с органами со-

Словного представительства в центре и на местах.

Конфликтология

В идеях Курбского получило дальнейшее развитие тео-

Ретическое положение, сформулированное И. Волоцким, о

Праве народа на сопротивление злонамеренной власти, при-

Чем характеристика беззаконного правления была значитель-

Но расширена.

Наилучшая концепция государственного устройства, со-

Гласно Курбскому, – это ограниченная монархия с установлени-

Ем выборного сословно-представительного органа, участвую-





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)