Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОНИМАНИЕ СКРЫТОГО СМЫСЛА В КОРОТКИХ РАССКАЗАХ



2015-11-10 23080 Обсуждений (0)
ПОНИМАНИЕ СКРЫТОГО СМЫСЛА В КОРОТКИХ РАССКАЗАХ 5.00 из 5.00 10 оценок




В практике консультативной деятельности отечественных дефектологов, психиатров и патопсихологов до настоящего времени достаточно широко ис­пользуются определенные специально подобранные короткие рассказы, в ко­торых «заложен» разный по сложности скрытый смысл. Интерес к по­добного рода заданиям обусловлен не только возможностью оценки понимания ребенком самих рассказов, то есть оценки когнитивного компонента, но и выявления его аффективно-эмоциональных особенностей.

Отечественным исследователем, впервые описавшим и использовавшим для исследования больных эту методику (также, как и методики Нелепицы, Разрез­ные Картинки, Установление последовательности событий), следует считать А. Н. Бернштейна (1911). Более того, такие рассказы, как «Бараночка» и «Спор зверей», приведены в этой работе практически в том же виде, в котором используются до сих пор. В настоящее время известны практически единич­ные работы, в которых описываются стимульный материал и подходы к иссле­дованию подобного рода.

Цель.Оценка возможности понимания смысла рассказа, то есть определен­ного уровня осмысления, и отношения к содержанию текста.

В соответствии с классификацией типов предъявления текстов Н. Л. Белопольской (1999) существует три типа предъявлений:

□ стандартный;

□ персонифицированный (когда ребенок выступает как бы действующим лицом рассказа);

□ драматизированный (разыгрывание сюжета рассказа в реальном плане).

С нашей точки зрения, наиболее адекватными задачам углубленной оцен­ки психического развития ребенка являются первые два способа предъявле­ния, хотя в отдельных случаях (для детей младше 5 лет) возможно использова­ние реального разыгрывания сюжета или частичной драматизации рассказа. В настоящем пособии предлагаемые рассказы даются в их стандартном вари­анте, но совершенно очевидно, что каждый из них может быть при необходи­мости персонифицирован или драматизирован. Точно также такие рассказы могут подаваться ребенку в соответствии с его полом.

Подобные рассказы можно найти или придумать самим, но в этом случае необходимо очень четко «простроить» и градацию усложнения структуры скры­тых смыслов, возрастную соотнесенность и саму процедуру предъявления с последующим анализом деятельности ребенка.

В практике консультативно-диагностической деятельности авторов наибо­лее часто используются варианты предлагаемых ниже рассказов. Рассказы при­водятся в соответствии со сложностью понимания скрытого смысла, что было апробировано на популяции детей г. Москвы и Московской области в период с 1984 по 2002 гг. (более 1500 детей с различными вариантами отклоняющегося и условно нормативно развития).

Возрастной диапазон применения.Рассказы в логике усложнения понима­ния скрытого смысла могут предъявляться детям от 4,5-5 лет до 9—10-летнегс возраста.

Процедура проведения

Все используемые рассказы предъявляются детям на слух с обязательным учетом особенностей слухоречевого запоминания, а в ряде случаев (при сужен­ном объеме слухоречевого запоминания или достаточной длине текста) воз­никает необходимость попросить ребенка своими словами повторить рассказ Это оказывается чрезвычайно важным, поскольку понимание текста рассказ* находится в прямой зависимости от возможности ребенка запомнить (сохра­нить) его содержание.

Суть задания заключается в ответе ребенка на вопрос, следующий за сами\ рассказом. Этот вопрос (ряд вопросов), по сути дела, являются инструкциями Специально построенные вопросы могут являться и вариантами помощи ре бенку.

Если ребенок затрудняется в ответе на поставленный вопрос или отвечав' неправильно — может задаваться ряд наводящих вопросов, зависящих в то* числе и от возраста ребенка, задач исследования и т. п. В данном руководства предлагается определенная последовательность таких вопросов-подсказок, больше упрощающая основную задачу (поиска смысла рассказа). После каж­дого вопроса-подсказки необходимо не только выслушать ответ на него, но ивернуться к основному вопросу. Таким образом, становится очевидным необ­ходимый объем помощи ребенку.

Примерная процедура проведения исследования

Сахар

Мама налила мальчику стакан чая и положила туда два кусочка сахара. Маль­чик не стал пить горячий чай, а подождал, пока тот остынет. Пришел, смотрит, а сахара в стакане нет!

Основной вопрос:«Куда делся сахар?»

Правильным ответом, естественно, будет ответ ребенка: «растворился» (ва­риант: «растаял в горячем чае»). При невозможности правильного ответа на основной вопрос следует вопрос-подсказка 1.

Вопрос-подсказка 1:«Какой стал чай?»

При правильном ответе ребенка: «сладкий» — идет возврат к основному воп­росу. При неадекватном ответе — например: «холодный» — задается следую­щий вопрос-подсказка 2.

Вопрос-подсказка 2:«Какой стал чай по вкусу?»

При правильном ответе ребенка (или прямой помощи взрослого) — «слад­кий» — идет возврат к основному вопросу. При непонимании смысла и после второго вопроса-подсказки задание либо прекращается и считается невыпол­ненным, либо инструкция персонифицируется (драматизируется) и подается более развернутый вид помощи.

Такая расширенная проработка задания и помощи ребенку зависит от це­лей исследования и, в основном, требуется для работы с детьми с тотальным недоразвитием или с детьми 4—5-летнего возраста.

Авторам представляется следующая логика усложнения текстов, ориенти­рованная на заложенный в них подтекст, скрытый смысл.

Примерные тексты рассказов (стимульный материал методики)

Сахар

(текст рассказа и процедура проведения исследования приведены выше).

Саша

Саша проснулся утром грустный-грустный. Мама дала ему таблетку, взяла зонтик и ушла.

Основной вопрос:Почему Саша проснулся грустный?

Вопрос-подсказка 1:Зачем мама дала Саше таблетку?

Вопрос-подсказка 2:Когда ты пьешь таблетки?

Вопрос-подсказка 3:Саша был здоров?

Дополнительный вопрос:Какая была погода на улице?

Вопрос-подсказка 1 (к дополнительному вопросу):Что мама взяла с собой?

Горькое лекарство

Мама болела. Доктор выписал маме лекарство. Оно было горьким. Таня реши­ла помочь маме. Она взяла и выпила мамино лекарство.

Основной вопрос:Помогла ли маме Таня?

Вопрос-подсказка 1:Зачем доктор выписал маме лекарство?

Вопрос-подсказка 2:Лечит ли горькое лекарство?

Спор зверей

Поспорили как-то звери: что на свете всего вкуснее?

Петушок говорит: зернышки. Кошка говорит: сметана (вариант — молоко). Собака говорит: косточка.

Основной вопрос:Кто из них прав? Что самое вкусное ? (вариант: Так что же на свете самое вкусное?)

Вопрос-подсказка 1:А что — для петушка зернышки не самое вкусное?

Вопрос-подсказка 2:А для собаки косточка — не самое вкусное?

Вопрос-подсказка 3:А ты что больше всего любишь?

Бараночка

Шел голодный человек по дороге. Увидел — продают булки. Купил одну, съел не наелся. Съел еще одну булку — опять не наелся. А потом купил маленькую бара-ночку (вариант — сушку), съел ее и наелся. И подумал: «Зря я покупал булки, день­ги тратил. Надо было купить бараночку, я бы сразу и наелся».

Основной вопрос:Чем наелся человек?

Вопрос-подсказка 1:Зачем он покупал булки?

Вопрос-подсказка 2:Можно ли наесться маленькой бараночкой (сушкой) ?

Осел и муравей

Шел осел в гору, навстречу ему муравей. Осел его спрашивает: «Муравей, му­равей, а на горе трава высокая ?» «Высокая, сочная!» отвечает муравей. Заб­рался осел на гору, смотрит, а трава низкая, редкая. Он и кричит муравью: «Эй. муравей, ты зачем меня обманул ?»

Основной вопрос:Обманул ли муравей осла ?

Вопрос-подсказка 1:А муравей какой?

Вопрос-подсказка 2:А осел какой?

Вопрос-подсказка 3:Муравью трава какой казалась ?

Вопрос-подсказка 4:Почему муравью трава казалась большой?

Последний вагон

В одном городе в метро часто случались аварии. При этом в аварию всегда попадал последний вагон поезда. Тогда начальник метрополитена приказал у каж дого поезда отцеплять последний вагон.

Основной вопрос:Стало ли аварий меньше?

В случае предъявления рассказа такого уровня сложности не предполагает ся возможность задавать ребенку вопросы-подсказки.

Последний вагон (второй вариант рассказа)

Как-то раз железнодорожное начальство заметило, что в авариях всегда стра­дает, бьется последний вагон. И решило тогда железнодорожное начальство от­цеплять последний вагон, чтобы аварий стало меньше.

Основной вопрос:Как ты считаешь, правильно ли оно поступило? Аварий дей­ствительно стало меньше?

Анализируемые показатели

□ характер поведения ребенка и отношения к заданию (рассказам);

□ доступный уровень сложности задания в целом;

□ возможность принятия и объем необходимой помощи со стороны взрослого;

□ критичность ребенка к результатам своей деятельности;

□ характер трактовки предлагаемых рассказов (уровень сложности анализа текста, понимаемого переносного смысла).

Анализ результатов и примерные возрастные нормативы выполнения

Как уже сообщалось, представленные рассказы различны по сложности понимания заложенного в них скрытого смысла.

□ Нормативно развивающиеся дети 4—5 лет при предъявлении рассказа «Сахар», как правило, нуждаются в одном, реже в двух вопросах-подсказках, после которых могут самостоятельно ответить на основной вопрос.

□ Дети 5,5—6лет справляются с заданием «Саша» примерно с таким же объемом помощи, а рассказ «Сахар» в основном понимают уже самостоятельно или с минимальной помощью.

□ Дети 6—7-летнего возраста при анализе рассказов «Горькое лекарство», «Спор зверей» и «Бараночка» нуждаются в небольшом объеме помощи —необходим один, реже два вопроса-подсказки — после чего понимают их смысл. В ряде случаев ребенок 7 лет может справиться с заданием самостоятельно. Это зависит не только от особенностей собственно вербально-логического мышления, но и от личностной зрелости ребенка, его возможности преодолеть эгоцентрическое решение. Эти характеристики становления субъекта деятельности, элементы «Я-концепции» (а именно: возможность встать на позицию другого, принять точку зрения другого) наиболее интенсивно формируются в норме как раз на 6—7 году жизни. Более простые рассказы дети этого возраста понимают, в основном, самостоятельно.

□ Рассказ «Осел и муравей» — более сложен именно в плане понимания логики. При небольшой помощи со стороны взрослого в виде описан­ных выше вопросов (не более двух) или при самостоятельном выполнении смысл этого рассказа доступен детям 7-8 летнего возраста.

□ Рассказ «Последний вагон» по своей сути имеет неоднозначное решение, то есть допускаются различные варианты правильных ответов. Важным является необходимость логично объяснить свое решение. Можно гово­рить, что логично верные решения в норме принимаются самостоятель­но в возрасте 8,5—9 лет.

Говоря о специфике понимания скрытого смысла коротких рассказов деть­ми, воспитывающихся в различных социокультурных условиях, следует отме­тить следующее. Детям, воспитывающимся вне семьи (в дошкольных, а, впо­следствии, в школьных образовательных учреждениях интернатного типа), подобные рассказы оказываются, как уже говорилось, часто недоступны в свя­зи с их «исключенностью» из реальной социальной жизни. Эти условия суще­ствования формируют у них, как правило, как ответы эгоцентрической, так и конкретной трактовки. Точно так же у этой категории детей специфика выполнения заданий чаще всего отражает и присущие этим детям особенности личностного развития. Хотя эти результаты реже, чем в случае понимания пе­реносного смысла метафор, будут сочетаться с нормативными показателями выполнения других методик.

Дети с искаженным развитием преимущественно аффективно-эмоциональ­ной сферы, вне зависимости от уровня своего интеллектуального развития, редко способны понимать скрытый смысл не только пословиц и поговорок (см. выше), но и подтексты рассказов, в том числе и юмористических. Это является характерной особенностью именно для этого типа отклоняющегося развития.

Необходимость большого объема помощи, трудности переноса на последу­ющий материал логики рассуждения или даже полная недоступность понима­ния простых рассказов детьми старше 8—8,5-летнеговозраста будет свидетель­ствовать о проблемах собственно интеллектуального плана. В том случае, если это сочетается и с низкими показателями выполнения других методик, направ­ленных на исследование познавательной сферы, а также с элементами неадек­ватности и некритичности в поведении в целом, можно говорить о различных вариантах тотального недоразвития.



2015-11-10 23080 Обсуждений (0)
ПОНИМАНИЕ СКРЫТОГО СМЫСЛА В КОРОТКИХ РАССКАЗАХ 5.00 из 5.00 10 оценок









Обсуждение в статье: ПОНИМАНИЕ СКРЫТОГО СМЫСЛА В КОРОТКИХ РАССКАЗАХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (23080)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)