Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы оценки результатов интеллектуальной деятельности



2015-11-10 3960 Обсуждений (0)
Методы оценки результатов интеллектуальной деятельности 4.50 из 5.00 4 оценки




При формировании стоимости объектов НМА необходимо учитывать назначение использования объекта оценки: включение в состав НМА организации; реализация юридическим и физическим лицам прав на использование результатов ИД; в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, создаваемых при бюджетных образовательных учреждениях. В первом случае стоимость объектов НМА определяется затратами на изготовление, приобретение, включая расходы по доведению их до состояния, пригодного к использованию.

При реализации или передачи в счет вклада в уставный капитал хозяйственных обществ имущественных прав на использование результатов ИД рассчитывается их рыночная стоимость.

Однако, неразвитость рынка нематериальных активов в России затрудняет решение вопроса определения их рыночной стоимости и поэтому НМА на сегодняшний момент являются не биржевым товаром.

Согласно ФЗ РФ №123 «О бухгалтерском учете», ст.11 допускается применение других методов оценки в случаях, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

В России на настоящий момент основным документом, регламентирующим формирование стоимости прав на результаты интеллектуальной деятельности являются Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности, утвержденные приказом Минимущества России 26.11.2002 №СК-4/2197.

Данным документом предусматривается применение затратного, доходного и рыночного подходов при формировании стоимости объектов ИС (результатов ИД). Применение того или иного метода в рамках каждого из подходов оценщик вправе определять самостоятельно.

Под текущей рыночной стоимостью нематериального актива понимается сумма денежных средств, которая могла бы быть получена в результате продажи объекта на дату определения текущей рыночной стоимости. Текущая рыночная стоимость может быть определена по данным активного рынка, т.е. рынка НМА. Поскольку в России такой рынок еще не сформировался, то практическое решение оценки НМА по рыночной стоимости возможно на основе экспертных оценок.

При определении рыночной стоимости различных объектов НМА используют три основных подхода:

- затратный (метод суммирования фактических затрат, метод расчета полной восстановительной стоимости, метод приведенных затрат, метод замещения);

- рыночный (метод накопления активов, метод дисконтированного денежного потока, метод рынка капитала, метод альтернативных рыночных котировок, «усеченные» методы);

- доходный (метод капитализации «гудвилл»).

Для получения обоснованной рыночной оценки (соблюдение принципа включения расходов в бухгалтерском учете: расходы (затраты) должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы) целесообразным считается выполнение нескольких отдельных расчетов различными методами и последующее согласование результатов расчетов для выбора обоснованной величины рыночной стоимости объекта НМА. Выбор конкретных методов и методик на практике зависит от целей оценки, имеющейся исходной информации и доступности ее получения.

Среди затратных методов оценки результатов ИД выделяют следующие:

а) метод суммирования фактических затрат применяется для определения балансовой стоимости объектов НМА для постановки их на бухгалтерский учет. Обязательным условием его применения является наличие первичных бухгалтерских документов, подтверждающих фактические затраты по каждому объекту учета. Достоинство данного метода – простота расчетов. Его недостатки: а) сложность выделения в учете фактических затрат по конкретным объектам НМА; б) не учитывает рыночную ситуацию на дату оценки и способность объекта приносить доход; в) не учитывает влияние инфляции и изменения стоимости денег во времени.

б) метод расчета полной восстановительной стоимости заключается в оценке всех затрат, необходимых для воссоздания, восстановления идентичного по назначению и качеству объектов НМА. Расчеты производятся с использованием 1)индексного метода, 2)данных предприятий-изготовителей, 3) сметного метода, 4)метода укрупненных показателей.

Индексный метод предусматривает пересчет базовых цен на дату оценки. При наличии идентичных объектов в продаже на рынке на дату оценки применяется расчет стоимости по документально подтвержденным данным торгующих организаций. Поскольку результаты ИД чаще всего являются не биржевыми товарами, то второй метод на практике не используются в полной мере.

Сметный метод предполагает составление затрат на разработку аналогичного объекта в ценах на дату оценки. В расчет включают следующие стати затрат: заработная плата с отчислениями на социальные нужды, материалы, амортизация оборудования, накладные расходы. Сметы составляются экспертами.

в) метод укрупненных показателей заключается в том, что для конкретных объектов НМА стоимость можно определить как определенный процент от суммы затрат (или стоимости товара – инновационного продукта) на создание данного конкретного объекта.

В этом случае определение величин вклада различных создателей интеллектуальной составляющей (ИС) в конкретную разработку (конечный продукт) можно решить на уровне нормативно-правового документа – постановления Правительства РФ от 21.03.1994г. №218.

Таблица 20 – Вклад разных исполнителей интеллектуальной составляющей, содержащейся в товаре – конечном продукте *

Стадия Содержание работ Основной исполнитель Вклад исполнителя в создаваемую ИС, %
Исследование и обоснование разработки Определение исполнителей работ. НИР по обоснованию требований к обрацзу. Специально-техническое сопровождение на всех стадиях. Проведение испытаний и приемка в эксплуатацию. Заказчик (научно-исследовательские организации, представительства заказчиков и т.п.)
Разработка Опытно-конструкторская работа по созданию образца НИИ и КБ (организации-сооисполнители)
Производство Серийное производство образца Предприятия промышленности (сборочный завод, предприятия-поставщики комплектующих изделий)

*Приведенные в табл. 3 данные носят условный характер.

 

В бухгалтерском учете данный подход не применим, так как не соответствует требованиям положения по учету нематериальных активов. Иначе говоря, данный подход не прописан в этом нормативном документе. Однако его можно рекомендовать к использованию при заключении договоров по схеме: заказчик, разработчик, производитель или заказчик- разработчик, или разработчик-производитель при определении величин стоимости услуг (работ).

Научно-обоснованное получение величин – вкладов исполнителей в создаваемую (созданную) ИС возможно с использованием полномасшабных математических моделей. Однако вовлечение их в экономический оборот – дело отдаленной перспективы.

г) метод приведенных затрат заключается в пересчете фактических прошлых затрат на создание и подготовку к использованию объекта НМА в текущую стоимость. Обобщенная формула для расчета текущей стоимости объекта имеет вид:

PVпривед. затр. = ∑ (Ri Кпривед.),

где PVпривед. затр. – текущая стоимость объекта НМА; Ri – затраты на создание объекта на дату их совершения; Кпривед. – коэффициенты приведения, учитывающие изменение стоимости денег во времени и инфляцию за период с даты осуществления затрат до даты оценки.

В практических расчетах учитывают все затраты, понесенные с созданием, освоением, подготовкой к использованию.

д) метод замещения – расчет оценки объекта НМА строится на предположении, что покупатель не заплатит за объект оценки большую сумму, чем та, в которую обойдется получение соответствующего аналогичного по назначению и качеству объекта в обозримый период без существенных задержек. Этот метод оценки дает объективные результаты тогда, когда можно точно оценить величину затрат на создание (приобретение) альтернативного объекта интеллектуальной собственности за счет собственных усилий покупателя или тогда, когда на рынке есть альтернативные предложения аналогичных объектов по назначению и качеству. Собственные усилия покупателя означают, что в оценку объекта НМА включается вознаграждение в пользу продавца, т.е. его величина прибыли.

К рыночным методам оценки результатов ИД относятся:

а) метод накопления активов заключается в применении особых способов котировки рыночной стоимости объектов НМА (патенты на изобретения, ноу-хау и др.), являющихся не биржевыми товарами. К способам котировки рыночной стоимости относятся:

- самостоятельный сбор конкурентных материалов, т.е. материалов о фактически имевших место сделках по поводу продажи аналогичных активов;

- получение котировки цены аналогичного объекта НМА от специализированных внебиржевых брокеров;

- инициирование переговоров по поводу продажи оцениваемого актива с потенциальными его покупателями, если они известны, с целью достичь, хотя бы предварительной документированной договоренности с ними о цене продажи оцениваемого объекта НМА. Именно этот способ котировки в сложившихся экономических условиях наиболее приемлем для бюджетных образовательных учреждений, так как позволит документально подтвердить рыночную стоимость результатов ИД.

б) метод дисконтированного денежного потока является сложным в практическом применении и более подходит для целей финансового анализа.

в) метод капитализации «гудвилл» или оценки стоимости результатов ИД посредством «избыточных прибылей» является доходным подходом. Он предназначен тоже лишь для целей финансового анализа и не может быть использован в учетных целях.

На практике для постановки объекта НМА на учет, созданного или приобретенного ранее, но не учтенного как соответствующий актив следует использовать метод технико-экономических расчетов с одновременным использованием метода хронометража и метода стоимости аналога. Например, рассчитываем стоимость программного продукта, созданного ранее, на основе имеющегося алгоритма расчета его стоимости. При этом составляющие стоимости программного продукта (затраты ) учитываем по ценам сегодняшнего дня, т.е. на дату оценки. За основу принимаем затраты товара – аналога. Товар-аналог определяется экспертами. При этом ими являются не только и не столько представители оценочных структур, но и представители бюджетных образовательных структур - это сами разработчики программных продуктов, изобретений, зав. лабораториями, руководители научных подразделений вузов и ссузов.

Точность определения стоимости объекта НМА влияет на величину НМА, отраженных, как в текущем учете, так и балансе. Завышение ее повысит инвестиционную привлекательность научного учреждения. А отразится ли это на прибыли, вернее величине налога на прибыль?

Если организация уплачивает налог на прибыль, то завышение оценки стоимости объекта НМА приведет к увеличению себестоимости продукции (работ, услуг), выпускаемой организацией. Это положение касается в должной мере коммерческих организаций. Поскольку определение стоимости объекта НМА - дело не простое, то в этом случае, лучще, выбрать пессимистический вариант оценки, т.е. лучше не дооценить, чем переоценить. Такой подход позволит избежать лишних вопросов со стороны налоговых органов при проверке ими своевременности и полноты расчета налога на прибыль. В последующем в соответствии с ПБУ 14/2007) коммерческим организациям разрешено переоценивать объекты НМА в ту и другую сторону.

Для бюджетных образовательных учреждений основная цель оценки объектов НМА в качестве которых выступают РИД – постановка их на учет организации с последующим включением в качества вклада в уставные капиталы создаваемых на базе вузов и ссузов хозяйственных обществ. Поэтому завышение оценки объекта НМА приведет к увеличению доли – вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, а значит:

1) во-первых, это даст возможность вузам и ссузам получать большую долю прибыли, получаемую от деятельности хозяйственных обществ, т.е. по принципу: равная прибыль на равный капитал;

2) в целях инвестирования инновационных продуктов (а НМА являются в большей своей части таковыми) со стороны государства в различных формах (прямое финансирование, гранты, призы и т.д.) появляется возможность у вузов и ссузов увеличить свои и созданных хозяйственных обществ источники финансирования.

Оценка стоимости объектов - результатов ИД важна в случае передачи их хозяйственным обществам постольку, поскольку при превышении стоимости более чем на 500 тыс.руб., необходим независимый оценщик. В противном случае оценщик не нужен (ФЗ РФ «По вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»).

В качестве практической реализации затратного подхода приведем методику расчета стоимости программного продукта, созданного в организации. Затраты на его создание складываются из расходов по оплате труда разработчика программы и расходов по оплате машинного времени при отладке программы:

Зспп = Ззпспп + Змвспп+ Зобщ, где

Зспп - затраты на создание программного продукта; Ззпспп - затраты на оплату труда разработчика программы; Змвспп - затраты на оплату машинного времени; Зобщ - общие затраты. При этом расходы на оплату труда разработчика программы определяются путем умножения трудоёмкости программного продукта на среднюю часовую оплату программиста (с учётом коэффициента отчислений на социальные нужды): Ззпспп=t * Тчас.

Трудоёмкость разработки программного продукта можно определить следующим образом: t = tо + tа + tб + tп + tд + tот,

где tо - затраты труда на подготовку описания задачи; tа - затраты труда на разработку алгоритма решения задачи; tб - затраты труда на разработку блок-схемы алгоритма решения задачи; tп - затраты труда на составление программы по готовой блок-схеме; tд - затраты труда на подготовку документации задачи; tот - затраты труда на отладку программы на ЭВМ при комплексной отладке задачи.

Такой подход к оценке программного продукта возможен при наличии соответствующей информационной базы по составляющим вышеприведенной формулы. В сегодняшней практике хозяйствования рассчитать трудоемкость программного продукта возможно при наличии современных нормативов затрат труда, а также, если провести замеры затрат времени на выполнение определенных действий на разработку программного продукта. При этом следует иметь в виду, что в целях постановки на учет объекта нематериальных активов, к коим относится созданный в организации программный продукт, каждый элемент затрат должен быть документально подтвержден. Для расчета трудоемкости программного продукта необходимо определить величину условных операторов, т.е. объем функций, выполняемых конкретной программой. Количество условных операторов рассчитывается по формуле: Q = q * с,

где q - коэффициент, учитывающий условное число команд в зависимости от типа задачи; с – корректирующий коэффициент.

Значения коэффициента «q» подбираем из апробированных нами величин (табл.21).

Таблица 21 - Пределы изменений коэффициента «q» по типам выполняемых задач

Тип задачи Пределы изменений коэффициента
1.Задачи учета От 1400 до 1500
2.Задачи оперативного управления От 1500 до 1700
3.Задачи планирования От 3000 до 3500
4.Многовариантные задачи От 4500 до 5000
5.Комплексные задачи От 5000 до 5500

 

Величина корректирующего коэффициента «с» зависит от степени сложности и степени новизны программы. Программные продукты по уровню новизны относятся к одной из четырех групп: группа А – разработка принципиально новых задач; группа Б – разработка оригинальных программ; группа В – разработка программ с использованием типовых решений; группа Г – разовая типовая задача. По степени сложности программные продукты подразделяются на три группы: 1 – алгоритмы оптимизации и моделирования систем; 2 – задачи учета, отчетности и статистики; 3 – стандартные алгоритмы. Определяем коэффициент «с» на пересечении групп сложности и степени новизны (табл. 22) .

Таблица 22 – Значения корректирующего коэффициента в зависимости от группы сложности и степени новизны

Язык программирования Группа сложности Степень новизны
А Б В Г
  Высокого уровня 1,38 1,26 1,15 0,69
1,30 1,19 1,08 0,65
1,20 1,10 1,00 0,60
  Низкого уровня 1,58 1,45 1,32 0,79
1,49 1,37 1,24 0,74
1,38 1,26 1,15 0,69

 

Следующим этапом является оценка затрат на изучение описания задач (tо ) с учетом квалификации программиста: tо = Q* В/(75…85*К),

где: В – коэффициент увеличения затрат труда по причине недостаточного описания задачи, уточнений и погрешностей разработанной программы.

К - коэффициент квалификации разработчика, например, для работающих до 2 лет К=0,8. Значение коэффициента выбирается из табл.23.

Таблица 23 – Значения коэффициента «К» в зависимости от стажа программиста

Стаж программиста Значение коэффициента
До 2-х лет 0,8
От 2 до 3-х лет 1,0
От 3 до 5 лет 1,1 – 1,2
От 5 до 10 лет 1,2 – 1,3
Свыше 10 лет 1,3 – 1,5

 

Поскольку программный продукт должен обеспечивать защиту содержащей в нем информации, то и затраты на ее обеспечение являются одной из составляющих трудоемкости продукта. При невозможности определения величины таких затрат на практике можно в имеющуюся формулу ввести поправочный коэффициент. Его размер варьируется от 0 до 1. Так как предложенный элемент не входит в формулу расчета трудоемкости программного продукта и не предусмотрен нормативными документами, то необходимо обеспечить экспертную оценку данного коэффициента. Это придаст расчету экономически обоснованный характер.

Затраты труда на разработку алгоритма решения задачи определяются по формуле: tа = Q/(60...75 * К).

Затраты труда на разработку блок-схемы алгоритма решения задачи, на составление программы по готовой блок-схеме вычисляются также по этой формуле.

Затраты труда на отладку программы на ЭВМ при комплексной отладке задачи рассчитываются по формуле: tот = 1.5 * tАот где

tАот - затраты труда на отладку программы на ЭВМ при автономной отладке одной задачи: tАот = Q/(40...50 * К).

Затраты труда на подготовку документации определяются так:

tд = tдр + tдо, где

tдр - затраты труда на подготовку материалов в рукописи; tдо - затраты на редактирование, печать и оформление документации;

tдр = Q/(150...200 * К); tдо = 0.75 * tдр .

Затраты на оплату труда разработчика программы состоят из зарплаты программиста и отчислений на социальные нужды. Для определения затрат на оплату труда разработчика программы находится его средняя часовая ставка исходя из сложившейся в регионе средней зарплаты этой категории работников.

Затраты на оплату машинного времени при отладке программы рассчитываются путем умножения времени отладки программы на цену машино-часа амортизационного времени:

Змвспп = Счас. * tэвм, где

Счас. – цена машино-часа амортизационного времени, руб./час; tэвм – фактическое время отладки программы на ЭВМ.

Если работа над программой производится на дому, то затраты на

оплату машинного времени при отладке программы определяются путём умножения фактического времени отладки программы на цену машино-часа арендного времени. Фактическое время отладки вычисляется по формуле:

tэвм = tп + tдо + tот .

Цену машино-часа найдём по формуле: Счас = Зэвм/Tэвм, где Зэвм - полные затраты на эксплуатацию ЭВМ в течение года; Tэвм - действительный годовой фонд времени ЭВМ, час/год. Годовой фонд времени ЭВМ определяется с учетом времени простоя. Время простоя определяется как ежедневное отключение на 16 часов.

Полные затраты на эксплуатацию ЭВМ можно определить по формуле:

Зэвм = (Зэл + Звм), где

Зэл - годовые издержки на электроэнергию, потребляемую ЭВМ, руб/год; Звм - годовые издержки на вспомогательные материалы, руб./год.

Стоимость электроэнергии, потребляемой за год, определяется по формуле: Зэл = Рэвм * Тэвм * Сэл * А, где

Рэвм - суммарная мощность ЭВМ, определяется по техпаспорту ЭВМ.

Сэл - стоимость 1кВт /ч электроэнергии, А - коэффициент интенсивного использования мощности машины (по техпаспорту ЭВМ).

Годовые издержки на вспомогательные материалы – это затраты на библиотеку компонентов для программной среды.

Общие расходы - это расходы на освещение, отопление, коммунальные услуги и т.п. принимаются равными 1/3 затрат на разработку программы.

В заключении нам хотелось бы сказать, что названные в ФЗ РФ «По вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» объекты интеллектуальной деятельности, на наш взгляд, не исчерпывают всего их многообразия. Например, за их гранью остается такой важный фактор, как имидж входящих в создаваемую организацию предприятий, их авторитет и деловая репутация. Ведь не секрет, что среди множества конкурирующих фирм имеются наиболее преуспевающие и авторитетные и, наоборот аутсайдеры. И вполне правомерны их претензии на большую долю прибыли в создаваемом продукте. Справедлива ли такая постановка вопроса? На наш взгляд, вполне. Вопрос заключается лишь в том, как измерить доли разновеликих авторитетов фирм, входящих в организацию. Решение этой проблемы можно найти в использовании экономико-математических методов и приемов финансовой математики.

Одним из объектов НМА является деловая репутация, возникающая в связи с приобретением или продажей организации как имущественного комплекса (в целом или его части). Оценка деловой репутации на основе доходного подхода включает несколько методов, наиболее распространенный из них - метод дисконтирования денежных потоков (ДДП). Оценка актива по ожидаемому дисконтированному денежному потоку при дальнейшем коммерческом использовании данного актива является самым сложным способом оценки. При этом сложность указанного способа связана: во-первых, с методикой самой подобной оценки, включающей применение определенной финансовой математики…; во-вторых, необходимость учитывать то, что оценка ожидаемых денежных потоков либо прибылей при использовании рассматриваемого актива всегда требует вовлечения в анализ других активов предприятия, в том числе ликвидных фондов, которые для получения соответствующих денежных потоков или прибылей должны будут использоваться совместно с оцениваемым активом, что сразу ставит непростую задачу выделения их доли в исчисляемой оценке.

Ниже нами приводится методика оценки деловой репутации по дисконтированному денежному потоку.

Стоимость организации при использовании ДДП рассчитываем следующим соотношением: V= E+D =

где V (Value) - оценка текущей стоимости организации; Е (Equity) - оценка текущей рыночной стоимости акционерного капитала организации; D (Debt) - краткосрочный и долгосрочный долг, i - номер года; FCF (Free Cash Flow) - свободный денежный поток организации в i-ый год. r - ставка дисконтирования.

Проведение оценки стоимости с использованием доходного подхода состоит из следующих шагов:

1. Весь период деятельности организации разбивается на два: прогнозный и постпрогнозный. Длительность прогнозного периода обычно покрывает период, в течение которого разные статьи баланса и отчета о прибылях и убытках развиваются по разным законам, и, поэтому, нельзя делать предположение о постоянном темпе роста FCF. Наоборот, постпрогнозный период выбирается так, что бы на нем можно было сделать предположение о постоянном темпе роста FCF, либо стоимость, создаваемая в течение этого периода, быта мала по сравнению с обшей стоимостью организации. Обозначим длительность прогнозного периода в N лет.

2. Факторы (параметры, показатели), определяющие FCF на каждый год прогнозного периода, выбраны на основе модели баланса и отчета о прибылях и убытках. В каждый год постпрогнозного периода FCF определяют три фактора NOPLAT (Net Operating Profits Less Adjusted Taxes) - чистая операционная прибыль за вычетом скорректированных налогов, g - скорость роста прибыли организации за год, ROIC (Return on Invested Capital) - рентабельность инвестированного капитала.

3. На прогнозный период каждый фактор прогнозируется отдельно. Способ прогноза факторов не фиксируется в модели и может выбираться в каждом случае свой. В течение постпрогнозного периода факторы ROIC и g являются постоянными.

4. Ставка дисконтирования предполагается постоянной в течение всего периода функционирования организации. Способ расчета ставки дисконтирования не определяется в модели. Расчет стоимости проводится на основе данных, полученных в предыдущих четырех пунктах в соответствии с формулой:

 

V= 1+ V2,

где V1 - стоимость, создаваемая за прогнозный период, V2 – стоимость, создаваемая за постпрогнозный период.

Рассмотрим период i деятельности организации, i – 1,2,….:

FCFi = NOPLATi - ΔWCi - Ii+Ai,

NOPLATi = EBETi*(1-Tx),

EBETi= (Ri-CVi-CCi+IЕi+CNi),

где ΔWC- увеличение оборотного капитала, I - чистые капитальные затраты,

Am- амортизация, EBET (Earnings Before Interest and Тaxes) прибыль до выплаты налогов, IE (Interest Expense)- проценты к уплате, R(Revenue)- доход, C (Costs)- затраты, Tx- фактическая ставка налога на прибыль.

Предполагаем, что для поддержания текущей деятельности предприятия в основные средства должна поддерживаться сумма, равная начисленной амортизации. В соответствии с вышеприведенной таблицей, запишем модель баланса компании:

A=FA+CA,

L=EB+D+AP,

где A(Assets)-активы, FA (Fixed Assets) - внеоборотные активы, СA (Current Assets) - оборотные активы, L (Liabilities) - пассив, Е (Equity) - собственный капитал, АР (Accounts Payable) - кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства.

Тогда:

ΔWCi = СAi - САМ - (APi - APi-1),

Ii = FAi - FAi-1.

Отсюда следует:

FCFi = (Ri-CVi-CCi+IEi+CNi)* (1-Tx)- CAi - CAi-1 + (APi - APi-1) - Ii.

Оценка стоимости на постпрогнозный период.

Для расчета стоимости, создаваемой в постпрогнозном периоде (продленной стоимости) мы будем использовать широко известную формулу бессрочно растущего денежного потока: V2= . Данная формула выведена в предположении, что весь постпрогнозный период разбит на подпериоды длиной 1 год ROIC определятся следующей формулой:

ROIC=NOPLAT/(FA+CA–AP)

Значение в знаменателе - инвестированный капитал. Следует отметить, что оценка объекта НМА, т.е деловой репутации по рассмотренному методу предназначена для целей финансового анализа и не может быть применена в целях бухгалтерского учета.

Для оценки стоимости патентов и лицензий используется метод освобождения от роялти. Роялти выражается в процентах от общей выручки, полученной от продажи товаров, произведенных с использованием патента. Согласно данному методу стоимость права на использование объекта ИС представляет собой текущую стоимость потока будущих платежей по роялти в течение срока полезного использования патента или лицензии.

Размер роялти – это определенное вознаграждение владельцу патента или лицензии, рассчитанное по данным анализа рынка.

Нами предлагается следующаяпошаговая методика расчета стоимости патента или лицензии:

1-ый шаг: составление прогноза продаж товара, по которому планируется использование патента;

2-ой шаг: выбирается ставка вознаграждения на основе стандартных размеров роялти. Стандартные ставки роялти установлены по видам изделий и по отраслям промышленности (табл.24);

3-ий шаг: определяется срок полезного использования патента или лицензии. При этом нормативные сроки по ним, определены законодательством РФ: патент РФ на изобретение действует 20 лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство; патент РФ на промышленный образец действует в течение 10 лет с даты подачи заявки с возможностью продления еще на 5 лет; свидетельство на полезную модель действует в течение 5 лет с возможным продлением до 3 лет (п.3 Патентного Закона РФ).

Нормативный (юридический) срок службы и экономический (определенный хозяйствующим субъектом самостоятельно) могут не совпадать. Это зависит от того, насколько реалистично составлен прогноз относительно продолжительности периода получения экономических выгод в виде выручки;

4-ый шаг: рассчитывается ожидаемый доход по роялти путем умножения расчетного объема продаж в денежном выражении на процентную ставку роялти;

5-ый шаг: из ожидаемого дохода вычитаются расходы по обеспечению патента или лицензии. К ним, в частности, относятся: организационные, административные, юридические;

6-ой шаг: дисконтируются потоки прибыли от выплат по роялти;

7-ой шаг: находится величина текущих стоимостей потоков прибыли от выплат по роялти.

Расчет прогнозного объема продаж продукции, выпускаемой по лицензии, осуществляется на основе экспертных оценок специалистов лицензиара и на весь период получения экономических выгод, равный установленному сроку полезной службы. В расчете принимаются цены на дату заключения сделок с учетом их корректировки на индексы цен в соответствующих периодах и в соответствующих отраслях промышленности. Индексы цен берутся из периодических публикаций научно-исследовательских конъюнктурных институтов и данных Росстата.

Таблица 24 – Стандартные ставки роялти по видам изделий

Виды изделий   Ставки роялти, в % от прогноза объема продаж Виды изделий     Ставки роялти, в % от прогноза объема продаж
Подьемно-транспортное оборудование Инструмент, оснастка 5-7
Литейное 1,5 – 2,0 Сварочное оборудование 5-6
Оборудование для цементных заводов 3-5 Приводы
Оборудование для металлургической промышленности 4-6 Фото-кинотовары 3-5
Оборудование для химической промышленности 3-5 Медицинское оборудование и приборы 4-7
Оборудование для пищевой промышленности Измерительные приборы 5-7
Оборудование для очистки воды Канцелярское оборудование
Холодильное оборудование 2-4 Автомоторы и части к ним 2-4
Нагревательные системы, печи 4-6 Автозапчасти 2-3
Котлы 3-5 Буксиры 1-2
Воздушные кондиционеры 3-4 Велосипеды 3-5
Клапаны, вентили 3-6 Железнодорожное оборудование 3-5
Котельное оборудование Сельскохозяйственные машины 3-5
Комрессоры, насосы 5-7 Скобяные изделия 2-5
Моторы для промышленного назначения 4-5 Ручной инструмент 2-3
Оборудование для обработки поверхности 6-7 Бритвы, ножи
Металлические конструкции 2-4 Металлическая мебель 1-2
Оборудование для текстильной промышленности 3-5 Полуфабрикаты
Полиграфическое оборудование Литье 1,5-2
Электротехническое оборудование 4-7 Строительные машины
Реле-аппаратура 4-6 Удобрения
Сигнальное оборудование 1-1,5 Удобрения-химикаты
Электрические контрольно-измерительные приборы 3-5 Красители 3-4
Электронное оборудование 4-8 Ароматические вещества 2-4
Полупроводники 1-2 Продукты органической химии 3-3,5
Радиолампы, Аккумуляторы 3-4 Фармацевтические товары 2-4
Электрокабели 2-4 Изделия из каучука 3-3,5
Лифты 4-5 Изделия из стекла 2-4
Станки металлобрабатывающие 4-6 Краски, клей, текстильные волокна 2-3
Удобрения Фототовары, химреактивы, минеральные масла 1-3
Удобрения-химикаты Ткани для пошива одежды, кожи, изделия из пластмассы
Красители 3-4 Ткани для промышленных целей 3-4
Ароматические вещества 2-4 Трикотаж, белье 2-4
Продукты органической химии 3-3,5 Обувь 1-5
Фармацевтические товары 2-4 Деревянная мебель, упаковка бумажная из картона 2-3
Изделия из каучука 3-3,5 Копировальная бумага 1-2
Изделия из стекла 2-4 Книги, печатные издания, игры (без авторских прав) 3-6
Краски, клей, текстильные волокна 2-3 Спорттовары 1-3
Фототовары, химреактивы, минеральные масла 1-3 Парфюмерия, пластинки 2-5
Ткани для пошива одежды, кожи, изделия из пластмассы Суда, судовое оборудование 3-5
Ткани для промышленных целей 3-4 Стройматериалы 2-4
Трикотаж, белье 2-4 Самолеты, вооружение 5-10
Обувь 1-5 Продовольственные товары 1-2
Деревянная мебель, упаковка бумажная из картона 2-3 Корм для скота 2-3
Копировальная бумага 1-2 Напитки 2-5
Книги, печатные издания, игры (без авторских прав) 3-6 Холодильное оборудование для промышленных целей 4-6
Спорттовары 1-3 Удобрения
Парфюмерия, пластинки 2-5 Удобрения-химикаты
Продукты органической химии 3-3,5 Красители 3-4
Фармацевтические товары 2-4 Ароматические вещества 2-4
Изделия из каучука 3-3,5 Изделия из стекла 2-4
           

 

Таблица 25 (продолжение) Стандартные ставки роялти по отраслям промышленности от объема продаж лицензионной продукции

<

Отрасли промышленности Ставка роялти, %
Автомобильная промышленность 1-3
Авиационная промышленность 6-10
Металлургическая промышленность 5-8
Производство потребительских товаров длительного пользования
Производство потребительских товаров массового спроса с малым сроком использования 0,2-1,5
2015-11-10 3960 Обсуждений (0)
Методы оценки результатов интеллектуальной деятельности 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Методы оценки результатов интеллектуальной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3960)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)