Концепция программированного обучения
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации (кадры, файлы, «шаги»), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности. После каждой порции информации дается контрольное задание в виде вопроса, задачи, упражнения, которое нужно немедленно выполнить. В случае правильного выполнения контрольного задания обучающий получает новую порцию учебной информации. Функцию контроля также выполняет обучающее устройство. В зависимости от способа представления информации, характера работы над ней и контроля усвоения знаний различают обучающие программы: линейные; разветвленные; адаптивные; комбинированные. Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. После изучения учебной программы обучаемому дается контрольное задание, которое он должен выполнить и дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа обучаемый получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный - предложение вновь изучить первоначальную информацию. И так до тех пор, пока не будет дан правильный ответ. Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новый блок учебной информации. Адаптивная программа предоставляет обучаемому возможность самостоятельно выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения и обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д. Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования. В соответствии с концепцией программированного обучения построены автоматизированные учебные курсы по освоению компьютерной техники. Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение. Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала: информационный блок, тестово-информационный (проверка усвоенного), коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение), проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний, блок проверки и коррекции. Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность. Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов: – точно сформулированная учебная цель (целевая программа); – банк информации – собственно учебный материал в виде обучающих программ; – методическое руководство по достижению целей; – практические занятия по формированию необходимых умений; – контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Раскройте понятие педагогический опыт. 2. Что принято считать передовым педагогическим опытом? 3. Охарактеризуйте существующие типы педагогов. 4. Какие существуют основные концепции и подходы к обучению? 5. Раскройте основные положения ассоциативно-рефлекторной теории обучения. 6. Раскройте основные положения теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. 7. Раскройте основные положения теории проблемно-деятельностного обучения. 8. Раскройте основные положения теории развивающего обучения. 9. Какие вам известны обучающие программы?
Литература 1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 320 с. 2. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учеб. пособие / Т.А. Берсенева, Т.В. Мельникова, А.М. Осокин. – СПб.: СПбАППО, 2005. – 70 с. 3. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 2005. – 128 с. 4. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с. 5. Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии. 6-9 классы: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 112 с. 6. Педагогические технологии: Учеб. пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. 7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с. 8. Трифонов В. В. Очерки о педагогическом мастерстве. – М: ВА им. Ф.Э. Дзержинского. – 1992. – 234 с. 9. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
Лекция 18. Творческий урок по безопасности жизнедеятельности План: 1. Эвристическое обучение на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». 2. Типы творческих уроков. 3. Разработка творческого урока.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1321)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |