Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный бюджет и его структура



2015-11-10 685 Обсуждений (0)
Государственный бюджет и его структура 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственный бюджет представляет собой ведущее звено финансовой системы. Через бюджет происходит мобилизация и расходование финансовых ресурсов.

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств. По социально-экономической сущности – это инструмент перераспределения национального дохода. Обычно государственный бюджет составляется на один год, но в бюджетной практике известны квартальные, полугодовые, двух- и трехлетние бюджеты. Обычно бюджетный год совпадает с календарным.

Через государственный бюджет происходит два взаимосвязанных процесса:

1. мобилизация государственных доходов;

2. их использование для государственных нужд в виде государственных расходов.

Таким образом, государственные доходы и государственные расходы – это две ключевые количественные характеристики государственного бюджета.

Функции госбюджета:

1. перераспределение национального дохода;

2. государственное регулирование и стимулирование экономики;

3. стимулирование НТП;

4. финансовое обеспечение социальной политики;

5. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Доходы государственного бюджета в основном формируются за счет налогов – обязательных платежей в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами. Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом (90% всех поступлений в бюджет):

· подоходный налог с населения;

· налог на прибыль корпораций;

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы, таможенные пошлины.

Расходы государственного бюджета связаны с четырьмя основными группами, отражающими национальные приоритеты:

1. военные и внешнеполитические расходы;

2. социально-экономические расходы;

3. расходы на государственное управление и охрану правопорядка;

4. проценты по государственному долгу.

Виды государственного бюджета:

1. профицитный – государственные доходы превышают государственные расходы. Образуется положительное сальдо, называемое профицитом бюджета

2. дефицитный – государственные расходы превышают доходы, т.е. образуется дефицит бюджета. Бюджетный дефицит присущ развитым и развивающимся странам.

3. Различают два вида дефицита: циклический, вызванный изменениям в экономическом цикле, структурный дефицит, вызванный изменениями в структуре государственных расходов (ростом социальных расходов, расходов на оборону, рост теневого сектора) и сбалансированный – доходы и расходы государства совпадают.

Источниками покрытия бюджетного дефицита могут быть государственные займы (внешние и внутренние) и эмиссия денег.

90-е годы ХХ в. были кризисными для российской экономики и государственных финансов. Бюджетный дефицит носил хронический характер, причиной которого являлась несобираемость налогов. В результате перманентного дефицита государственного бюджета формируется государственный долг – сумма накопленных дефицитов государственного бюджета за предшествующий период за минусом накопленных профицитов.

В 1999 году дефицит бюджета, равный 1,4% ВВП, сменился на профицит в 2,3% ВВП в 2000 и 2001 годах.

 

Рис.13. Государственный долг

 

Фискальная политика

Фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег.

Основные инструменты фискальной политики: налоги, государственные расходы, трансфертные платежи.

Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Основные функции налогов следующие:

· фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов;

· регулирующая – предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

· социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп населения с целью сглаживания неравенства между ними.

Виды налогов:

· прямые – взимаются с конкретного физического или юридического лица. Это налоги на доходы и имущество (подоходный налог, налог на прибыль фирм, на социальное страхование, на фонд заработной платы, налоги на имущество (на собственность, на землю и др.). Их специфическая черта — обложение налоговыми сборами напрямую физических и юридических лиц (граждан, предприятий, организаций).

· косвенные – включаются в цену товара или услуги. Это налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины). Их косвенный характер проявляется в том, что они уплачиваются не всеми гражданами и организациями, а лишь теми, кто покупает облагаемые налогом товары и услуги (налог на алкоголь касается только любителей алкоголя, налог на табак — курильщиков и т. д.). Данные косвенные налоги получили название акцизов.Косвенные налоги увеличивают цену продаваемых товаров и услуг и понижают благосостояние потребителей.

Главный принцип налогообложения: «нельзя резать курицу, несущую золотые яйца». То есть налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в своей хозяйственной деятельности.

Принципы налогообложения сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»:

1. обязательность уплаты налогов в соответствии с доходами;

2. четкая определенность размера налога, времени и способа его уплаты;

3. время и способ уплаты налогов должны быть удобны для налогоплательщика; (удобство уплаты налогов);

4. налоги не должны быть обременительными для налогоплательщика.

Налоговая политика государства способствует пополнению государственного бюджета необходимыми средствами и выполняет стимулирующую роль для развития бизнеса. Вместе с тем налоги могут действовать как отрицательный стимул и уменьшать желание трудиться, в результате чего при высоких ставках налогов государство собирает меньше налоговых платежей. Иллюстрацией этого явления служит кривая Лаффера, которая показывает следующую закономерность. По мере роста налоговой ставки налоговые поступления увеличиваются. При изъятии у производителей 40-50% доходов ликвидируются стимулы к предпринимательской деятельности, расширению производства. Предприниматели ищут пути ухода от налогообложения и концентрируют свои капиталы в теневом секторе экономики.

Рис. 14. Кривая Лаффера

 

На практике трудно дать точную оценку оптимальной ставки налога tA , после которой налоговые поступления начинают падать. Так, было установлено, что в Швеции tA соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80%, и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов. В России снижение налога на прибыль с 35 до 24% и введение единой ставки подоходного налога в 13% также способствовало росту налоговых поступлений в бюджет.

Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь министерством финансов.

Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционный.

Дискреционная фискальная политика (discretion лат. – действующий по своему усмотрению; дискреция – решение должностным лицом или государственным органом какого-либо вопроса по своему усмотрению) – управление налогами и государственными расходами по усмотрению правительства.

В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика.

Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго.

Увеличение совокупных расходов за счет включения государственных расходов ведет к росту национального производства. При этом проявляется эффект мультипликатора.

Мультипликатор государственных расходов:

 

Mg = ∆Y/ ∆G = 1 / (1 – МРС) (20)

 

где Mg – мультипликатор государственных расходов;

∆Y – прирост совокупного дохода (прирост национального продукта);

∆G – прирост государственных расходов;

МРС – предельная склонность к потреблению.

Недискреционная фискальная политика – это политика, противоположная дискреционной политике. Это политика встроенных стабилизаторов, способствующая стабилизации экономики.

Встроенный стабилизаторэто любое изменение в налогово-бюджетной политике, которое увеличивает бюджетный дефицит в период спада и увеличивают профицит бюджета в период подъема без каких-либо специальных политических решений. Это любое изменение, способствующее стабилизации экономики.

Важнейший автоматический стабилизатор – сама финансово-бюджетная система. Когда экономика входит в фазу спада, налоговые поступления автоматически сокращаются, т.к. их величина находится в прямой зависимости от результатов экономической деятельности. Подоходный налог зависит от доходов населения, налог на прибыль – от прибыли фирм, НДС – от выручки от продажи, социальный налог – от заработной платы. Автоматическое сокращение налоговых поступлений стимулирует совокупный спрос и, таким образом, уменьшает величину экономических колебаний.

Роль автоматического стабилизатора выполняют и государственные расходы. В частности, во время спада, когда увеличивается безработица, увеличиваются расходы государства на выплату пособий по безработице. Автоматическое увеличение государственных расходов стимулирует совокупный спрос именно тогда, когда он недостаточен для сохранения полной занятости. Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают амплитуду экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объеме национального производства, что необходимо учитывать при формировании фискальной политики.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные виды налогов.

2. Перечислите принципы налогообложения, сформулированные английским экономистом А.Смитом.

3. Объясните экономический смысл кривой Лаффера.

4. Назовите основные инструменты фискальной политики.

5. В чем заключается отличие дискреционной и недискреционной фискальной политики?

6. В чем заключается эффект мультипликатора?

7. Что такое встроенный стабилизатор?

 



2015-11-10 685 Обсуждений (0)
Государственный бюджет и его структура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный бюджет и его структура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (685)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.035 сек.)