Особо охраняемых территорий и объектов
Правовой режим этой категории земель определятся Земельным кодексом РФ (2001) в Главе XVII, а также Федеральными за конами «Об особо охраняемых территориях» (1995) и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995) и некоторыми другими федеральными законами и законами субъектов РФ. При изучении темы следует учитывать изменения, которые были внесены в соответствующие нормативные правовые акты. Земли особо охраняемых природных территорий выделяются в качестве самостоятельной категории земель в связи с заинтересованностью государства и общества сохранить в первозданном и минимально измененном виде отдельные уникальные природные комплексы. Соответственно основным критерием, в соответствии с которым земельные участки могут быть отнесены к категории особо охраняемых территорий, является их высокая нематериальная ценность. Она определяется тем, что на них располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранные, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Соответственно режим земель, занятых такими объектами, определяется целями, для которых учреждается тот или иной вид особо охраняемых территорий. Земли особо охраняемых природных территорий имеют сложный состав и включают земли: – особо охраняемых природных территорий (земли государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и др.), – лечебно-оздоровительных местностей и курортов, – природоохранного назначения, – рекреационного назначения, – историко-культурного назначения, – особо ценные земли. Эти земли имеют общие и особенные черты. В большинстве своем они находятся в федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов РФ либо муниципальной собственности. Земельные участки, занятые особо охраняемыми природными территориями, закрепляются за соответствующими государственными учреждениями (государственными природными заповедниками, национальными парками и д.т.) на праве постоянного (бессрочного) пользования. В некоторых случаях (к примеру, в границах национальных парков) допускается нахождение земельных участков иных собственников, на которых ложится обязанность обеспечить сохранность природных комплексов и объектов. Землепользование таких субъектов также может быть ограничено в связи с установлением режима особой охраны на всей территории охраняемого природного комплекса. При нарушении установленного режима право собственности может быть прекращено по нормам Земельного кодекса РФ. В необходимых случаях допускается изъятие земельных участков, занятых особо ценными объектами у собственников в порядке изъятия для государственных и муниципальных нужд, установленных ст. 49 Земельного кодекса РФ. Земли особо охраняемых территорий в составе особо охраняемых природных комплексов могут быть федерального, регионального и местного значения соответственно, находясь в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Они учреждаются решением Правительства РФ (федерального значения), исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (регионального значения) либо органов местного самоуправления (местного значения). В случае необходимости осуществляется перевод земель другой категории в состав земель особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) по общим правилам (ст. 10) Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (2004). В необходимых случаях производится резервирование земель с ограничением прав собственников и пользователей на период резервирования. Ликвидация особо охраняемых территорий производится по решению соответствующих органов, на основании которого осуществляется перевод земель особо охраняемых природных территорий в другую категорию. Перевод земель производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, когда их дальнейшее использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природа охранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения, невозможно. В соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (1995) проектная документация на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов на землях особо охраняемых природных территорий, если это допускается законодательством РФ и субъектов РФ, включена в обязательный перечень объектов государственной экологической экспертизы. Особо охраняемые природные территории освобождаются от уплаты земельного налога. Особо охраняемые природные территории федерального значения находятся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Нормативное правовое регулирование отношений по поводу таких территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Наряду с общими чертами правового режима, каждый вид особо охраняемых территорий обладает особенностями землепользования, которые определяются целями создания таких территорий. К примеру, наиболее строгой формой охраны природных комплексов обладают государственные природные заповедники. Не допускается изъятие и иное прекращение прав на земельные участки в границах заповедников. Они также полностью изъяты из хозяйственного использования. На прилегающим к ним землях создаются охранные зоны с особым режимом природопользования. В отличие от этого земли национальных парков могут предоставляться гражданам и юридическим лица в аренду для развития регулируемого туризма и отдыха. В границах национальных парков могут быть включены земли, на которых осуществляется хозяйственная деятельность, без изъятия этих земель из хозяйственной эксплуатации, однако ограничивается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. По решению Правительства Российской Федерации в соответствующих функциональных зонах допускается строительство, реконструкция и эксплуатация физкультурно-оздоровительных, спортивных объектов и объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Особому режиму подчиняется и деятельность по развитию населенных пунктов на территории национальных парков. Правовой режим земель историко-культурного назначения наряду с Земельным кодексом определяется также Основами законодательства Российской Федерации о культуре (1992), Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1978 в ред. 2002), Федеральным законом «О народных художественных промыслах» (1999 в ред. 2007) и другими.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |