Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 14. Охрана земель



2015-11-10 629 Обсуждений (0)
Тема 14. Охрана земель 0.00 из 5.00 0 оценок




При изучении темы студентам, наряду с учебным руководств и литературой, указанной в разделе III настоящего Сборника, необходимо тщательным образом изучить основные нормативные правовые акты, перечисленные в разделе II настоящего Сборника.

Студент должен усвоить, что охрана земель на законодательной уровне означает установление прав и обязанностей по отношению к земле органов государственной власти Российской Федерации, орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации, орга­нов местного самоуправления, собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов путем запретов и дозволений, поощре­ний и наказаний. Если охрану земель рассматривать как правовой институт, то необходимо признать, что он относится в первую оче­редь к природоохранному законодательству. К земельному же зако­нодательству этот правовой институт относится только той частью землеохранительных юридических мер, которые касаются прав и обязанностей земельных правоотношений.

Необходимость охраны земель закреплена в конституционном по­рядке (ст. 9, 36 Конституции РФ), а затем развита и конкретизирована в ЗК РФ. Именно с этих позиций студенты должны изучать по данной теме землю как важнейшую составную часть природы, т.е. как природ­ный ресурс. Ее свойства как природного ресурса делают возможным использование земли в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и в качестве основы хозяйственной и иной деятель­ности. В процессе такого использования земля становится экономи­ческим ресурсом. Сохранение экономического потенциала земли не­посредственно зависит от сохранения ее природных свойств.

С целью правового регулирования отношений, связанных с ох­раной земель как природного и экономического ресурса государ­ства, в ЗК РФ и вводится глава 11 «Охрана земель». Изучая ее, сту­денты должны усвоить цели и содержание охраны земель.

Субъекты индивидуального сельскохозяйственного землеполь­зования (садоводы, огородники, владельцы приусадебных хо­зяйств) в условиях земельной реформы используют земельные участки преимущественно на титуле частной собственности.

Тема 15. Управление в области использования и охраны земель

 

При изучении данной темы студентам, наряду с учебным руководством и литературой, указанной в разделе II настоящего Сборника, необходимо тщательным образом изучить основные нормативные правовые акты, перечисленные в разделе I настоящего Сборника.

Особое внимание должно быть уделено статьям 2, 9-11, 67-73 Зе­мельного кодекса Российской Федерации, а также специальным федеральным законам «О государственном кадастре недвижимости», «О землеустройстве» и др.

Студенты должны изучить полномочия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для этого важно ознакомиться с такими Федеральными законами как: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ; «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ; «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 186-ФЗ» и др.

В системе органов, участвующих в управлении в области использования и охраны земель, особое внимание обращается на специальные функции федеральных органов исполнительной власти и их территориальные органы. Для этого необходимо изучить Указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и др., которыми образованы Министерство экономического развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и другие. Кроме того, их деятельность регулируется целым перечнем постановлений Правительства РФ, постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» и др. (см. раздел I Сборника методических материалов).

Нельзя обойтись без анализа норм, которые касаются инструментов управления земельными ресурсами: мониторинг земель, землеустройство, государственный земельный надзор. Изучая специальные функции государственного управления земельными ресурсами, студенты должны усвоить: понятие каждой специальной функции, ее цели и задачи, а также порядок их осуществления.

 

 

Тема 16. Юридическая ответственность за земельные правонару­шения

Студентам известно, что, исходя из общепризнанных в теории государства и права положений, юридическая ответственность как вид социальной ответственности наступает за совершенное право­нарушение и выражается в виде применения государственного принуждения, принудительных мер (санкций).

Студентам необходимо знать, что юридическая ответствен­ность как самостоятельный институт земельного права является комплексным всеобъемлющим правовым институтом, поскольку совершенное правонарушение затрагивает урегулированные зако­нодательством земельные общественные отношения, а меры госу­дарственного принуждения (санкции) содержатся (предписаны) в уголовном, административном, трудовом, гражданском и земель­ном законодательстве.

Необходимо дать понятие, виды земельных правонарушений, не забыв при этом перечислить, против чего направлено виновное противоправное деяние (действие или бездействие).

Известно, что виды юридической ответственности определяют­ся характером, степенью общественной опасности и содержанием земельного нарушения, наличием или отсутствием вредных послед­ствий, объемами и размерами причиненного ущерба, убытков, упущенной выгоды, а также правосубъектностью виновного лица, совершившего правонарушение.

Наиболее оптимальным является сравнительно-правовой ана­лиз различных видов юридической ответственности. Например, особенность материальной ответственности по трудовому законо­дательству выражается прежде всего в том, что взысканию при этом подлежит только прямой действительный ущерб. Неполучен­ные доходы (упущенная выгода) с работника не взыскиваются.

При гражданско-правовой (имущественной) ответственности за ущерб, причиненный земельными правонарушениями, действу­ет принцип полного возмещения вреда, причиненного личности или имуществу граждан, а также вреда, причиненного имуществу юридических лиц.

Особое внимание следует уделить дискуссионной земельно­правовой (специальной) ответственности в виде такой санкции, как принудительное прекращение права пользования земельным участком в качестве самостоятельного вида ответственности. Для этого необходимо проанализировать ст. 45-46 и ст. 54 ЗК, закреп­ляющие сложный состав структуры охранительной нормы, предусматривающий эту ответственность и механизм ее применения.

При раскрытии диспозиции земельно-правовой (специальной) санкции в соответствии со ст. 45 ЗК важно проанализировать виды противоправных деяний (действий или бездействия).

 

 

Тема 17. Защита земельных прав и законных интересов субъектов земельных отношений и разрешение земельных споров.

 

В статье 2 Конституции РФ содержится положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Поэтому важно при ответе на данный вопрос привести также земельно-правовые нормы, содержащие обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина.

По мере отказа от монопольного права государства на землю и появления разнообразных форм и видов собственности на землю необходимо показать изменения в понятии земельной правосубъектности.

Конституцией РФ гарантируется защита нарушенных прав и законных интересов. Такая защита осуществляется судебными и административными органами.

При рассмотрении данного вопроса важно перечислить основные законодательные акты по осуществлению правосудия, например: Федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации»; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ; Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»; федеральные законы от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»; от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и др.

Руководствуясь нормами АПК и ГПК следует определить подведомственность дел арбитражному суду и суду общей юрисдикции.

Нельзя забывать, что наряду с судебной защитой законодатель предусматривает возможность защиты своих прав и законных интересов в административном порядке.

Следует иметь в виду, что Земельный кодекс РФ устанавливает: признание права на земельный участок; восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления; возмещение убытков (ст. 59-62 ЗК).

Вместе с тем, защита прав и законных интересов участников земельных правоотношений не ограничивается только указанными положениями. Как показывает судебная практика земельные споры многосложны, и их разрешение осуществляется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

В качестве примера можно привести постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской» и др.

Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой и прямым действием (статья 15, часть 1), закрепляет основные начала, которыми государство должно руководствоваться в сфере признания и охраны, в том числе имущественных прав граждан.

 

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 



2015-11-10 629 Обсуждений (0)
Тема 14. Охрана земель 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 14. Охрана земель

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)