Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международные стандарты в области защиты прав детей



2015-11-10 4261 Обсуждений (0)
Международные стандарты в области защиты прав детей 5.00 из 5.00 4 оценки




 

Основополагающим международным стандартом в области защиты прав детей являются принятые Организацией Объединенных Наций Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Принятие Декларации прав ребенка было вызвано необходимостью создать всеобщие рекомендаций, какие именно права и свободы детей без различия расы, пола, языка и религии должны подлежать универсальному уважению и соблюдению. Декларация состоит из преамбулы и 10 принципов, провозглашающих основные права и свободы, которые должны принадлежать детям, такие как:

- право на имя и гражданство,

- на социальное обеспечение,

- на здоровые рост и развитие,

- на особую заботу,

- на любовь и понимание,

- на получение образования,

- на игру,

- на защиту от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации и другие [23].

Декларация прав ребенка была принята с целью обеспечить детям счастливое детство, и призывает родителей, отдельных лиц, организации, государственные органы и государства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права и свободы детей.

Декларация прав ребенка является международным документом рекомендательного характера и не возлагает на государства-участников ООН обязательства по исполнению изложенных в Декларации принципов.

Этот недостаток в 1989 году устранила Конвенция о правах ребенка, которая не только конкретизировала положения Декларации (часть I Конвенции), но и предусмотрела создание механизма контроля за соблюдением государствами положений Конвенции (часть II Конвенции).

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы, III частей и 54 статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальному законодательству не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия [26]. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Особенно выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях и т. п.

Конвенция охватывает широкий перечень прав, которые можно сгруппировать в три категории:

- обеспечение,

- защита,

- участие [11, с. 190].

Дети имеют право на обеспечение в самых широких пределах, начиная с имени и гражданства и кончая медико-санитарной помощью и образованием. Они имеют право на защиту от определенных действий, например, пыток, эксплуатации, произвольного лишения свободы и необоснованного лишения семейной заботы. Дети также имеют право на участие в принятии решений, касающихся их жизни, и на участие в жизни общества [11, с. 191].

Конвенция — это не столько перечень прав ребенка, сколько всеобъемлющий список обязательств, которые государства готовы признать в отношении ребенка. Эти обязательства могут быть прямыми, например предоставление возможности для образования или обеспечение должного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, либо косвенными, давая возможность родителям, другим членам семьи или опекунам играть свои основные роли и выполнять обязанности воспитателей и защитников [13, с. 1].

Закрепляя основные права детей, Конвенция преследует три основные цели:

- вновь подтвердить в отношении детей права, которые уже предоставлены людям вообще в рамках других договоров. Некоторые из этих прав, например защита от пыток, вполне очевидно, касается также и детей. Другие, например, право выражать мнение, свобода собраний, свобода вероисповедания и право на социальное обеспечение, привели к горячим дискуссиям во время подготовки документа в отношении того, могут ли и должны ли дети иметь такие права и если да, то в каких случаях. Было очень важно вновь подтвердить, что они должны иметь такие права, равно как и тот факт, что и дети тоже люди;

- укрепить некоторые основные права человека, с тем, чтобы учесть особые потребности и уязвимость детей. Очевидным примером являются условия труда, которые должны быть более легкими для детей и молодежи, чем для взрослых. Другим примером являются условия, при которых детей можно лишать свободы;

- установить нормы в тех областях, которые особенно актуальны для детей. Конвенция затрагивает весьма специфичные вопросы, касающиеся детей, например процедуры усыновления (удочерения), доступ к начальному образованию, защита от злоупотреблений и отсутствия заботы в семье, а также взыскание алиментов [13, с. 2].

Цели Конвенции о правах ребенка отражены на рисунке 4 (см. приложение А2).

Конвенция содержит три основных новшества. Во-первых, она вводит понятие «прав участия» для детей и признает значение информирования самих детей об их правах. Во-вторых, Конвенция поднимает такие вопросы, которые раньше никогда не рассматривались в международных документах: право детей, пострадавших от жестокости и эксплуатации, на реабилитацию и обязанность правительств принимать шаги для традиционной практики, вредящей здоровью детей. В-третьих, она включает принципы и нормы, которые ранее фигурировали лишь в юридически не обязывающих текстах, и в частности вопросы, касающиеся усыновления (удочерения) и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних [13, с. 2].

Конвенция также вводит две важные концепции, имеющие большое значение:

- «наилучшее обеспечение интересов ребенка» (ст. 3) становится обязательным критерием для «всех действий в отношении детей»;

- принцип, в соответствии с которым родители (или другие лица, несущие ответственность за ребенка) обязаны должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им своих прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка получать и осуществлять эти права (ст. 5) [13, с. 3].

В качестве руководящих принципов, которые являются основой для всех прав, можно выделить следующие:

- о предотвращении дискриминации (ст. 2);

- о наилучших интересах ребенка (ст. 3);

- о праве на жизнь, выживание и развитие (ст. 6);

- об уважении взглядов ребенка (ст. 12) [26].

Учитывая тот факт, что Конвенция запрет на призыв и вербовку в вооруженные силы и участие в военных действиях детей в возрасте лишь до 15 лет, Генеральная Ассамблея ООН 25 мая 2000 г. приняла Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка об участии детей в вооруженных конфликтах [33]. Протокол предусматривает, что государства, участвующие в нем, обеспечат, чтобы лица, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали бы непосредственного участия в военных действиях и не подлежали бы обязательному призыву на военную службу.

25 мая 2000 года Генеральной Ассамблеей ООН был принят также Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии [32].

Республика Беларусь ратифицировала как Конвенцию о правах ребенка [52], так и факультативные протоколы к ней [49], [50].

Требования Конвенции подлежат безусловному выполнению каждым государством-подписантом. Контролирующим органом ООН в этой области деятельности Конвенцией (ст. 43) признан Комитет по правам ребенка [26].

Кроме вышеназванных документов ООН с целью охраны детства приняла ряд иных документов, такие как:

— Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г.,

— Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.,

— Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г.,

— Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и другие.

 

 



2015-11-10 4261 Обсуждений (0)
Международные стандарты в области защиты прав детей 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Международные стандарты в области защиты прав детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)