Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Программа учебной дисциплины «Современный русский язык. Фонетика»




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография

Понятие о современном русском литературном языке. Нормы и некодифицированная речь. Функционально-стилистическая и социальная дифференциация языков. Основные языковые единицы разных уровней в системно-структурных и функциональных соотношениях. Основные направления в современной русистике.

Фонетика и фонология. Понятие об основных единицах фонетической системы. Выдающиеся учёные-фонетисты и их труды. Артикуляционная классификация гласных звуков. Артикуляционная классификация согласных звуков. Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков. Позиционная мена и позиционные изменения согласных звуков.

Слог как фонетическая единица.

Русское словесное ударение и его функции.

Орфоэпия, графика и орфография. Принципы русской орфографии. Понятие об орфоэпии. Исторические основы русского литературного произношения. Связь орфоэпических норм с фонетическими законами. Причины отклонений от норм русского литературного произношения. Основные правила русского литературного произношения. Понятие фонемы и её аллофонов в Московской и Ленинградской фонологических школах. Фонологическая система русского литературного языка. Состав и система согласных фонем русского языка. Состав и система гласных фонем русского языка. Русская графика. Алфавит. Соотношение между буквами русского алфавита и фонемами. Обозначение на письме согласных фонем. Обозначение на письме гласных фонем. Основной принцип русской графики. Основной принцип русской орфографии и отступления от него (фонетические, традиционные и дифференцирующие написания). Слитные и полуслитные написания в русской орфографии.



 

 


Тематический план

№ и наименование раздела дисциплины № и наименование темы дисциплины Лекц.   Практ. зан. Лаб. зан. СРС Всего по разделу В т.ч. ауд. занятий в ин-терактивн. фор-ме (в час.)
1. Понятие о современном русском литературном языке. 1.1. Вводная лекция. Понятие о современном русском литературном языке.        
1.2. Фонетика как раздел курса "Современный русский литературный язык".      
2. Фонетика и фонология 2.1. Дифференциальные признаки гласных и согласных фонем.    
2.2. Палатографический анализ речи    
2.3. Учение о фонеме. Фонологические школы.    
2.4. Система фонем современного русского языка    
2.5. Осциллографический анализ речи    
2.6. Артикуляционно-акустиче­ская характеристика основ­ных оттенков фонем    
2.7. Модификации и чередова­ния фонем    
2.8. Основные тенденции развития фонетической системы русского языка      
2.9. Научные основы школьного курса фонетики    
2.10. Фонетическая транскрипция    
3. Слог 3.1. Слог и слогоделение в современном русском языке      
4. Ударение 4.1. Ударение      
4.2. Интонация      
5. Орфоэпия, графика и орфография. 5.1. Орфоэпия    
5.2. Русская графика    
5.3. Русская орфография    
Всего:  

Матрица формируемых компетенций

№ и наименование раздела № компетенции Знать Уметь Владеть
1. Понятие о современном русском литературном языке СК-1 СК-2   Знать понятие «Современный русский литературный язык», его объем и структуру. Знать особенности фонетики как науки, ее объект и предмет, систему методов и методик исследования.   Уметь определять функции современного русского литературного языка. Уметь выделять фонетические явления в тексте.   Владеть умением применять различные подходы к изучению фонетики современного русского литературного языка.
2. Фонетика и фонология СК-1 СК-2   Знать дифференциальные признаки гласных и согласныхзвуков. Знать научные концепции основных фонологических школ. Знать различные подходы к определению фонемного состава русского языка. Знать основные тенденции в развитии фонетической системы русского языка. Знать научные основы школьного курса фонетики. Уметь различать звук, фонему и букву. Уметь проводить артикуляционно-акустический анализ звуков. Уметь определять модификации фонем в потоке речи. Уметь осуществлять фонетическую транскрипцию.   Владеть палатаграфи-ческим и осциллографии-ческим методами исследования звучащей речи.  
3. Слог СК-1 Знать историю принципов слогоделения в русском языке. Знать основные принципы слогоделения. Уметь определять количество слогов в лове.   Владеть правилами переноса слов в русском языке.
4. Русское словесное ударение СК-1 Знать особенности и типы русского словесного ударения. Знать типы интонационных конструкций русского языка. Уметь правильно ставить ударение в словах. Владеть методикой определения типа интонационной конструкции в звучащей речи.
5. Орфоэпия, графика и орфография ОПК-5 СК-2 СК-3 Знать основные орфоэпические и орфографические словари. Знать основные принципы русской графики. Знать принципы русской орфографии. Уметь использовать соответствующий словарь для поиска определенного вида информации о слове. Владеть методикой проверки диктанта.

Карта обеспеченности дисциплины основной литературой

Дисциплина _______Современный русский язык. Фонетика




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (833)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7