Научные основы школьного курса фонетики
Осмысление научных основ школьного курса предполагает как результат: четкое соотнесение каждого параграфа школьного учебника с конкретным разделом науки о языке (фонетикой, графикой, орфоэпией или орфографией); точное определение объекта изучения для каждого из этих разделов; выбор наиболее рациональной последовательности излагаемой информации в каждом из разделов; научную корректность вводимых терминов, понятий; использование в практике преподавания новейших достижений современной лингвистики и методики обучения. На первом лабораторном занятии студентам предлагаются для сопоставительного анализа соответствующие разделы учебников русского языка для школ с русским и нерусским языком преподавания, экспериментальные учебники по фонетике, чтобы они могли дать ответы на следующие вопросы: 1. Что, где, когда и как сообщается в учебнике о фонетике, орфоэпии, графике, орфографии как разделах науки о языке, к изучению которых учащиеся приступают? 2. Насколько четко разграничен учебный материал этих разделов в ныне существующих школьных учебниках русского языка? 1. Насколько мотивирована последовательность изложения тех 2. Что, где,, когда, в какой последовательности узнают учащиеся об основных понятиях каждого из этих разделов? 3. Насколько четко противопоставлены понятия «звук-буква» в названиях параграфов, заданиях к упражнениям, схемах разбора? 4. Насколько строго и последовательно разграничены артикуляционные и акустические характеристики звуков? 5. Как показано соотношение звуков речи и букв, их обозначающих, каково место тех и других в системе языковой коммуникации? 6. Как вводятся понятия звук, буква, слот, ударение, орфограмма? Зачем нужно это изучать?, и т.п. Ответив на эти вопросы, оценив положительное и отрицательное в отборе и изложении материала в школьном учебнике, студенты могут попробовать составить проспект своего, оптимального, на их взгляд, учебного пособия. Учебник должен состоять из 4 самостоятельных разделов: фонетики, орфоэпии, графики, орфографии. В каждом из них обязательно должен быть назван объект изучения, аргументирована его важность и практическая значимость, дан оптимальный набор терминов, их дефиниции. Методически оправданное использование ЭФМ должно обеспечить наглядность и занимательность при обучении фонетике, а значит, глубокое осмысление ее основных понятий; прочная фонетическая база — работу по коррекции произношения, а значит, должный уровень культуры устной речи; фонетическая база и интересные этимологические справки — усвоение трудных орфограмм, т.е. требуемый уровень культуры письменной речи, а речевая культура, как уже было сказано, — составная часть общей культуры человека, которую и призвана формировать школа.
Учебно-методические материалы для организации СРС План-график отчетности по СРС
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов – один из важных видов деятельности в ходе изучения курса современного русского литературного языка. Программа аудиторных занятий, построенная в соответствии с требованиями государственного стандарта, предполагает знакомство с основными теоретическими положениями лексикологии на лекциях, применение полученных знаний на практических занятиях, отработка практических навыков с использованием экспериментальных методов на лабораторных занятиях. Самостоятельная работа студентов предполагает расширение и углубление знаний, полученных на аудиторных занятиях. Система этой работы предполагает консультирование преподавателем в дополнительное внеаудиторное время по вопросам, вызывающим у студентов затруднения; проведение контрольных работ по темам, вынесенным на самостоятельное изучение (причем как в аудитории, так и в домашних условиях); написание рефератов по проблемным вопросам современной лексикологии; тестирование для самопроверки. В программе по лексикологии современного русского литературного языка предлагаются вопросы для самопроверки, темы рефератов, тестовые задания, упражнения для самостоятельной работы, список дополнительной литературы. Система этих заданий позволяет студентам лучше усвоить полученные в аудиторных условиях знания и проверить степень овладения ими. Положительный эффект также достигается путем дополнительной «обработки» прочитанных лекций, которая проводится по теме лекции с использованием дополнительной литературы. При этом одна сторона листа в лекционной тетради оставляется чистой, а впоследствии на ней делаются дополнительные записи по вопросам прочитанной лекции. Развитие у студентов навыков самостоятельной работы является одним из важных направлений деятельности преподавателя. ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ К лекции № 1:
К лекции №2: Фонологические школы / по кн. М. и Матусевич, В.Г. Руделева.
К лекции №3:
К лекции № 4: Сведения по фонетике из школьного учебника изложить в научной терминологии; описать редукцию в артикуляционном и акустическом аспекте.
К лекции № 5: Разбить текст на минимальные отрезки: а) согласно различным теориям слога; б) согласно правилам переноса.
К лекции № 6:Интонационная транскрипция текста, / Русская грамматика, М., 1980, т. I-II. Русский язык. Энциклопедия. М., 1979 /1997/
К лекции № 7:Выписать из орфоэпического словаря 10 иноязычных слов : а) с твердым согласным перед Е; б) с мягким согласным перед Е; в) произносимых вами ранее с ненормативным ударением.
К лекции № 8: Кириллица и глаголица. Реформы русской графики.
К лекции № 9: Орфограммы из учебников русского языка для начальной школы сгруппировать в соответствии с орфографическими принципами. История русской орфографии.
ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Григорьева Т.М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. 3. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006. Дополнительная
10. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1976. С. 5-31, 121-164.
ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЬНЫЕ
Экспресс-контрольные предполагают подведение итога предшествующей лекции. Формулировка вопроса требует осмысления услышанного и значительной самостоятельной работы, без чего полный правильный ответ невозможен. 24. Объект и задачи курса «Современный русский язык». Как Вы 25. Назовите фонетические единицы языка, покажите многоас- 26. Почему речевые сигналы хорошо опознаются, несмотря на то, 27. «Звук. — фонема — буква». Каким представляется Вам их со 28. «Фонема — автономная фонетическая единица, потенциально 29. Что общего в понимании фонемы учеными МФШ и ЛФШ ? 30. Общее или различное в понимании фонемы проявляется уче 31. Чем вызваны расхождения в фонемном инвентаре (составе 32. Почему при наличии артикуляционной характеристики звука 33. Определите основные артикуляционно-акустические разли- 34. Охарактеризуйте суть фонетических процессов аккомодации, 35. Правила переноса слов (на конкретном языковом материале). 36. Методические приемы обучения определению ударного сло- 5. Практическая значимость ИК, методические приемы ра- 6. Назовите основные орфоэпические нормы русского языка и 7. Понятие фонетической подсистемы. 8. «Орфоэпическая норма — вариант орфоэпической нормы — 9. С чего начинается работа по предупреждению орфоэпичес ' 19. «Звук — фонема — буква». Вы уже делали попытку определить их соотношение, какие коррективы могли бы теперь внести в свои определения? 20. Какие-понятия станут опорными при работе с орфограммами, базирующимися на морфологическом принципе? 21- Фонетика и орфоэпия. Фонетика и графика. Фонетика и орфография. Покажите определяющую роль фонетики в этих взаимосвязях. 22. Основные тенденции развития русской фонетической системы и орфоэпических норм («закон Бодуэна де Куртенэ»). Для конспектирования: 3. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного 4. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1973 (ЭФМ). 5. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987. 6. Фонетика современного русского литературного языка: со- 7. Бондарко Л.В. и др. Основы общей фонетики. Л., 1983 (терми- 8. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного язы 9. Руделев Б.Г; Фонология слова. Тамбов, 1975 (о фонологиче-
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (934)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |