Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА



2015-11-10 1055 Обсуждений (0)
СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Фонетический анализ

Схема анализа

1) Фонетическая транскрипция с указанием орфоэпических вариантов и типов ИК для каждой синтагмы.

2) Перечень фонетических законов, действие которых нашло от­ражение в данной транскрипции.

3) Орфоэпический и орфофонический комментарии текста, ха­рактеристика ИК, наиболее важных при обучении выразительному чтению.

4) Артикуляционно-акустическая характеристика звуков указан­ных словоформ.

5) Фонематическая транскрипция указанных словоформ.

6) Варианты слогоделения для слов с интервокальными консо­нантными группами. Их соотношение с правилами переноса ука­занных слов.

Образец: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?

[б'ил" э (й)ьт парус д'ино'к'и(къ)й1 / ф тума н'ь мор'ь гълубом1 // што иш'(ш'ч')ьт он ф стран'э д л' окъй2 // што к'инул он ф кр j у радном2 //]

1. Орфоэпические варианты даны в круглых скобках. Интона­ционная характеристика синтагм обозначена индексами соответству­ющих ИК над гласными, несущими синтагматическое ударение. При ином варианте актуального членения* мелодический рисунок фразы
будет меняться.

2. В транскрипции нашло отражение действие следующих фоне­тических законов:

а) качественная редукция I и II степени гласных неверхнего подъе­ма: [б'ил э'(й)ьт, дал окъ] и др.

б) регрессивная ассимиляция по глухости: [ф^тума'н'ь] и др.

в) диссимиляция: [што].

г) прогрессивная и регрессивная аккомодация ударных гласных, соседствующих с мягкими согласными (развитие у них дифтонгоидности, т.е. и-образных переходных участков): [б'ил э'(й)ьт].

3. В транскрипции нашли отражение следующие орфоэпические
нормы русской речи:

а) аканье и иканье, базирующиеся на законе количественной и
качественной редукции безударных гласных неверхнего подъема;

б) однотипность произношения групп согласных по признаку
глухость/звонкость (tt//dd), базирующаяся на законе регрессивной
ассимиляции по глухости (ф стрлн э);

в) диссимиляция согласных (орфоэпический фразеологизм):
[што];

г) вариативность произношения: одинокий—сосуществование старой и новой форм [-къй/-к'ий]; белеет — в разговорном стиле возможна утрата интервокального]; ищет — возможны раз­личные фонетические реализации Щ [ш'/ш'ч'].

Внимания заслуживают орфофонические особенности звуков [Г] и [В] для южнорусского региона, фонетические характеристики ака­нья и иканья — для севернорусского и инославянского фонетиче­ского субстрата. Количество ударов у дрожащего Р может варьиро­ ваться, смычка не обязательна. Безударный У, сохраняющий лаби­ализацию в полном стиле речи, в разговорном может ее утрачивать.

4. Артикуляционно-акустическая характеристика звуков: [парус}.

 

ДП Артикуляция ® Акустика
  (произносим) (слышим)
II    
согласный воздушная струя встречает преграду ® возможен шум
Шумный   преграда преодолевается воздушной струей ® слышен шум
губно-губной преграду образуют нижняя и верхняя губы ® шум слабый,
т.к. нет резонатора
 
смычный преграда сплошная, ® шум импульсный
взрывной преодолевается толчком (толчковый)
глухой связки не работают ® нет голоса
твердый веляризован (дополнительная артикуляция: неболь­шой подъем корня языка по направлению к мягкому небу) ®ы-образная окраска звука

 

Для справок

Сильные позиции звуков

1. Гласные находятся в сильной позиции под ударением.

2. Согласные находятся в сильной позиции по глухости/звонко­сти: а) перед любым гласным; б) перед любым сонорным согласным; в) перед [в,в'].

3. Согласные находятся в сильной позиции по твердости/мягкости: а) в конце слова; б) перед гласными непереднего ряда (а, о, у, ы), в) переднеязычные — перед твердым губным и заднеязычным; г) Л —перед любым согласным.

Характер поиска сильной позиции звука в морфеме определяется типом морфемы.

В корне поиск производится путем подбора родственных, однокоренных слов: вода — подводник — водный

В приставке — путем подбора одноструктурных слов с такой же приставкой, корень может быть любой, частеречная принадлежность слова тоже не имеет значения:

В суффиксе ~~ путем подбора слов той же части речи, с таким же суффиксом:

значимость — злость, делать — идти.

Во флексии — важна частеречная принадлежность слова и его парадигма (тип склонения/спряжения, число, падеж/лицо): дыни — земли; дыне — земле; красного — такого, моего...).

Графический анализ

Схема анализа

1. Название буквы (графемы), ее звуковое значение в данном слове (обозначаемые звуки).

2. Алфавитным (главным) или второстепенным является данное значение буквы.

3. Количество алфавитных значений данной буквы (однозначна
или двузначна она в алфавите).

4. Написания, нарушающие слоговый принцип графики.

Образец: БЕЛЕЕТ

Б — буква БЭ, обозначает в данном слове один звук [б]; упо­треблена в своем алфавитном (главном, основном) значении; у нее два алфавитных значения, т.е. она двузначна в алфавите (вне слова).

Е — буква ЙЭ, обозначает в слове один звук [и]; употреблена в неалфавитном (второстепенном, заместительном) значении; в ал­фавите двузначна: ['э, йэ].

Л — буква ЭЛ (ЭЛЬ), обозначает в слове один звук [л']; употреб­лена в алфавитном значении; в алфавите двузначна: [л, л*].

Е — буква ЙЭ, обозначает в слове один звук ['э];употреблена в алфавитном значении; в алфавите двузначна: ['э, йэ].

Е — буква обозначает в слове два звука [йь]; употреблена в неалфа­витном (второстепенном) значении; в алфавите двузначна: ]'э, йэ].

Т — буква ТЭ, обозначает один звук |т]; употреблена в алфавит­ном значении; в алфавите двузначна: [т, т'];

Написаний, нарушающих слоговый принцип графики, в данном тексте нет.

Для справок

Большинство букв в алфавите двузначно (однозначны лишь буквы а, о, у, ы, э; й, ж, ш, щ, ч, ц); в слове буква чаще всего обозначает один звук (два звука в слове единовременно обозначают в одном из своих алфавитных значений только буквы я, ю, е, ё, (и) — в начала слова, после гласной, после разделительных знаков: я, моя, семья, семьи).

Буквы, употребляющиеся во второстепенном значении, и напи­сания, нарушающие слоговый принцип графики, являются орфо­граммами.




2015-11-10 1055 Обсуждений (0)
СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1055)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)