Процесс коммуникаций и эффективность управления
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Часть II
Воронеж ВГТУ 2013
Воронежский государственный технический университет Н.М. ПАРШИН
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное пособие ЧАСТЬ II Рекомендовано: студентам направления 080400.62 «Управление персоналом»
Издание третье, переработанное и дополненное
Воронежский государственный технический университет
Автор: Паршин Николай Михайлович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом Воронежского государственного технического университета.
Рецензенты: Колесникова О.А., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и основ управления Воронежского государственного университета. Вандышева С.В.,кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом Воронежского государственного технического университета.
Учебное пособие состоит из двух частей. В первой части рассматриваются: сущность менеджмента, развитие его теории и практики, методы управления, организация управления и связующие процессы управления. Во второй части рассматриваются: трудовой коллектив как объект управления, личность в трудовом коллективе, лидерство и стиль руководства, управление конфликтами и стрессами, эффективность менеджмента организации.
Учебное пособие рекомендовано для студентов технических вузов специальности «Управление персоналом».
ВВЕДЕНИЕ
Рыночный механизм хозяйствования, основанный на свободном предпринимательстве и конкуренции, борьбе за рынки, требует необходимости овладения управленческими работниками секретами управления как экономическими, так и социальными процессами в организациях. Это может быть достигнуто путем постижения науки и искусства менеджмента. Менеджмент – сложное социально-экономическое явление. Это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей. Менеджмент – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Менеджмент и менеджеры присущи рыночной экономике. Хорошим менеджером считается специалист, который для своей организации создает новые рынки, который не только пассивно реагирует на изменения на рынке, но и сам меняет рынок. Задача менеджмента состоит в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом и реальным при рациональном использовании ресурсов. Настоящее учебное пособие ознакомит с современными методами управления и спецификой принятия управленческих решений в сфере управления персоналом организации, научит использовать знания применительно к конкретной экономической ситуации. Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения высшего профессионального образования направления 080400.62 «Управление персоналом».
Тема 10. КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ Процесс коммуникаций и эффективность управления
Коммуникации и принятие управленческих решений относятся к связующим процессам управления, поскольку связывают функции планирования, организации, мотивации и контроля. Коммуникации – это обмен информацией, на основе которого аппарат управления (руководитель) получает информацию, необходимую для принятия управленческих решений и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными. В общем виде процесс коммуникаций на предприятии характеризуется следующим образом (рис.12).
Рис. 12. Процесс коммуникаций на предприятиях.
Коммуникация приобрела значение для делового развития в силу двух причин. Во-первых, руководители получают информацию посредством общения со своим окружением и внутри своих предприятий. Во-вторых, коммуникация представляет собой наиболее действенный инструмент достижения высокой эффективности деятельности предприятия. Коммуникация подразумевает двухсторонний поток информации, когда одна сторона и получает информацию, и отвечает на нее незамедлительно или по прошествии какого-то времени. В настоящее время коммуникация располагает богатым арсеналом средств, но ни одно из них по своей действенности не может сравниться с непосредственным общением личности, символизирующей процесс перемен. Вот почему способность общаться, коммуникабельность является одним из основных качеств настоящего руководителя. Размышляя об обмене информацией, обычно думаешь о людях, которые говорят в процессе личного общения или в группе на собраниях, разговаривают по телефону или читают и составляют записки, письма и отчеты. Предприятия пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с внешним окружением (поставщики, потребители). С потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. Обсуждения, собрания, телефонные переговоры, служебные записки, отчеты и т.д., циркулирующие внутри предприятия, зачастую являются реакцией на возможности и проблемы, создаваемые внешним окружением. Кроме коммуникаций между предприятием и его средой существуют коммуникации между уровнями и подразделениями предприятия. Информация перемещается внутри предприятия с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций (межуровневые коммуникации). Она может передаваться с высшего уровня на низший. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях и т.п. Помимо обмена по нисходящей, предприятие нуждается в коммуникациях по восходящей. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок. В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей, предприятия нуждаются и в горизонтальных коммуникациях. Поскольку предприятие – это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы все элементы работали совместно, продвигая предприятие в нужном направлении. Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений. Наиболее очевидным компонентом коммуникаций на предприятиях являются отношения между руководителем и подчиненным. Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с проявлением задач, приоритетов и ожидаемых результатов, а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях. На предприятиях существуют и неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций – это распространение на предприятии слухов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (734)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |