ТИПЫ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
1. ПЕРЕНОС ПАРАДИГМ С СОСЕДНИХ ОБЛАСТЕЙ.
В основном какие-либо изменения в науке революционного характера идут путем переноса тех или иных паттернов, которые уже существуют в иных областях ментальности, в социальных формах организации и типов хозяйственной деятельности; также тех паттернов, которые уже существуют в тех или иных частных областях научного знания. Бывает и третий случай, - когда изменение происходит путем творческой комбинации тех или иных образцов.
2. ВНУТРИ ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
3. СМЕНА ПАРАДИГМ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
История дает нам несколько смен парадигм научного исследования в новоевропейской истории:
1. Период XVII-XVIII вв., характеризующийся превалированием идеала математического знания и норм дедуктивного построения науки, механистической картины мира.
2. Период XIX века когда начинает формироваться идея эволюционизма
3. Период последних двух третей XX века, когда начинает формироваться идеал постклассической науки. Этот период характеризуется тремя чертами: 1) идеей принципа дополнительности; 2) идеей глобального эволюционизма 3) идеей синергетики.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Маркова Л.А. Наука. История и историография XIX-XX вв. М., 1987. (2208625) 2. Ледников Е.Е. Проблемы конструктов в анализе научных теорий. Киев. 1969. 3. Ледников Е.Е. Философские основания научной теории. Новосибирск. 1985. 4. Лиссев И.К. Философия и теория эволюции. М., 1974.
КОНЕЦ §1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУКИ
Исходно парадоксальным для некоторых кажется рассматривать механизм действия традиции в науке, которая сформировалась в «лоне» Просвещения и Разума, которые всегда были «врагами» традиции. Но тем не менее, это совершенно ошибочное мнение. Как правильно подчеркивает Х.Г. Гадамер: «безусловной противоположности между традицией и разумом не существует.. По существу своему традиция- это сохранение того, что есть, сохранение, осуществляющееся при любых исторических переменах. Но такое сохранение суть есть акт разума, отличающийся, правда, своей незаметностью. Отсюда проистекает то, что обновление, планирование выдают себя за единственное деяние и свершение разума. Но это всего лишь видимость» (Истина и метод с.334-335)
Расширение области влияния науки в ментальной области неоспоримо и невозможно. Как бы не утверждали многие в наше время, как бы не появлялись разного рода рецидивы идей возрождения прежних парадигм мировоззрения в виде призывов возрождения религии, создания неоязыческих систем мировоззрения имеют паталогический характер и порождены такими же паталогическими отклонениями от общего стратегического пути «сциентизации» культуры человечества, или же порождаются реальными сложностями и противоречиями при движении по этому пути.
Мышление животных
Имеет смысл тут вспомнить лейбницеанца Шарля Бонне, который утверждал, что и среди обезьян при определенных условиях могут появиться свои Ньютоны.
Сам термин «эволюционная эпистемология», по- видимому, был впервые введен в 1974 г. Д.Кэмпбеллом в статье, посвященной философии Поппера. «Фундаментальное допущение эволюционной эпистемологии, которое выступает своего рода знаменателем имеющихся здесь школ и направлений, сводится к следующему тезису: люди, подобно другим живым существам, являются продуктом эволюционных процессов и их мыслительные, ментальные способности, их знание и познание направляются механизмами биологической эволюции. В силу этого изучение эволюции оказывается релевантным пониманию феноменов знания и познания.» (Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология: история и современные подходы //Эволюция, культура, познание. М..1996. с.6) Рьюз: «культура- «явление, жестко контролируемое предельными биологическими единицами.» Как правильно подчеркивает Э. Мах: «Инстинктивное непроизвольное знание процессов природы всегда, вероятно, предшествовало научному произвольному познанию, исследованию явлений» (Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. Спб.,1909 с.10)
Определение науки.
Авторы монографии «Природа науки. Гносеологический анализ»(1985) В.В. Ильин и А.Т. Калинкин утверждают следующее, что научное знание отличается от другого типа знания тремя признаками- истинностью, интерсубъективностью и системностью. Вот что они утверждают: «специфика научного знания, по нашему мнению, выражается тремя признаками- истинностью, интерсубъективностью и системностью. Каждый признак в отдельности не конституирует определенность науки. Истину включает и ненаука; интерсубъективным может быть «всеобщее заблуждение». Признак системности, реализованный обособленно от других, обусловливает лишь «наукообразность», видимость обоснованности и т.д. и только одновременная реализация этих факторов в известном результате познания в полной мере определяет его научность» (Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. Гносеологический анализ. М: Высш. Шк., 1985 – 230 с с.11)
Становление науки нового времени.
П.Дюгем считает датой рождения современной науки 1277 год, когда парижский епископ Этьен Тампье, нападая на учение Аристотеля, заявил, что может существовать множество миров, и, что ( в противовес Аристотелю) небесные сферы могут двигаться прямолинейно.
Известный историк науки Дж. Бернал считает, что: «К 1690 году наука определенно сформировалась.. Была создана последовательная методология эксперимента и математического анализа, последовательный метод, с помощью которого можно было рано или поздно взяться за решение любой проблемы» (Бернал Д. Наука в истории общества. М.,1956 с.276)
Наука, вроде бы, представляется всегда как способ адекватного восприятия действительности, хотя, на самом деле, оно имеет происхождением магическую практику оперирования абстрактными символами, вступающую в принципиальное противоречие с человеческим здравым смыслом. Совершенно прав Эрнст Кассирер, который утверждал следующее: «.. всякое теоретическое определение и всякое теоретическое овладение бытием связано с тем, что мысль, вместо того чтобы обращаться непосредственно обращаться к действительности, устанавливает систему знаков и употребляет эти знаки в качестве представителей предметов. В той мере, в какой осуществляется эта функция представительства, бытие только и начинает становиться упорядоченным целым, некоторой ясно обозримой структурой» (E. Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. T.III, Berlin, 1929 S.53) Науку не интересует реальность как таковая, она стремится установить в этой реальности законосообразные группы явлений, и этот закон, как правильно подчеркивает один из известных исследователей науки Мейерсон Э.(1859-1933)- «идеальное построение, которое выражает не то, что происходит, а то, что происходило бы, если бы были осуществлены соответствующие условия» (Мейерсон Э. Тождественность и действительность. Спб,1912 с.23) Нападки на научное знание традиционны, смысл их состоит в том, что научное знание неполноценно и не в состоянии отразить многообразие бытия. Но наука таких задач и не ставит. Как правильно подчеркивает известный американский философ науки, профессор физики и истории Гарвардского университета Дж. Холтон: «.. вся история человечества от античной Греции до фашистской Германии учит нас, что силы, стремящиеся низложить науку, подорвать веру в нее общества, всегда найдутся, что они всегда наготове заключить союз с другими темными силами и попытаться совлечь цивилизацию с магистрального пути развития. Для этого они не брезгуют никакими средствами, в ход идет безудержная демагогия и популизм, игра на традиционных народных предрассудках и подстрекательство к насилию, прямая ложь и мистификация, идеологические провокации под лозунгами «Кровь» и «Земля», развязывающие самые нездоровые, слепые националистические инстинкты, вражду и нетерпимость» (Холтон Дж. Что такое «антинаука?» \\ ВФ 1992 №2 с.98)
«Наука имеет над нами власть, потому что этого хочет общество, в котором мы живем. Далеко не все концепты, даже когда они построены по всем правилам науки, пользуются влиянием исключительно благодаря своей объективной ценности. Концептам недостаточно быть истинными, чтобы пользоваться доверием. Если они не находятся в согласии с другими верованиями, мнениями, словом, с совокупностью коллективных представлений, они будут отвергнуты; умы для них будут закрыты; следовательно, будет так, как если бы их не было. Если сегодня, в общем, им достаточно нести на себе печать науки, чтобы пользоваться доверием, значит, мы верим в науку. Но эта вера, по существу, сродни религиозной. Ценность, придаваемая нами науке, в общем и в целом зависит от коллективно вырабатываемого нами представления о ее природе и роли в жизни. Это значит, что она выражает состояние мнения. В самом деле, как и все в общественной жизни, наука держится на мнении. Конечно, мнение можно рассматривать в качестве объекта науки, к этому в основном и сводится социология, Но наука о мнении не создает мнения, она может лишь его прояснить, позволить ему лучше познать самого себя. На этом пути она действительно может быть причиной его изменения, но наука продолжает зависеть от мнения и в то же время, когда она, как кажется, повелевает им, - и то мнение снабжает ее волей, необходимостью для воздействия на мнение» (Durkheim E. Les Elementairess de la Vie Religieuse . Paris 1960. Р. 625-626).
«Из того, что идеи времени, пространства, рода, причины, личности сформулированы с помощью социальных элементов, не нужно, следовательно заключать, что они лишены любой объективной ценности. Напротив, их социальное происхождение позволяет скорее предположить, что существуют они не без оснований, лежащих в самой природе вещей» (Durkheim E. Les Elementairess de la Vie Religieuse . Paris 1960. Р.26).
Богданов А.А.: «… дикарь, живя в общине, организованной на властном руководстве и пассивном подчинении, мыслит, т.е. организует в своем сознании, весь мир по этому способу – властный «бог» и подчинные ему люди и вещи; а также и человека и другие предметы, он мысленно организует из властной, руководящей «души» и пассивного «тела» (Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Книга 1. М., 1989 с.102)
СТЕПИН В.С.
Из специалистов по философии науки резко выделяется В.С. Степин. Его последняя работа «Теоретическое знание» (2000) является итогом его научной деятельности.
«Теоретический способ исследования и соответственно переход от преднауки к науке в собственном смысле слова вначале осуществился в математике, потом в естествознании и наконец в технических и социально-гуманитарных науках. Каждый из этих этапов развития науки имел свои социально-культурные предпосылки. Становление математики как теоретической науки было связано с культурой античного полиса, утверждавшимися в ней ценностями публичной дискуссии, идеалами обоснования и доказательности, отличающими знание от мнения»(Теор.знание с.704)
«Основания науки выступают системообразующим фактором научной дисциплины. Они включают: 1) специальную научную картину мира (дисциплинарную онтологию), которая вводит обобщенный образ предмета данной науки в его главных системно-структурных характеристиках; 2) идеалы и нормы исследования (идеалы и нормы описания и объяснения, доказательности и обоснования, а также идеалы строения и организации знания), которые определяют обобщенную схему метода научного познания; 3) философские основания науки, которые обосновывают принятую картину мира, а также идеалы и нормы науки, благодаря чему вырабатываемые наукой представления о действительности и методах ее познания включаются в поток культурной трансляции» (Теор.знание с.706-707)
«Перестройка оснований науки в периоды научных революций осуществляется, с одной стороны, под давлением нового эмпирического и теоретического материала, возникающего внутри научных дисциплин, а с другой- под влиянием социокультурных факторов. Научные революции представляют собой своеобразные «точки бифуркации» в развитии знания, когда обнаруживаются различные возможные направления (сценарии) развития науки. Из них реализуются те направления (исследовательские программы), которые не только дают позитивный эмпирический и теоретический сдвиг проблем (И. Лакатос), но и вписываются в культуру эпохи, согласуются с возможными модификациями смысла ее мировоззренческих универсалий» (с.712) В периоды глобальных научных революций происходит изменение типа научной рациональности. Степин выделяет три типа этой научной рациональности: классическую науку, неклассическую науку, постнеклассическую науку. Классическая наука базируется на принципе объективности. Неклассическая наука на принципе учета роли субъекта в познании (квантово-релятивистская физика), постнеклассическая наука современности базируется на учете ценностно-целевой сути научной деятельности. Каждый тип научной рациональности вводит новые нормы познания, создает свои категориальные сетку своих философских оснований, создает свою картину мира.
2 УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ НАУКИ
1. СТИЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
Одними из первых, который выдвинул понятие стиля мышления, был Карл Манхейм(1893-1947). Он, взяв понятие «стиля» из искусства, писал следующее: «Я выдвигаю тезис, что человеческая мысль также развивается «стилями» и что различные школы мышления можно различать благодаря различным способам использования отдельных образцов и категорий мышления»(К.Манхейм Диагноз нашего времени. М.,1994 с.573). Он предлагал рассматривать историю мысли не как обычную историю идей, «а через анализ различных стилей мышления, их рождения и развития, слияния и упадка»( с.572). Основой такого анализа К. Манхейм видит «общественный фон», судьба тех общественных групп, которые являются «носителями» этих стилей мышления. Хотя он отмечает, что отношения между «стилями мышления» и его носителями – общественными классами и группами сложны. Но главным показателем «связи между существованием и судьбой общественных групп, с одной стороны, и определенными стилями мышления – с другой, служит то обстоятельство, что неожиданный крах определенного стиля мышления, как правило, совпадает с неожиданным крахом группы – носителя этого стиля, так же как слияние двух стилей мышления соответствует слиянию групп»(с.575). В нашей стране концепция «стиля мышления» сформировалась на основе исследования закономерностей становления и развития научного знания. Микешина так определяет понятие стиля научного мышления: «..стиль научного мышления есть исторически сложившаяся, устойчивая система общепринятых принципов, которыми руководствуются исследователи в данную эпоху. Он проявляется и фиксируется в языке науки, главным образом в её категориальном аппарате. В качестве устойчивых методологических нормативов выступают требования к описанию, объяснению и предсказанию как в процессе научного творчества, так и в конечных результатах познания» (Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного знания. Л.,1977 с.63) Но более четко выразил суть понятия стиля мышления, на мой взгляд В.Н. Порус: «Стиль, или способ, мышления эпохи – это совокупность глобальных, по преимуществу имплицитных предпосылок теоретического мышления конкретной эпохи, т.е., почти незаметные для нее очки, через которые она смотрит на мир и которые не годятся для другой эпохи. Ситль мышления представляет собой сложную, иерархически упорядоченную систему неявных доминант, образцов, принципов, форм и категорий теоретического освоения мира. Эта система изменяется во времени, она подчинена определенным циклам, постоянно воспроизводит свою структуру и обусловливает специфическую реакцию на каждый включаемый в нее элемент. Иными словами, стиль мышления подобен иерархически организованному живому организму..» (порус В.Н. Стиль научного мышления в когнитивно-методологическом, социологическом и психологическомм аспектах\\ Познание в социальном контексте. М.,1994 с.83) цитату уточнить!!!!!!!!!!!
Вообще, как правильно подчеркивал, в частности, М. Вартофский: «..человеческое познание обладает собственной историей» (Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., Прогресс, 1988 с.8). Он правильно считает, что не только у знаний изменяются, но и меняется сама природа познания.
(Малиновский П.В. проблема стиля мышления. М.,1986)
МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ДОПУЩЕНИЯ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ
Наука с самого своего начала имеет основой метафизические допущения, все основные положения научных теорий сформированы на базе тех или иных философских концепций. Хотя противопоставление науки и философии, со времен О. Конта, традиционно противопоставляются. Что неверно, ибо, как писал, в частности, К. Ясперс «философия в конечном счете – это мотор, при помощи которого приводятся в движение исследования отдельных наук. Правильное должно быть важным, для того чтобы его икали. Важность может происходить из конечных целей, технических мотивов, практических потребностей. Сверх того существует важность, которая сама не может более строго и обязательно доказываться, но которая следует из отношения к целому и экзистенции – философский элемент любой подлинной науки» (Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. Спб., Наука., 2000. С.104). Т.е. научная деятельность инициируется исходя из основных, смысловых основ человеческого существования, исходя из основных человеческих интересов. В. С. Степин, отечественный лидер философии науки пишет: «Теоретическое знание возникает как результат исторического развития культуры и цивилизации. Его первичные образцы были представлены философскими знаниями, которые являлись единственной формой теоретического на этапе преднауки. Переход от преднауки к науке привел к возникновению научного теоретического знания, которое в дальнейшем развитии культуры становится репрезентантом теоретического» (Степин В.С. Теоретическое знание. с.703). Все научные понятия формируются на базе тех или иных философских концепций. И не только, в формировании научных понятий участвуют, кроме философии, другие формы менталитета- религия, искусство и обыденное мировоззрение. Научное творчество идет в русле современных ему философских концепций, социально-экономических представлений. Гастон Башляр пишет: «.. почти каждая фаза в развитии науки протекает под воздействием метафизических, т.е. непроверяемых идей. Эти идеи не только определяют, какие объяснительные программы мы выбираем в нашем исследовании, но и какого рода ответы считаем соответствующими удовлетворительными или возможно развивающими и улучшающими прежние ответы» (Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987 с.115).
Как подчеркивает Сьюзен Лангер (1895-1985), одна из ведущих американских философов в своей знаменитой книге «Философия в новом ключе» (1942): «Пределы мышления устанавливаются не столько снаружи, то есть в зависимости от обилия и скудности опыта, с которым сталкивается ум, сколько изнутри, то есть обусловленное мощью концепции, богатством формулирующих понятий, с которыми ум встречает опыт. Новейшие открытия – это неожиданно увиденные вещи, которые всегда были в мире. Новая идея – это как бы падающий на них свет. Мы направляем свет туда, сюда, всюду – и границы мысли отступают перед ним» (Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000 с..13)
Г. Тард подмечал: «В начале каждой науки, как и каждой литературы аллегория играла громадную роль. В математике, например, мы имеем аллегорические мечтания Пифагора и Платона ранее солидных обобщений Архимеда» (Тард Г. Социальные законы. Личное творчество среди законов природы и общества. Спб., 1906 с.40-41)
2. ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
Как пишет Ф.Энгельс: «Теоретическое мышление каждой эпохи, а значит и нашей эпохи, это – исторический продукт, принимающий в различные времена очень различные формы и вместе с тем очень различное содержание» (т.20, с.366) Или как пишет представитель французского структурализма Н. Мулуд: «Понятие науки связано со временем самими условиями своего построения и проверки в рамках развивающихся логико-технических систем, а также и тем, как оно участвует в процессах становления praxsis’a и культуры и содействует им» (Н.Мулуд Современный структурализм. М., Прогресс, М., 1973 с.269) Как пишет Э.Блох в своих «Тюбингенском введении в философию»: «Критерий реально-научного познания звучит так: «Независимость от переживающего и понимающего субъекта». Независимость от переживающего субъекта должна гарантировать количественно-достоверный метод мышления в естественных науках, а независимость от понимающего субъекта – метод мышления в науках об истории о духе, свободных от оценки»(с.79)
Как утверждает Д.Блур, что «.. идеи знания покоятся на социальных образах, что логическая необходимость является формой морального обязательства, а объективность представляет собой социальный феномен» (цит. Касавин И.Т. Познание в мире традиций М.,1990 , с.80) Как говорит Жан Пиаже: «Интеллект – это определенная форма равновесия, к которой тяготеют все структуры, образующиеся на базе восприятия, навыка и элементарных сенсорно-моторных механизмов»(Пиаже Ж. Избранные психологические труды М.,1994 с.59) И он продолжает далее: «Гибкое и одновременно устойчивое структурное равновесие поведения – вот что такое интеллект, являющийся по своему существу системой наиболее жизненных и активных операций. Будучи самой совершенной из психических адаптаций, интеллект служит, так сказать, наиболее необходимым и эффективным орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром» (с.60) Каждая сфера деятельности использует, как было видно из предыдущего изложения определенные устойчивые «эйдосы», которые формируют ту или иную сферу деятельности, создают возможность коммуникации в данной сфере и трансляции в истории. Эти «эйдосы» исторически обусловлены. Как правильно подчеркивает В.С. Стёпин: «Отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности. Их можно разделить на три основные группы: 1) идеалы и нормы объяснения и описания; 2) идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний; 3) идеалы строения (организации) знаний.»(Ид.и норм. С.18-19)
ЭТАЛОНЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИИ
Математика как эталон научной теории
Идеал научности заложенный еще в античности состоит в всеобщности и аподиктичности, которая противопоставлялась чувственному изменчивому бытию. Это требует установления точных соотношений между теми или иными явлениями, согласованности положений внутри теории. В новоевропейское время сложился «картезианский идеал научности», который предполагает, что предметом науки являются общие закономерности, которые общезначимы и допускают математическое выражение; сама изучаемая природа стабильна и соответствует определенным закономерностям, в социальном плане она нейтральна. Именно этим требованиям в наибольшей мере отвечает математика. Это прельщало многих. Как известно Спиноза стремился применить математический метод доказательства и обоснования к философии, ему вторил Х. Вольф. Гоббс стремился применить этот метод к теории морали, Тюрго - к истории. Как утверждал уже в начале XX века наш русский философ и психолог Блонский: Многие стремились применить методы механики, которая являлась наиболее «математизированной» сферой знания к антропологии, химии, биологии.
Критерии научности.
Как пишет В.В. Ильин: «Критерии научности – это правила оценки продуктов познания на их соответствие стандартам науки; они позволяют субординировать продукты познания с позиций близости (отдаленности) их от науки; это фундаментальные теоретико- методологические принципы, нормы, ценности, идеалы, эталоны, обуславливающие определенность оснований, по которым пробное знание (корпус идей: гипотезы, концепции, теории, допущения, факты) и деятельность (корпус актов: мышления, теоретизация, концептуализация, экспериментирование) рассматриваются как научные и зачисляются в разряд науки» (Ильин В.В. Критерии научности знания. М.,1989 с.23). Ильин подразделяет критерии научности на три множества- это группа универсальных критериев, которые отделяют науку от ненауки; вторая группа – исторически преходящие критерии научности; третья группа – узкоспециальные критерии той или иной области научного знания.
К критериям научности относятся прежде всего логическая согласованность её положений и эмпирическая обоснованность. Известна проблема демаркации, которую, в частности исследовал К. поппер. 1.Логическое
Логическая согласованность положений требует прежде всего чтобы положения науки непротиворечили друг другу. Как правильно подчеркивает Э. Гуссерль в своих «Картезианских размышлениях»: «Поскольку науки стремяться к высказываниям, полностью и с очевидной адекватностью выражающим усмотренное допредикативно, понятно, что следует позаботиться и об этой стороне научной очевидности. Учитывая подвижность, многозначность и – в отношении полноты выражения – чрезмерную нетребовательность обыденного языка, необходимо даже там, где используются выразительные средства, заново провести обоснование из значений при изначальной ориентации на научные усмотрения и закрепить за ними эти значения» (Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления.. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000 с.339)
ЭКСПЕРИМЕНТ
Основой научной деятельности является экспериментальная деятельность. Всякая теория формируется на базе проведенного или возможного эксперимента, теория всегда находится под контролем эксперимента. Вот какое определение эксперимента дает А.В. Ахутин: «эксперимент есть преобразование чувственно - данного предмета с целью его объективного (теоретического) понимания и воплощение в наблюдаемых процессах теоретического конструкта с целью его предметной проверки (ясно, что сама проверка обеспечивается более или менее сложной системой интерпретации)» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) Наука. М.: 1976 с.10) Хотя экспериментальная деятельность имеет видимость независимой от теории формы научной деятельности, эксперимент без развитой теоретической конструкции невозможен, ибо только теория способна сформулировать исходный данные и условия проведения эксперимента.
«Многообразие экспериментальной деятельности какой-либо эпохи в истории науки при всей видимой пестроте составляет тем не менее некое единство. Сколь бы случайным и произвольным ни выглядел отдельно взятый эксперимент, он, если только планируется ученым, стоящим на уровне научной культуры своей эпохи, всегда уже связан с множеством других проделанных и проектируемых экспериментов, всегда построен в рамках определенной господствующей теории (пусть даже и для ее радикальной проверки) и в конечном счете составляет деталь в одном большом эксперименте в системе определенной «научно-исследовательской программы» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. (от античности до XVII в). Наука. М.: 1976 с.7-8)
«Античный эквивалент экспериментирования ближе всего стоит к выбирающей, прикидывающей, сообразующей и оформляющей деятельности художника» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.). Наука. М., 1976 с.36)
Эмпирическое
Основоположником новоевропейского эмпиризма считается Ф. Бэкон. Вот что он писал: «никоим образом не может быть, чтобы аксиомы, установленные рассуждением, имели силу для открытия новых дел, ибо тонкость природы во много раз превосходит тонкость рассуждений» (Бэкон Ф. соч. в 2х т. т.2 М.,1972 с.16) Но слабость эмпиризма видна уже у самого Бэкона, который в своих «эмпирических» опытах давал фантастические интерпретации своих экспериментов.
3. Слабые формы критерия научности
К этим критериям научности относятся простота, красота, эвристичность и т.д.
I.СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ 1. ЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕОРИИ
К. Поппер правильно пишет: «Наука не покоится на твердом фундаменте фактов. Жесткая структура ее теорий поднимается, так сказать, над болотом. Она подобна зданию, воздвигнутому на сваях. Эти сваи забиваются в болото, но не достигают никакого естественного или «данного» основания. Если же мы перестали забивать сваи дальше, то вовсе не потому, что достигли твердой почвы. Мы останавливаемся просто тогда, когда убеждаемся, что сваи достаточно прочны и способны, по крайней мере некоторое время, выдерживать тяжесть нашей структуры» (Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М.,1983 с.148) Но наука не представляет из себя стройной теории. Как правильно подчеркивает В.И. Вернадский: «Научное построение, как общее правило, реально существующее, не есть логически стройная, во всех основах своих сознательно определяемая разумом система знания. Она полна непрерывных изменений, исправлений и противоречий, подвижна чрезвычайно, как жизнь, сложна в своем содержании, [она] и есть динамическое неустойчивое равновесие… Система науки, взятая в целом, всегда с логически-критической точки зрения несовершенна. Лишь часть её, правда все увеличивающаяся, непререкаема (логика, математика, научный аппарат фактов). науки, реально существующие, исторически проявляющиеся в истории человечества и в биосфере, всегда охвачены бесчисленными, часто для современников неотделимыми, чуждыми им и ими в историческом процессе перерабатываемыми, философскими, религиозными, социальными и техническими обобщениями и достижениями, переработка которых по существу является главным содержанием развития истории науки» (Вернадский Научная мысль как планетное явление. М. Наука, 191 с.47-48) Далее, как правильно пишет В.В. Ильин: «Наука включает: теории, содержащие противоречия (теория множеств Кантора); недоказанные теоремы (Великая теорема Ферма); неразрешенные проблемы (проблема Гольдбаха, Картанова проблема); гипотетические объекты с неясным познавательным ствтусом (фридмены, партоны, тахионы, планкеоны); парадоксы (парадокс Гиббса, парадокс Эйнштейна-Подольского_Розена); противоречивые объекты («отрицательные вероятности»); неразрешимые положения (континуум-гипотеза)..»(Ильин В.В. Критерии научного знания. М.: «Высшая школа», 1989 с.94). наука вообще представляет из себя «иррациональное» предприятие, состоящее из конкурирующих теорий, полей «фальсификации базовых теорий.
В этом отношении примечательны аргументы П.Д. Юшкевича на утверждения Чернышевского.
1.Система доказуемых положений
Еще в 30-е годы австрийский математик и логик К. Гёдель убедительно показал, что логически доказуемые положения, когерентные друг с другом, не исчерпывают множество истинных положений.
2.Гипотетико-дедуктивная модель теории
Приоритет введения такого рода модели принадлежит Галилею.
Теория может предложить ряд логически непротиворечивых конструкций, внутри которой положения когерентны и непротиворечивы. Но реально научная теория не может быть построена на основе логически непротиворечивых конструкций. Тем более, чтобы определить истинность той или иной теории требуется обращение к внешнему миру, к эксперименту. Система связи теоретической конструкции с реальностью – одна из самых болезненных проблем науки. Со всей резкостью, как известно, она была поставлена еще Парменидом и, в особенности, Зеноном. Основатель европейского эмпиризма Ф.Бэкон искал способ этой связи путем индуктивного метода, который потом в подробности был разработан Дж. С. Миллем. Бэкон писал следующее: «Никоим образом не может быть, чтобы аксиомы, установленные рассуждением, имели силу для открытия новых дел, ибо тонкость природы во много раз превосходит тонкость рассуждений» (Бэкон Ф. Соч. в 2х т. т.2 М.,1978 с.15) Но ни одна теория не может быть обоснована лишь посредством индукции. Это видно на примере самого Бэкона, который в своих экспериментах приходил к фантастическим с точки зрения даже современной ему науки выводам.
Как утверждают В. Ильин и А. Калинкин: «Гипотетико-дедуктивная теория представляет собой дедуктивно оформленное множество предложений, состоящее из синтаксиса и интерпретации. В отличие от логико-математических (формальных) систем естественнонаучные гипотетико-дедуктивные теории всегда интерпретированы, что означает обязательную переводимость (проецируемость) их синтаксиса на заданный фундамент реальности (онтологию), относительно которого выполняются описательные, объяснительные и предсказательные функции теории» (Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. Гносеологический анализ. М.: Высшая школа. !985 с.59)
Современная форма эмпиризма представлена была в концепциях неопозитивистов.
Эту концепцию подверг критике У. Куайн, который в своей знаменитой статье «Две догмы эмпиризма» подверг критике неопозитивистов.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СХЕМА
Кант Теория состоит не только из понятий, она состоит из теоретических идеальных объектов, на базе которых формируется теоретический мир и которые формируются путем абстрагирования существенных для теории свойств реальных объектов. Как подчеркивает В.С. Степин: «.. в основании сложившейся теории всегда можно обнаружить взаимосогласованную сеть абстрактных объектов, определяющую специфику данной теории» (В.С. Степин Становление научной теории. Минск, 1976 с.30). Эту сеть объектов он называет фундаментальной теоретической схемой. По Степину, в частности, содержательная «структура научных теорий определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). Высказывания теоретического языка непосредственно формулируются относительно теоретических конструктов и лишь опосредованно, благодаря их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту реальность. В сети абстрактных объектов (конструктов) научной теории можно выделить особые подсистемы, построенные из небольшого набора базисных конструктов. В своих связях они образуют теоретические модели исследуемой реальности. Эти модели включаются в состав теории и образуют ее «внутренний скелет». Относительно них формулируются теоретические законы. Такого рода модели, составляющие ядро теории, можно назвать теоретическими схемами»(Теоретическое знание с.707)
В.С. Степин разделяет идеальные объекты на два типа: эмпирические и теоретические. По Степину: «Эмпирические объекты представляют собой абстракции, фиксирующие признаки реальных предметов опыта. Они являются определенными схематизациями фрагментов реального мира. Любой признак, «носителем» которого является эмпирический объект, может быть найден у соответствующих ему реальных предметов… Эмпирические объекты составляют смысл таких терминов эмпирического языка, как «Земля», «провод с током», «расстояние между Землей и Луной» и т.д. Теоретические объекты, в отличие от эмпирических, являются идеализациями, «логическими реконструкциями действительности». Они могут быть наделены не только признаками, которым соответствуют свойства и отношения реальных объектов, но и признаками, которыми не обладает ни один такой объект. Теоретические объекты образу
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (910)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |