Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Техническое регулирование



2015-11-11 876 Обсуждений (0)
Техническое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок




Основными элементами технического регулирования являются:

—технические регламенты;

—национальные стандарты;

—своды правил;

— процедуры оценки соответствия (подтверждение соответ­
ствия, аккредитация, контроль и надзор, лицензирование).

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

— единые правила установления требований к продукции или
к связанным с ними процессам проектирования (включая изыска­
ния), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуата-


иии, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг;

—соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики;

—независимость органов по аккредитации, органов по серти­фикации от изготовителей и приобретателей;

—единые правила и методы исследований (испытаний) и из­мерений при проведении процедур обязательной оценки соответ­ствия;

—недопустимость совмещения полномочий органа государ­ственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

—недопустимость внебюджетного финансирования государ­ственного контроля (надзора) за соблюдением требований техни­ческих регламентов.

Целями технического регулирования являются:

—поддержание производственного потенциала государства;

—соответствие качества продукции техническим требованиям на всех стадиях жизненного цикла;

—создание конкурентоспособной продукции по отношению к зарубежным аналогам;

—снижение затрат на создание, производство, эксплуатацию и утилизацию продукции.

Задачами технического регулирования являются:

—обеспечение соответствия продукции техническим требова­ниям;

—осуществление сертификационной деятельности;

—внедрение прогрессивных методов ценообразования;

— заключение государственных контрактов с предприятиями.
Достижение целей и решение задач технического регулирова­
ния осуществляется путем реализации его функций:

лицензирование',

сертификация систем менеджмента качества и продукции;

организация конкурсов (организационно-правовые требова­ния; требования к технологической состоятельности; требования к экономической устойчивости: требования к мобилизационной готовности);


заключение контрактов (обязател ы шя процедура подтверж дения качества продукции, исполнителя заказа, условия предъ, явления санкций со стороны заказчика на поставку недоброкаче ственной продукции);

руководство сертификационной деятельностью (систем сертификации в соответствии с положением о сертификационно деятельности);

проведение испытаний и проверка готовой продукции (сет:испытательных лабораторий и органов сертификации продукции)

формирование единого информационного обеспечения (системуправления базами данных, ведение информационного обеспече­ния по лицензированию предприятий, конкурсам, разработчикам) и производителям продукции).

Структура системы технического регулирования Российской^ Федерации представлена на рис. 1.

Рис. 1. Графическая модель системы технического регулирования Российской Федерации


Технические регламенты

Первые технические регламенты, принятые в России:

1. Постановление Правительства РФ от 12.10.05 № 609 "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обрйшение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ ".

2. Постановление Правительства РФ от 27.02.08 № 118 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизель­ному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и то­почному мазуту"'.

 

3. ФЗ от 12 июня 2008 г. № 88 " Технический регламент на моло­ко и молочную продукцию".

4. ФЗ от 24 июня 2008 г. № 90 " Технический регламент на мас-ложировую продукцию".

5. ФЗ от 22 июня 2008 г. № 123 " Технический регламент о тре­бованиях пожарной безопасности".

6. ФЗ от 27 октября 2008 г. № 178 " Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей".

7. ФЗ от 22 декабря 2008 г. № 268 " Технический регламент на табачную продукцию".

Технические регламенты принимаются в целях:

—защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального иму­щества;

—охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

—предупреждения действий, вводящих в заблуждение приоб­ретателей (обмана на рынке).

Принятие технических регламентов в иных целях не допу­скается.

Основные признаки регламента:

1- Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции являются исчерпывающими, имеют пря­мое действие на всей территории РФ и могут быть изменены толь­ко путем внесения изменений и дополнений в технический регла-


 




мент. Если эти требования не включены в технический регламент.' то они не могут носить обязательный характер.

2. Технические регламенты обязательны для исполнения фе­деральными органами исполнительной власти и субъектами хозяй­ственной деятельности. Из-за своего обязательного характера; технические регламенты обладают потенциальной возможностью создавать серьезные барьеры в бизнесе и торговле, поэтому техни­ческие регламенты устанавливают только минимально необходи­мые требования к продукции (обеспечение приемлемого уровня безопасности продукции для населения и окружающей среды).

3. Технические регламенты базируются на международных

и национальных стандартах.

Международные стандарты должны, а национальные стандар­ты могут использоваться полностью или частично в качестве осно­вы для разработки технических регламентов.

4. Разработчиком технического регламента может быть юри­
дическое или физическое лицо.

Процедура разработки технических регламентов регламента рована. Она включает ряд обязательных условий:

1. Разработчик должен сам найти "субъект права законодатель-; ной инициативы" и через него представить проект технического регламента в Госдуму или быть готовым пройти все необходимые процедуры разработки и утверждения постановления Правитель­ства.

2. При разработке технических регламентов должна быть обе спечена максимальная гласность, а также возможность участ в его разработке всех заинтересованных сторон.

3. Разработчик обязан опубликовать в печатном издании по
техническому регулированию (в журнале "Вестник технического
регулирования" или "Стандарты и качество") и в информационной
системе общего пользования в электронно-цифровой форме:

—уведомление о разработке проекта технического регламента;

—уведомление о завершении публичного обсуждения про­екта;

—проект федерального закона о техническом регламенте, при­нятый Госдумой в первом чтении;


— заключение экспертной комиссии по техническому регули­
рованию.

4. Технический регламент, принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступав! в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

•» Требования к структуре и содержанию технического регламен­та установлены в документах Р 50.601.47-2004 "Рекомендации по структуре, содержанию и изложению требований ТР"и "Соглаше­ния по техническим барьерам в торговле" ВТО.

В странах Европы техническое регулирование осуществляется при помощи директив ЕС, которые вводятся через национальные законодательные акты, чем обеспечивается единство требований. Директивы устанавливают в общем виде только существенные требования к продукции и дают производителю свободу выбора, каким образом выполнить установленные требования и оценить соответствие продукции этим требованиям.

Структура технического регламента:

—объекты технического регулирования;

—терминология;

—общие положения для размещения на рынке;

—требования безопасности (безопасность излучений; био­логическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопас­ность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопас­ность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измере­ний; другие виды безопасности);

—положение о свободном перемещении;

—подтверждение соответствия;

—оценка соответствия;

—управление перечнем стандартов;

—контроль и надзор на рынке;

—назначение федерального органа, ответственного за реали­зацию технического регламента;

—переходный период.


 




Таможенный союз

Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казах­стан в соответствии с Договором от 06.10.2007 составляют "Тамо­женный союз". Его формирование предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и ком­пенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Руководством трех стран было принято решение о передаче права на принятие технических регламентов таможенного союза Комиссии Таможенного союза. Она так же выполняет роль коорди­натора действий стран-участниц союза в области технического урегулирования.

Комиссией таможенного союза принято решение о том, что на­циональные технические регламенты государств — участников тамо­женного союза перестают действовать с момента вступления в силу перекрывающих их технических регламентов таможенного союза.

Публикацию и распространение изданий в области техниче ского регулирования Таможенного союза и Единого экономиче­ского пространства в соответствии с решением Комиссии тамо­женного союза осуществляет Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации.

Система стандартизации в Российской Федерации

Федеральным законом "О техническом регулировании" введен^ система стандартизации в Российской Федерации. Определены цели, принципы, документы в области стандартизации, структура системы, порядок разработки и утверждения национальных стан­дартов и стандартов организации. Общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Рос­сийской Федерации определены национальным стандартом ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения", введенным в действие с 01.07.2005.


Система стандартизации в Российской Федерации разработа­на для применения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами.

Система стандартизации в Российской Федерации — комплекс взаимосвязанных правил и положений, определяющих:

цели и задачи стандартизации;

структуру органов и служб стандартизации;

права и обязанности органов и служб стандартизации;

организацию и методику проведения работ по стандартизации;

порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации;

порядок контроля соблюдения стандартов.

Система стандартизации определяет организационные, мето­дические и практические основы стандартизации во всех звеньях экономики.

Главная цельсистемы стандартизации — с помощью стандартов, устанавливающих показатели, нормы и требования, соответствую­щие передовому уровню отечественной и зарубежной науки, тех­ники и производства, содействовать развитию экономики страны.

Главная цель разделяется на подцели:

—улучшение качества работы и качества продукции;

—оптимизация уровня качества;

—обеспечение условий для развития специализации в области проектирования и производства продукции, снижения ее трудоем­кости, металлоемкости и улучшения других показателей;

—обеспечение условия для развития экспорта товаров высоко­го качества, отвечающих требованиям мирового рынка;

—рациональное использование производственных фондов и экономия материальных и трудовых ресурсов;

—развитие международного экономического и технического сотрудничества;

—обеспечение охраны здоровья населения, безопасности тРУда работающих, охраны природы и улучшения использования пРИродных ресурсов.


 




Указанные цели достигаются через решение задач:

— установление прогрессивных систем стандартов на основе комплексных целевых программ, определяющих требования к кон­струкции изделий, технологии их производства, качеству сырья, материалов полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также создающих условия для формирования требуемого качества конеч­ной продукции на стадии ее проектирования, производства и эф­фективного использования (эксплуатации);

— определение единой системы показателей качества продук­ции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходи­мого уровня надежности в зависимости от назначения изделий и условий их эксплуатации;

— установление норм, требований и методов в области про­ектирования и производства продукции с целью обеспечения ее оптимального качества и исключения нерационального многооб­разия видов, марок и типоразмеров продукции;

— развитие унификации промышленной продукции и агрега­тирования машин как важнейшего условия специализации, повы­шения экономичности производства, производительности труда, уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ре­монта изделий;

— обеспечение единства и достоверности измерений в стране и совершенствование государственных эталонов, единиц физиче-^ ских величин, а также методов и средств измерений требуемой| точности;

 

—установление единых систем документации, в том числе унифицированных систем документации, используемых в автома­тизированных системах управления, установление систем класси-j фикации и кодирования технико-экономической информации,! форм и систем организации производства и технических средств; организации и управления производством;

—установление единых терминов и обозначений в важнейших областях науки и техники, а также в отраслях экономики страны.

Основные термины и определения в области стандартизации установлены международным Комитетом ИСО по изучению на-j учных принципов стандартизации. Эти определения принять


многими странами, в том числе и Россией. Содержание основных определений приведено в разделе "Словарь терминов".

Трудно представить область человеческой деятельности, где бы не находили широкого применения стандарты.

"Стандартизация — главный регулятор требований к безопас­ности продукции,средство обеспечения взаимозаменяемости и со­вместимости технических средств, сопоставимости испытаний и измерений. Она способствует повышению конкурентоспособ­ности продукции и росту эффективности производства.

США, Япония, ЕС и другие страны настойчиво и успешно продвигают с помощью стандартизации свои технологии, конструк­тивные решения, свой опыт в другие страны, в основном через участие в разработке стандартов ИСО, МЭК и МСЭ.

Без стандартов в нашей жизни (быту, на производстве, в сфере услуг) воцарился бы хаос. Стандартизация — одно из весомых под­тверждений единства человеческой цивилизации.

Стандартизация обеспечивает установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной об­ласти на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности. Стандартизация, основанная на объединенных до­стижениях науки, техники и передового опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития промышленности.

Стандартизация является плановой деятельностью по установ­лению обязательных правил, норм и требований, выполнение которых обеспечивает экономически оптимальное качество про­дукции, повышение производительности труда и эффективности использования материальных ценностей при соблюдении требо­ваний безопасности.

Не следует полагать, что стандартизация — детище бурного развития в XX веке науки, техники, промышленности и сельского хозяйства. История стандартизации начинается с Библии — "бог создал человека по образу и подобию своему ". В древнем Египте и Гре­циипри создании культовых сооружений использовалось сравни­тельно небольшое число "стандартных" строительных деталей,


 




а в международной торговле с давних времен использовались стан дартные единицы мер длины и веса (их отсутствие было боле значительным препятствием, чем языковый барьер).

Однако с тех дальних времен должны были пройти столетия прежде чем появились настоящие стандарты. Это случилось во второй половине XIX века. Одним из первых важность стандарти­зации оценил Генри Форд и тем самым решил проблему взаимоза­меняемости в автомобилестроении.

Российская стандартизация имеет глубокие исторические корни. В 996 г. киевский князь Владимир повелел соблюдать единые меры веса и длины. В середине XVI века царь Иван Грозный своим указом установил фиксированные размеры пушечных ядер и ввел кружала (калибры) для проверки этих размеров. В начале XVIII века царь Петр I издал ряд указов по упорядочению типов и калибров пушек, ружей, пистолетов, типов кораблей для Азовского похода. Он ввел единую терминологию в морское дело и выборочные ис­пытания на надежность. Одним из наиболее ярких исторических документов, отражающих целенаправленное отношение к стандар­тизации и обеспечению качества на отечественных предприятиях, является Указ Петри 1 от 11 января 1723 года "О качестве".

Разумеется, Петр 1 и его сподвижники занимались стандарти­зацией неосознанно, да и самого понятия "стандартизация" в то! время не существовало. В России первые настоящие стандарты появились во второй половине XIX века, когда началась стандар-; тизация резьбы, профилей металлопроката, кирпичей, вооружения.]

К основным вехам становления российской стандартизации относятся:

—в 1893 г. по инициативе Д. И. Менделеева была учреждена главная палата мер и весов;

—в 1902 г. открыты поверочные палатки в Казани, Саратове, Екатеринбурге;

—с 1913 г. Россия участвует в деятельности МЭК;

—в 1918 г. Советом Народных Комиссаров подписан -v > "О введении международной метрической системы мер и весив ;

—в 1925 г. учрежден Всесоюзный комитет стандартов (прооб­раз Госстандарта);


— в 1926 г. принят первый общесоюзный стандарт ОСТ 1 "Пше-
нииа. Селекционные сорта зерна. Номенклатура".

Необходимо отметить последовательное стремление россий­ских ученых к международному сотрудничеству в области стандар­тизации. В 1926 г. Комитет стандартов при Совнаркоме Союза ССР вошел в состав образованной международной федерации нацио­нальных ассоциаций по стандартизации.

В 1928 г. СССР участвовал в международной конференции по стандартам в Праге, на которой были признаны успехи стандарти­зации в нашей стране.

В октябре 1946 г. СССР становится одной из стран — учреди­телей ИСО.

Переход экономики нашей страны на рыночные отношения потребовал привести государственную систему стандартизации в соответствие с требованиями рынка, т. е. преобразовать стандар­тизацию из директивно обязательной в добровольную.

Первым шагом на этом пути стало принятия законов РФ "О стандартизации" в июне 1993 г., а затем закона РФ "О техническом регулировании" в декабре 2002 г.

С вступлением в силу закона РФ "О техническом регулирова­нии" начался новый этап развития стандартизации в России, ко­торый характеризуется следующими принципами:

—добровольное применение стандартов;

—максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

—применение международного стандарта как основы разработ­ки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным из-за климатических, геогра­фических, технических или технологических особенностей РФ;

—недопустимость создания препятствий производству и об­ращению продукции в большей степени, чем это минимально не­обходимо для выполнения указанных выше целей;

—недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

—обеспечение условий для единообразного применения стан­дартов.


 




Данным законом введены следующие изменения:

—статус стандартов изменен с государственных на национальные-

—наименование Госстандарт России заменено на националь ный орган по стандартизации, функции которого исполняет Ро стехрегулирование (с 1.09.2010 — Росстандарт);

—процедура принятие национальных стандартов заменена на утверждение;

—слово "эмблема" заменено на "логотип".

В соответствии с ГОСТ Р 1.0-2004 стандартизация осущест­вляется в целях:

—повышения уровня безопасности:

—жизни и здоровья граждан;

—имущества физических и юридических лиц;

—государственного и муниципального имущества;

—в области экологии;

—жизни и здоровья животных и растений;

—объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера.

Стандартизация служит для обеспечения:

—конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

—научно-технического прогресса;

—рационального использования ресурсов;

—совместимости и взаимозаменяемости технических средст (машин и оборудования, их составных частей);

—информационной совместимости;

 

— сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;

— сравнительного анализа характеристик продукции;

— государственных заказов, внедрения инноваций;

— подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

— решений арбитражных споров;

— судебных решений;

— выполнения поставок.
Стандартизация служит для создания:

— систем классификации и кодирования технико-экономи­
ческой и социальной информации;


_ систем каталогизации продукции;

—систем обеспечения качества продукции;

—систем поиска и передачи данных;

—доказательной базы и условий выполнения требований тех­нических регламентов.

s— содействия проведению работ по унификации. В соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004 основные документы в об­ласти стандартизации:

—национальные стандарты;

—национальные военные стандарты;

—межгосударственные стандарты, введенные в действие в Рос­сийской Федерации;

—правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

—общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке;

—стандарты организаций.

В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых требований разрабатываются стан­дарты следующих видов:

—стандарты на продукцию;

—стандарты на процессы (работы) производства, эксплуата­ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

—стандарты на услуги;

—стандарты основополагающие (организационно-методи­ческие и общетехнические);

—стандарты на термины и определения;

—стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Разработчиком национального стандарта может быть любое

ЛЩо. При проведении работ по стандартизации для обеспечения

Доступности информации о разработке стандартов заинтересован-

гьтмлицам предусмотрено использование трех видов уведомлений:

—о разработке национального стандарта;

—о завершении публичного обсуждения проекта стандарта;

—об утверждении национального стандарта.


 




Данные уведомления публикует Росстандарт в информацион- 1 ном указателе стандартов "Национальные стандарты".

Государство финансирует из федерального бюджета разработ­ку только тех национальных стандартов, которые включены в про­грамму разработки национальных стандартов.

Постановлением правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 962 Росстандарту поручено опубликование текстов национальных стандартов на официальном сайте Ростехрегулирования в сети Интернет и обеспечение свободного доступа к ним.

Национальный стандарт применяют на добровольной основе. ] Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, до-говорах, контрактах. Обязательность соблюдения требований на­циональных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г., сохраняется] до принятия соответствующих технических регламентов в части:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических
или юридических лиц, государственного или муниципального

имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животнь"

и растений.

Международные стандарты отражают передовой опыт эконо­мически развитых стран мира, результаты научных исследований,! требования широкого круга потреби гелей и государственных органов] и представляют собой правила, обшис принципы или характеристи­ки для большинства стран, поэтому применение международных, (региональных) стандартов при разработке национальных стандарт, тов в соответствии с ГОСТ Р 1.0—2004 является одним из важных1 условий выхода отечественной продукции на мировой рынок.

Преимущественное использование международных стандартов! как составной части (основы) национальных стандартов может иметь место, за исключением случаев, когда такое применение3 признано невозможным вследствие несоответствия требований; международных стандартов: климатическим и географическим особенностям, техническим или технологическим особенностям,! целям развития и безопасности Российской Федерации.


Порядок разработки стандартов организации регламентирован ГОСТ Р 1.4—2004. Стандарты организации могут разрабатывать­ся на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключен­ными договорами (контрактами).

Объектами стандартизации внутри организации могут быть:

—составные части (детали и сборочные единицы) разрабаты­ваемой или изготавливаемой продукции;

—процессы организации и управления производством;

—процессы менеджмента;

—технологическая оснастка и инструмент;

—технологические процессы, технологические нормы и тре­бования;

—методы и методики проектирования, проведения испытаний,

измерений и анализа;

—услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и со­циальные;

—номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий,

применяемых в организации;

— процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла
продукции и др.

В последние годы стандарты организаций стали фундаментом системы менеджмента качеством организации. Они охватывают все сферы деятельности предприятия и позволяют доводить тре­бования до каждого рабочего места. Стандарты организации влия­ют на развитие унификации технологической и контрольной оснастки, нестандартного оборудования, обеспечивают более ра­циональное использование сырья, материалов, энергии и т.д.

В настоящее время в соответствии с законом РФ "О техниче­ском регулировании" установлен порядок разработки стандартов Всех категорий и видов. Он предусматривает переход отработки тДельных нормативно-технических документов на конкретную


 




продукцию к созданию в отраслях промышленности взаимосвя­занных комплексов стандартов и технических условий, охватываю­щих продукцию на всех этапах ее жизненного цикла.

Стандарт считается внедренным на предприятии (в организа­ции), если установленные им нормы, показатели и требования применяют в соответствии с областью его распространения и если выпускаемая продукция соответствует всем требованиям этого стандарта.



2015-11-11 876 Обсуждений (0)
Техническое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Техническое регулирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (876)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)