Фрагмент отчета о затратах на обеспечение качества для начальника цеха
Окончание табл. 24
Результаты проведенного анализа затрат позволили предпринять начальнику цеха конкретные действия по улучшению сложившейся ситуации. По окончанию 6-го периода начальник цеха организовал проведение предупредительных мероприятий на производственном участке "Y", которые привели к существенному снижению внутренних затрат на устранение дефектов к моменту окончания 7-го периода. Аналогичные мероприятия, проведенные на производственном участке "Z", привели к снижению внешних затрат на устранение дефектов, но в меньшей степени, чем на производственном участке "Y", но по окончанию 8-го периода данные затраты существенно снизились. Необходимо отметить гот факт, что для принятия решения о проведении предупредительных мероприятий в условиях данного примера информации о затратах на обеспечение качества не достаточно. В данном случае возникает ряд вопросов: — с чего необходимо начинать? — в чем причина происходящего? т. д. Следовательно, начальник цеха нуждается в более детальном исследовании элементов затрат на обеспечение качества и причин их возникновения для принятия решении о проведении соответствующих предупредительных мероприятиях. Результаты проведенного начальником цеха более детального анализа причин возникновения внутренних затрат на устранение дефектов на момент окончания 6-го периода в условиях производственного участка "Y" приведены в табл. 25. Таблииа 25 %. Результаты детального анализа составляющих внутренних затрат на дефекты
Результаты детального анализа свидетельствуют о том, что "отходы производства" являются наиболее существенной областью для улучшения положения дел с внутренними затратами. Результаты дальнейших исследований источника внутренних затрат "отходы производства" по этапам производства приведены в табл. 26. Табл и ца 26 Этапы, на которых возникают затраты на отходы
Для сокращения области поиска причин возникновения и ранжирования существенных внутренних затрат целесообразно использовать один из статистических методов контроля качества — "Анализ Парето". Результаты анализ представлены на рис. 21. Результаты анализа Парето позволяют выявить последовательность решения проблемы. Так, в условиях нашего примера начальник цеха должен, в первую очередь, предупреждающие мероприятия направить на решение проблемы "Механообработки" (l)j во вторую очередь — "Складирования" (2), и т. д. В процессе решения проблемы "Механообработки", прежде чем тратить средства на предупредительные мероприятия, необходимо провести анализ возможных причин возникновения внутренних затрат на данном этапе производства, к которым представляется возможным отнести следующие причины: — недостаточные возможности оборудования; — небрежность персонала; — неточность и нестабильность технологического процесса; — ненастроенность (некалиброванность) контрольного и испытательного оборудования;
Суммы (усл. ед.)
— неоднозначные технические требования и характеристики; — поврежденные и неисправные приспособления и технологическая оснастка и т. д. Вне сомнения, все выявленные причины появления внутрен- v них затрат требуют проведения корректирующих мероприятий, однако, в первую очередь, необходимо проводить те мероприятия, которые дадут наибольшую отдачу в ответ на затраченные усилия. Следовательно, затраты на обеспечение качества должны быть снижены в значительной степени за счет того, что будут выявлены специфические (зачастую "незаметные") причины потерь и предложены рациональные программы корректирующих и предупреждающих действий. Все предложения по снижению затрат на обеспечение качества, отражаемые в отчете структурного подразделения, должны содержать данные о стоимости реализации предложенных программ улучшения положения дел с качеством готовой продукции. Основным принципом, которым необходимо руководствоваться при разработке предложений по улучшению дел — "с наименьшими затратами получить наилучшие результаты". Сводный отчет о затратах на обеспечение качества по предприятию в целом разрабатывается не реже одного раза в месяц (квартал), в зависимости от периодичности бухгалтерской отчетности и своевременно представляется руководителю предприятия и в отдел главного бухгалтера для анализа и учета. В сводном отчете данные должны быть достоверны ми, обоснованными и представлены в обобщенном виде, позволяющем сформировать общее представление о состоянии качества на предприятии. Методическое руководство по разработке данного отчета осуществляют отдел качества (ОК) и планово-экономический отдел (ПЭО). Собранные данные хранятся как на бумажных, так и на электронных носителях. Содержание работы персонала предприятия по сбору информации о затратах на обеспечение качества, выявлению причин их появления, разработке предложений по их снижению и отражение всех перечисленных мероприятий в отчетах о затратах на обеспечение качества в структурных подразделениях и на предприятии в целом, предполагает формирование, внедрение, поддержание в рабочем состоянии и развитие системы сбора, анализа и управления затратами па обеспечение качества. Формирование системы сбора, анализа и управления затратами на обеспечение качества необходимо начинать с регламентирования полномочий и ответственности персонала, участвующего в управлении затратами на обеспечение качества. В табл. 28 приведен вариант матрицы распределения ответственности персонала, участвующего в управлении затратами на обеспечение качества. В процессе разработки данной системы важно убедить персонал предприятия в ее полезности и важности. К основным рекомендациям по формированию и внедрению системы относятся следующие: — не пытайтесь сразу же охватить каждое структурное подразделение (вид деятельности) предприятия; Таблица 28 Матрица распределения ответственности
Окончание табл. 28
Примечание: ГД — генеральный директор; У — утверждает; ПРК — представитель руководства но качеству; Р — руководит; О (Ц) — отдел (цех); О — ответственное исполнение; ОК — отдел (служба) качества; СИ — соисполнение; ОГБ — отдел главного бухгалтера; И — информирование; ПЭО — планово-экономический отдел. — выберите одно структурное подразделение (вид деятельности), наиболее важный на ваш взгляд, и стройте систему, которую сможете наполнить достоверными и обоснованными финансовыми данными; — начните с тех затрат на обеспечение качества для которых данные уже известны; — определите иные необходимые затраты при отсутствии данных экспертным путем; — возникающие препятствия по формированию системы не должны влиять на решение о ее целесообразном внедрении; — системадолжна быть понятна и воспринимаема персоналом, что обеспечит ее соответствие его потребностям; — процесс выявления затрат на обеспечение качества является трудоемким и требует терпения. Если затраты определены с точностью до 5 %, то представляется возможным утверждать, что проделана серьезная работа, позволяющая иметь достоверные и обоснованные данные о затратах;
- начните с малого и терпеливо и целенаправленно наращивайте; —на начальном этапе формирования системы важно разработать образцы записей о затратах на обеспечение качества, что обеспечить более успешное обучение персонала приемам и способам ведения учета и анализа данных затрат; —обязательно ведите записи о затратах, это повысит ценность анализа затрат на обеспечение качества и обеспечит понимание персоналом необходимости ведения данного анализа. Процесс анализа затрат, связанных с обеспечением качества, проводится как правило втри этапа. На первом этапеосуществляется анализ по следующим направлениям: —динамика изменения удельного веса затрат, связанных с обеспечением качества, в стоимостном выражении по группам в объеме товарной продукции; —динамика изменения удельного веса затрат, связанных с обеспечением качества, в стоимостном выражении по процессам СМК в объеме товарной продукции; —динамика изменения удельного веса затрат, связанных с обеспечением качества, по группам в производственных подразделениях; —динамика изменения удельного веса затрат, связанных с обеспечением качества, по процессам и группам за отчетный период в сравнении с предыдущим. На втором этапепроводится выявление причин, вызывающих изменение отклонения затрат от запланированных технико-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия. На третьем этаперазрабатываются предложения руководству предприятия по улучшению положения дел с затратами на обеспечение качества. В процессе сертификации продукции и систем менеджмента качества оплате подлежат: — работы, выполняемые органом сертификации, связанные с экспертизой технической документации на заявленную для сер- тификации продукцию, принятием решения по организации работ, оформлением сертификата соответствия; —работы, связанные с испытаниями продукции; —работы, связанные с сертификацией системы менеджмента -качества, если она предусмотрена схемой сертификации продукции; —работы, связанные с устранением выявленных несоответствий в ходе работы аудиторских рабочих групп; —организация и проведение инспекционных аудитов сертифицированной продукции с целью подтверждения ее соответствия требованиям нормативных документов; — работы, связанные с получением разрешения на применение Вопросы: 1. Что понимается под конкурентоспособностью продукции? 2. Какие расходы рассматриваются как затраты на обеспечение качества? 3. Какие затраты подвергаются анализу при формировании структуры затрат на обеспечение качества продукции? 4. С какой целью создается в организации система управления затратами на обеспечение качества? 5. Какие основные экономические элементы содержит стандарт организации "Управление затратами на обеспечение качества"? 6. По каким основным группам производится анализ и учет затрат на обеспечение качества в организации? 7. Какие показатели хозяйственной деятельности организации применяют в качестве базы измерения затрат на обеспечение качества продукции? 8. Какие показатели применяют в процессе аналитической формализации затрат на обеспечение качества? 9. На достижение каких целей направлена оптимизация затрат на обеспечение качества продукции в организации?
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Анализ затрат на качество — деятельность по исследованию затрат на обеспечение качества, осуществляемая для обоснования с научных позиций решения и действия организации в области качества и содействующая выбору наилучших вариантов действий. Брак— продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов, недопускаемых нормативными документами. "Всеобщееруководство качеством "— это подход к руководству организацией, обращенный на качество, базирующийся на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения фебований потребителя и выгоды для членов организации и общества. Всеобщее управление качеством (от англ. Total Quality Management — TQM) концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и тщательно скоординированное использование систем и методов управления качеством во всех областях деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и сотрудников всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей. Годная продукция — товар, соответствующий всем установленным требованиям. Декларация соответствия — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Знак соответствия — обозначение, используемое для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять определенные и планируемые потребности. Качество товара — соответствие товара требованиям нормативной и технической документации. Оно характеризуется комплексом присущих ему свойств и степенью соответствия товара функциональным, органолептическим, эстетическим и другим требованиям, определяющим возможность удовлетворения тех или иных потребностей, Конкурентоспособность продукции — это способность товара удовлетворять требованиям конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции. Контроль качества продукции — деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик. Критический дефект — дефект, при возникновении которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо. Методика — определенный способ осуществления деятельности. Российская национальная стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Национальная система стандартизации — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, а также правила их создания и использования.
Национальный стандарт (Российской Федерации) — утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации стандарт, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Утверждение национального стандарта осуществляется в соответствии с имеющимися правилами стандартизации, нормами и рекомендациями. Как правило, он используется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. Непроизводственный дефект — дефект, возникающий после завершения процесса производства товара — при транспортировке, хранении, реализации, эксплуатации или потреблении. Неустранимые дефекты — дефекты, устранение которых технически невозможно и (или) экономически нецелесообразно. Объект — это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, организация, процесс, продукция, система или отдельное лицо, или любая комбинация из них. Общее руководство качеством (quality management) — аспекты общей функции управления, определяющие политику в области качества, цели и ответственность. Его воплощают через планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества. Оперативное управление качеством (quality control) — методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Организационная структура — обязательства, полномочия и взаимоотношения, на основе которых организация выполняет свои функции. Оценивание затрат на обеспечение качества — деятельность, связанная с определением взаимосвязи и влияния затрат на качества на экономические показатели деятельности организации. Потребности — возникают из неудовлетворенности требований, необходимых для нормальной жизнедеятельности, и направлены на устранение этой неудовлетворенности. В определении качества понятие потребностей является исходным. Их характеристики должны соответствовать характеристикам качества объекта. Процесс — взаимосвязь целенаправленной деятельности персонала и ресурсов, в результате реализации которой происходит преобразование входящих элементов в выходящие. В соответствии с МС ИСО серии 9000, процесс определен как "совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы". Программа качества — документ, регламентирующий конкретные мероприятия в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к конкретной продукции, проекту или контракту. Производственный дефект — дефект, возникающий в процессе производства товара, из-за нарушения технологического режима изготовления изделия. Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Скрытый дефект товара — дефект, для обнаружения которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Скрытые дефекты обнаруживаются в процессе использования продукции по назначению. Система менеджмента качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для реализации общего руководства качеством. Система менеджмента качества может быть эффективной только в случае, если
она функционирует одновременно и в тесном взаимодействии со всеми видами деятельности, оказывающими влияние на качество продукции. Система менеджмента качества в организации создается с учетом специфики его деятельности, его размеров, структуры и организации производства. Она должна распространяться на все стадии жизненного цикла продукции, охватываемые деятельностью организации. В соответствии с МС ИСО серии 9000 под системой менеджмента понимают систему для разработки политики, целей и совокупность способов достижения этих целей. Система менеджмента организации включает различные системы менеджмента, такие как система менеджмента качества, система менеджмента финансовой деятельности или система менеджмента охраны окружающей среды. В данном случае система менеджмента качества рассматривается как система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. Средства контроля (испытаний, измерений, анализа) — установки, приборы, приспособления, инструменты, которые характеризуются техническими показателями (диапазоны измерений, систематическая погрешность), необходимыми для обеспечения контроля с требуемой точностью. Если контроль проводится химическими методами, к средствам контроля добавляются еще и реактивы с данными об их свойствах, составе, степени чистоты. Стандартизация — процесс по определению правил и определенных характеристик в целях их добровольного многократного использования, нацеленных на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения товаров и услуг и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования определяются характеристики продукции, правила исполнения, а также характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Технический регламент — документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Техническое регулирование— правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области опенки соответствия. Услуга — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности но удовлетворения запросов потребителя. Производственная услуга — это услуга по удовлетворению нужд предприятия. Как правило, понятие данной услуги выражается через термин "работа". Например, научно-исследовательская, опытно-конструкторская и технологическая работы; наладочные и пусковые, эксплуатационные работы и т.д. Устранимые дефекты — дефекты, устранение которых технически возможно и экономически целесообразно. Характеристика — отличительное свойство. Характеристика может быть собственной или присвоенной. Характеристика может быть качественной или количественной. Существуют различные классы характеристик, такие как: — физические (например механические, электрические, химические или биологические характеристики); — органолептические (например связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом); —этические (например вежливость, честность, правдивость); —временные (например пунктуальность, безотказность, доступность); —эргономические (например физиологические характеристики или связанные с безопасностью человека); —функциональные (например максимальная скорость самолета). Характеристика качества — присущая характеристика продукции, процесса или системы, вытекающая из требования. Явный дефект продукции — дефект, для обнаружения которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, существуют соответствующие правила, методы и средства. Многие явные дефекты обнаруживаются уже при визуальном контроле продукции. Дополнительная литература 1. Харринггон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. — М.: Экономика, 1990. 2. Исикава К. Японские методы управления качеством. - М.: Экономика, 1988. „ 3 Окрепилов В. В. Управление качеством. — U lb.: наука , zuuu. 4. Пгухов В. В., Окрепилов В.В. Управление качеством жизни. СПб.: Наука. 2008. 3.4. Статистические методы контроля качества продукции
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Научные и организационные основы управления качеством продукции7 1.1. Качество продукции как экономическая категория 9 1.2. Социально-экономическое значение качества продукции 12 1.3. Качество продукции как объект управления 18 1.4. Цели, задачи и функции системы управления качеством продукции 20 1.5. Организационно-методические основы управления качеством продукции 23
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (806)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |