Метод построения профиля требований
Построение профиля требований предполагает выявление, с одной стороны, показателей, по которым фирма имеет преимущества над другой, с другой стороны, — показателей, по которым она отстает. Построение основывается на балльной оценке мнений экспертов. Наиболее сильным конкурентом является тот, чей график расположен правее. Построение профиля требований осуществлено для анализируемого предприятия — фирмы «Стиль» и наиболее сильного конкурента — фирмы «Элит» (таблица 10.10). Анализируемое предприятие является лидером по таким показателям, как доля рынка сбыта, средневзвешенные цены услуг, расходы на рекламу. В то же время оно отстает от конкурента по срочности исполнения заказов. Метод построения многоугольника конкурентоспособности Построение многоугольника конкурентоспособности основывается на данных метода балльной оценки (таблица 10.8). Многоугольник конкурентоспособности фирмы «Стиль» и ее наиболее сильного конкурента «Элит» представлен на рисунке 10.4. Многоугольник конкурентоспособности фирмы «Стиль» и ее конкурента «Графи» показаны на рисунке 10.5. Метод, основанный на теории эффективной конкуренции Согласно этой теории, более конкурентоспособными являются те фирмы, где наилучшим образом организо-
ваны производство и сбыт товара, эффективное управление финансами. Наиболее ярким примером этого подхода может служить методика консультационной американской фирмы «Дан энд Брэдстрит» для оценки конкурентоспособности отрасли отдельно взятой страны и фирм внутри этой отрасли. Предметом анализа здесь выступают три. группы показателей: • показатели эффективности производственно-сбыто- вой деятельности: отношение чистой прибыли к чистым продажам (к чистой стоимости материальных активов, к чистому оборотному капиталу); • показатели, характеризующие состояние производственной сферы (интенсивность использования основного и оборотного капитала): отношение чистых продаж к чистой стоимости материальных активов (к чистому оборотному капиталу, к стоимости
материально-производственных запасов), отношение основного капитала к стоимости материальных активов, отношение материально-производственных запасов к чистому оборотному капиталу; • показатели, связанные с финансовой деятельностью: отношение оборотного капитала к текущему долгу (погашаемому в течение одного года), период опла ты текущих счетов, отношение текущего долга к стоимости материальных активов, отношение общего долга к стоимости материальных активов, отношение текущего долга к стоимости материально-производственных запасов, отношение долгосрочных обязательств к чистому оборотному капиталу. Недостатками данной методики являются использование большого числа показателей, во многом дублирующих друг друга, отсутствие дифференциации важности отдельных показателей в оценке, механизма получения обобщенной опенки конкурентоспособности, непосредственной связи с показателями конкурентоспособности продукта. В целом направление опенки конкурентоспособности фирмы с позиции теории эффективной конкуренции характеризуется достаточно высокой полнотой охвата наиболее важных показателей оценки различных сторон деятельности фирмы. Ограничивает практическое использование этого методического подхода Сложность расчетов и сбор необходимой исходной информации. Представим модифицированный вариант метода, основанного на теории эффективной конкуренции [ i ]. В основе модифицированного варианта метода лежит оценка четырех групповых показателей или критериев конкурентоспособности (таблица 10.11). В общем виде алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности фирмы предусматривает три последовательных этапа: Этап 1. Расчет единичных показателей конкурентоспособности фирмы (см. таблицу 10.11) и перевод показателей в относительные величины (баллы). Для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели, показатели любой конкурирующей фирмы или предприятия — лидера на рынке* показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени. В целях перевода показателей в относительные величины используется 15-ти балльная шкала. При этом 5-ю баллами оценивается показатель, имеющий значение хуже, чем базовый, 10-ю баллами — на уровне базового, 15-ю баллами — лучше, чем базовый. Этап 2. Расчет критериев конкурентоспособности фирмы. Этап 3. Расчет коэффициента конкурентоспособности фирмы.
Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности фирмы производится по формуле средней арифметической взвешенной с учетом коэффициентов весомости, представленных в таблице 10.11. Пример оценки конкурентоспособности фирмы по методу, основанному на теории эффективной конкуренции. Первый этап «Расчет единичных показателей конкурентоспособности предприятия и перевод показателей в относительные величины». В таблице 10.12 представлены итоги расчета единичных показателей конкурентоспособности фирмы. Для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей использовались показатели деятельности фирмы за предыдущий год. В целях перевода показателей в относительные величины применена 15-балльная шкала. При этом 5-ю баллами оценивался показатель, имеющий значение хуже, чем базовый; 10-ю баллами — на уровне базового; 15-ю баллами — лучше, чем базовый.
Перевод показателей конкурентоспособности в относительные величины показан в таблице 10.13.
Второй этап. «Расчет критериев конкурентоспособности фирмы». Критерий эффективности производственной деятельности фирмы составил: Эn =0,31-15 + 0,19-15 + 0,40-15 + 0,10-15 = 15 баллов. Критерий финансового положения равен: Фn= 0,29 ■ 15 + 0,20 • 15 + 0,36 • 15 + 0,15 • 15 = 15 баллов. Критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке составил: Э =0,37-15+ 0,29-5+ 0,21-15+ 0,13-15 = 12,25 баллов. Третий этап. «Расчет коэффициента конкурентоспособности фирмы». Коэффициент конкурентоспособности фирмы составил: Кт = 0,15 15 + 0,29-15 + 0,23-12,25 + 0,33-15 = 14,37 баллов. Данное значение показателя конкурентоспособности фирмы свидетельствует о том, что в целом по совокупности показателей уровень конкурентоспособности фирмы улучшился по сравнению с прошлым периодом, т.к. значение коэффициента конкурентоспособности превысило 10 баллов. Однако улучшения по всем позициям не произошло, т.к. коэффициент конкурентоспособности фирмы не дотянул до уровня 15 баллов. Этот результат можно считать относительно хорошим. В то же время требуется проведение мероприятий по улучшению конкурентной позиции фирмы. И прежде всего, необходимо обратить внимание на совершенствование коммуникативной политики фирмы и управление качеством на предприятии. 10.2. Алгоритм оценки конкурентоспособности фирмы Представим алгоритм оценки конкурентоспособности фирмы при использовании наиболее часто встречающегося на практике метода интегральной оценки. При оценке конкурентоспособности фирмы следует опираться на исходные принципы, вытекающие из свойств
Основные принципы оценки конкурентоспособности фирмы представлены в таблице 10.14.
Оценка конкурентоспособности фирмы основывается на следующих требованиях: • применение к формированию показателей системного и комплексного подхода; • количество показателей должно быть минимальным, 9. Зак. но достаточным для полной, достоверной, точной оценки; • применение преимущественно количественных показателей оценки; • показатели оценки не должны дублировать друг друга; • уменьшение субъективизма при отборе показателей оценки и установлении весов их относительной важности; • при оценке перспективной конкурентоспособности формирование номенклатуры критериев конкурентоспособности производится с учетом превышения рекомендуемых в настоящий момент требований; • оценка должна проводиться регулярно, через определенные промежутки времени. В соответствии с изложенными выше принципами и требованиями представим алгоритм оценки конкурентоспособности фирмы и развернутую характеристику рекомендаций по реализации каждого его этапа. Алгоритм оценки конкурентоспособности фирмы включает следующие этапы: • определение цели оценки конкурентоспособности фирмы; • выбор базы сравнения; • формирование перечня показателей оценки?» • определение характеристик анализируемой фирмы и базы сравнения; • процедуру нормализации значений оцениваемых показателей; • построение весовой базы для показателей оценки конкурентоспособности фирмы; • построение интегральной оценки уровня конкурентоспособности фирмы. Определение цели оценки конкурентоспособности фирмы. Цели оценки уровня конкурентоспособности фирмы зависят от субъекта оценки, т.е. от того, кто оценивает или по чьей инициативе производится оценка конкурентоспособности. Субъектами оценки выступают органы государственной власти, профессиональные объединения отраслевых предприятий (в частности, отраслевые ассоциации), сама фирма, инвесторы, поставщики, посредники, потребители и др. Целями оценки конкурентоспособности фирмы могут быть: • определение приоритетных предприятий для выделения государственных субсидий, займов, инвестиционных вложений средств (так называемые точки роста); • изучение тенденций развития фирмы и выработка стратегических направлений ее дальнейшего функционирования; • определение конкурентных преимуществ и слабостей и разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности фирмы; • укрепление конкурентных позиций фирмы на завоеванных сегментах рынка; • определение стратегии и тактики конкурентной борьбы с импортом; • определение возможностей реализации экспорт- ориентированных и глобальных стратегий; Выбор базы сравнения. Корректность результатов оценки уровня конкурентоспособности фирмы и, соответственно, обоснованность принимаемых в последующем решений в значительной степени зависят от выбора базы сравнения. В качестве базы сравнения может выступать лучшая конкурирующая фирма на тех же рынках, которые обслуживаются анализируемой фирмой. Оценка также может производиться относительно так называемой «гипотетической фирмы», т.е. фирмы с наилучшими значениями каждого из показателей оценки. Оценка конкурентоспо- 9* собности фирмы может производиться в динамике. В этом случае в качестве базы сравнения выступает эта же фирма в предыдущем периоде с учетом приведения показателей оценки к сопоставимому виду. При оценке уровня перспективной конкурентоспособности предприятия в качестве базы сравнения используются показатели фирмы в настоящий момент времени, а будущая величина показателей оценки прогнозируется в зависимости от разработанных мероприятий, направленных на укрепление конкурентных преимуществ фирмы и преодоление ее конкурентных слабостей. Формирование перечня показателей оценки. Фирма как объект оценки конкурентоспособности может рассматриваться через набор показателей качества, характеризующих ее внутренние свойства и параметры внешней среды, при изменении которых происходят количественные и качественные изменения объекта оценки. Причем число показателей, потенциально имеющих отношение к формированию конкурентоспособности фирмы, настолько велико, что в»конкретных условиях оценки конкурентоспособности следует учитывать лишь некоторые наиболее важные из них. Набор показателей оценки будет меняться по мере возникновения новых ситуаций при изменении факторов внутренней и внешней среды объекта оценки конкурентоспособности. Выявление этих ключевых для конкретных условий показателей является сложной и ответственной задачей. Оптимальное ее решение должно опираться на принципы системного подхода к обеспечению конкурентоспособности фирмы. В частности, при определении перечня показателей оценки следует использовать систему управления конкурентоспособностью фирмы. Показателями оценки конкурентоспособности фирмы выступают параметры, характеризующие ключевые компоненты системы управления конкурентоспособностью фирмы и ее внешнего окружения. Покажем примерный перечень показателей, которые могут быть использованы при оценке конкурентоспособности фирмы в рамках ключевых компонентов системы управления конкурентоспособностью фирмы: Управляемая подсистема: производительность труда и капитала, уровень рентабельности по продукции и актинам, технический уровень фирмы, экологическая безопасность, наукоемкость, уровень использования производственных мощностей, темпы роста объемов производства, уровень квалификации, образования и опыта персонача, удельная оплата труда, динамика общего объема инвестиций, коэффициент покрытия, сила операционного рычага, фондоотдача. Управляющая подсистема: прогрессивность используемых информационных технологий, наличие конкурентоспособных менеджеров, обоснованность миссии и целей фирмы, уровень технического обеспечения процесса управления. Подсистема маркетинга: доля затрат на маркетинг в структуре себестоимости, уровень использования инструментов прямого маркетинга, затраты, связанные с созданием товарных брэндов, эффективность системы стимулирования сбыта, эффективность рекламной деятельности, рентабельность каналов товародвижения, качество упаковки, гибкость ценовой политики. Логистическая подсистема: уровень логистических издержек предприятия, величина запасов, уровень логистического сервиса, уникальность сформированных логистических каналов и т. п. Целесообразность использования в оценке конкурентоспособности фирмы факторов внешнего окружения системы (особенно макросреды) определяется целями оценки. При сравнительном анализе конкурентоспособности разных предприятий внутри страны факторы макросреды могут не учитываться или учитываться частично, поскольку все предприятия функционируют в одинаковом макроокружении. Учет факторов макросреды целесообразен, если производится оценка международной конкурентоспособности фирмы (т.е. по сравнению с аналогичными предприятиями других стран), сравнительный анализ конкурентоспособности конкретной фирмы в динамике, прогнозирование перспективной конкурентоспособности фирмы с учетом.предлагаемых рекомендаций по усилению конкурентных преимуществ. Примерный перечень показателей оценки конкурентоспособности фирмы в рамках компонентов внешнего окружения системы управления конкурентоспособностью предприятия: • выход системы: интегрированный показатель конкурентоспособности товаров фирмы, уровень дифференциации товаров, уровень дифференциации цен на товары фирмы, соотношение уровня цен на товары фирмы и импортные товары, наличие зарекомендовавших себя торговых марок, уникальность товара предприятия, частота и характер обновления ассортимента; • макросреда системы: уровень развития базовой инфраструктуры, развитие коммуникационных систем, доступ к информационным источникам, условия импорта технологии и оборудования, природно- климатические условия, демографический и национальный состав населения, состояние и характер рынка рабочей силы, уровень барьеров входа в отрасль, создаваемых общественными организациями, возможность и частота политических кризисов в стране; • внутриотраслевая конкурентная среда: коэффициент концентрации, показатель интенсивности конкуренции, доля узкоспециализированных производств в отрасли, стабильность доли рынка отраслевых предприятий, темп роста числа отраслевых предприятий, доля крупных, средних и малых предприятий в отрасли, уровень вертикальной и горизонтальной интеграции; • специализированная инфраструктура: частота технологических нововведений, число и масштабность деятельности отраслевых лабораторий, исследовательских центров, прирост числа инноваций в отрасли, объем и динамика инвестиций в развитие специализированной инфраструктуры, уровень нормативно- методического обеспечения, высота барьеров доступа к ресурсам специализированной инфраструктуры; • микросреда системы: — поставщики: уровень качества ресурсов, уровень дифференцированное™ ресурсов поставщиков, стоимость ресурсов, доступность ресурсов, наличие субститутов сырья и материалов, размеры предприятий поставщиков в сравнении с размером фирмы, острота конкуренции в отраслях поставщиков; — потребители: темпы роста спроса, уровень требовательности со стороны спроса, динамика реальной покупательной способности потребителей, склонность потребителей к использованию субститутов; — посредники: степень эксклюзивности каналов распределения, число и мощь посредников, степень вертикальной интеграции у посредников, характер и устойчивость связей «посредник — предприятие отрасли», политика местных банков в отношении отрасли. Представленный выше набор показателей оценки конкурентоспособности, сформированный по ключевым компонентам системы управления конкурентоспособностью фирмы и ее внешнего окружения, не является исчерпывающим. Он может быть изменен и дополнен показателями, точнее отражающими специфику отдельных сфер деятельности или особенности ситуации, складывающейся во внешней и внутренней среде объекта оценки. Из множества возможных показателей оценки выбирается конкретный набор показателей оценки конкурентоспособности таким образом, чтобы в необходимой и достаточной степени охарактеризовать эту способность в конкретных условиях функционирования, в соответствии с поставленными целями и особенностями субъекта оценки. Система выбранных показателей оценки должна отвечать трем основным требованиям: 1) экономической целесообразности, т.е. необходимости отражения существенных (значимых) аспектов деятельности фирмы и, при необходимости, ее внешней среды; 2) реалистичность получения необходимой информации по выбранным показателям оценки. Определяет практическое условие реализуемости методики оценки; 3) корреляция показателей должна быть как можно более незначительной, т.е. показатели не должны дублировать друг друга. Определение характеристик анализируемой фирмы и базы сравнения. После формирования перечня используемых в оценке конкурентоспособности фирмы показателей стоит задача их количественного измерения для анализируемой фирмы и выбранной базы сравнения. Процедура нормализации значений оцениваемых показателей. Одна из основных проблем оценки уровня конкурентоспособности заключается в неоднородности пространства оценочных показателей, так как отдельные показатели определяются в различных единицах измерения. В связи с этим необходимо осуществление перевода показателей оценки конкурентоспособности в безразмерные величины — процедура нормализации. При переводе лучшему значению конкурентоспособности должно соответствовать большее значение безразмерного показателя. В практике оценки конкурентоспособности фирмы и других субъектов (объектов) наибольшее распространение получил подход к определению нормализованных значений посредством деления величины показателя анализируемого объекта на величину показателя базы сравнения. Этот способ базируется на линейной функции перевода физических единиц измерения в относительные. Недостатками данного способа нормализации показателей конкурентоспособности являются: 1) для всех показателей оценки предполагается линейная зависимость уровня конкурентоспособности от значения показателя оценки. По всем показателям эластичность равна единице, т.е. прирашение полезности показателя не зависит от его значений. При увеличении значений показателя на единицу прирашение уровня конкурентоспособности будет одинаковым при разных величинах показателя. Это дате ко не всегда соответствует действительности; 2) не учитывается то обстоятельство, что отдельные показатели оценки могут иметь объективные или субъективные ограничения, при нарушении которых конкурентоспособность стремится к нулю; 3) изменчивость базы сравнения. Поскольку с течением времени меняются показатели базы сравнения, в том числе и в худшую сторону, то положительная динамика коэффициента конкурентоспособности анализируемою объекта может и не свидетельствовать об эффективности реализации запланированных мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности. Это затрудняет управление процессом формирования конкурентоспособности и снижает степень объективности оценки. На практике нормализация показателей оценки выполняется также с использованием балльного метода. При этом значения показателей оцениваются по балльной шкале. Данный способ нормализации позволяет преодолеть второй и третий недостатки предыдущего способа. Балльный способ нормализации представляет собой разновидность типологического подхода к оценке уровня конкурентоспособности. Типологический подход заключается в выделении в зависимости от уровня конкурентоспособности типических групп объектов и установлении для каждой группы диапазона соответствующих ей значений по каждому показателю оценки и нормализованной величины оценки. Таким образом, в процессе нормализации осуществляется сравнение анализируемого объекта оценки с неким «идеалом», представленным типологическими группами. Для проведения процедуры нормализации при оценке конкурентоспособности фирмы можно использовать следующую модификацию типологического подхода. Нормализованные значения будут изменяться от 0 до 1. Нулевое значение свидетельствует об абсолютно неконкурентоспособном значении показателя оценки. Значение, равное единице, говорит о максимально возможном (наилучшем) уровне показателя оценки конкурентоспособности. Типологические группы уровней значений показателей оценки конкурентоспособности фирмы и соответствующие им нормализованные величины показателей представлены в таблице 10.15.
Для каждого показателя оценки конкурентоспособности устанавливаются его значения, соответствующие выделенным типологическим группам. С использованием построенной шкалы критериальных значений типологических групп по каждому показателю определяются нормализованные величины показателей оценки по анализируемой фирме и принятой базе сравнения. В целях повышения уровня точности определения нормализованных значений показателей оценки по каждому показателю предварительно строится аппроксимирующая функция перевода физических единиц его измерения в относительные (нормализованные) единицы с использованием шкалы критериальных значений типологических групп показателей. Для этого можно использовать встроенные в среде Excel опции, позволяющие быстро подобрать соответствующие аппроксимирующие функции. Применение различных типов аппроксимирующих функций для разных показателей оценки позволит учесть в оценке конкурентоспособности различную степень эластичности значений показателей по отношению к уровню конкурентоспособности отрасли. При выборе аппроксимирующей функции можно опираться на следующие рекомендации: • линейная зависимость подходит для, показателей, имеющих единичную эластичность по отношению к уровню конкурентоспособности фирмы. Данную зависимость целесообразно использовать для показателей, выраженных в баллах; • логарифмическую функцию перевода можно использовать в случаях, когда очень существенны значения показателя, близкие к нижней границе, и показатель практически не влияет на уровень конкурентоспособности при дальнейшем его увеличении до верхней возможной границы; • экспоненциальное приближение целесообразно использовать, если при изменении показателя оценки скорость изменения уровня конкурентоспособности непрерывно возрастает; • степенную функцию перевода можно использовать, если зависимость характеризуется постоянной скоростью роста; • полиномиальная зависимость применяется для описания величин попеременно возрастающих и убывающих. Степень полинома определяется количеством экстремумов кривой. Полином второй степени может описать только один максимум или минимум. При оценке конкурентоспособности фирмы учитывается и временной фактор посредством введения поправочных коэффициентов на динамику показателей оценки:
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5620)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |