Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, выявите сущностные черты и основные тенденции



2015-11-12 608 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, выявите сущностные черты и основные тенденции 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассматривая первый вопрос, выявите сущностные черты и основные тенденции государственного управления в первой половине XIX в. Проанализируйте основное противоречие во взглядах на развитие российской государственности (западники – славянофилы, либералы – консерваторы). Рассмотрите цели и содержание политики правительственного конституционализма Александра I. Изучите конституционные проекты данного периода. Уделите особое внимание анализу проекта государственных преобразований М.М. Сперанского и оцените возможности его практического воплощения. Определите причины неудачи реформаторских планов М.М. Сперанского. Сделайте вывод о значении его идей и деятельности для развития российской государственности. Выявите условия свертывания политики правительственного конституционализма.

При изучении второго вопроса рассмотрите основные преобразования высших государственных органов при Александре I. Проанализируйте изменения в положении Сената. Раскройте причины учреждения, полномочия Государственного совета и его значение для российской системы государственного управления. Изучите причины и содержание преобразований в системе центрального управления. Определите принципы функционирования и структуру министерств, полномочия министров; рассмотрите формирование ведомственной системы. Выявите причины учреждения Комитета министров, проанализируйте его полномочия и проследите эволюцию на протяжении первой половины
XIX в. Раскройте преимущества и недостатки министерской системы центрального управления, оцените ее эффективность. Определите изменения в деятельности государственной службы первой половины
XIX в. Дайте оценку реформам Александра I, определите причины и последствия их незавершенности; выявите значение преобразований для дальнейшего развития российской системы государственного управления.

При подготовке третьего вопроса раскройте сущность политики Николая I, определите причины усиления самодержавия, военно-полицейского и бюрократического характера государства. Выявите особенности государственного управления в эпоху Николая I. Проследите процессы усиления режима личной власти, насаждения государственной идеологии. Раскройте содержание изменений, отразивших милитаризацию, централизацию и бюрократизацию государственного управления на всех его уровнях (высшее, центральное, местное управление). Особое внимание уделите анализу преобразований в системе государственной и политической безопасности, полицейского управления. Рассмотрите вопросы правовой регламентации государственного управления, отразите процесс кодификации российского законодательства. Проанализируйте меры, направленные на консолидацию дворянства. Рассмотрите попытки решения крестьянского вопроса. Сделайте вывод об итогах правления Николая I и дайте характеристику состояния российской системы государственного управления к середине XIX в.

Базовые понятия темы: правительственный конституционализм, дуализм, либерализм (либерализация), консерватизм, традиционализм, западники, славянофилы, почвенничество, Непременный совет, Негласный комитет, Государственный совет, министерство, министр, товарищ министра, совет министра, канцелярия, департамент, отделение, стол, принцип единоначалия, ведомственная система, Комитет министров, законы о государственных экзаменах для чиновников, восстание декабристов, Собственная его императорского величества канцелярия, III отделение, Корпус жандармов, стан, становый пристав, сельская полиция, теория «официальной народности», цензура, Свод законов Российской империи, денежная реформа, реформа управления государственными крестьянами, местное крестьянское самоуправление, денежная реформа (серебряный рубль), «колосс на глиняных ногах».

Контрольные вопросы

1. Какие факторы определили необходимость преобразований государственного управления в начале XIX в.?

2. Чью сторону во взглядах на дальнейшее развитие российского государства Вы бы поддержали в начале XIX в.: западников или славянофилов, либералов или консерваторов (традиционалистов)?

3. Ставила ли политика правительственного конституционализма своей целью введение Конституции в России и ограничение абсолютной власти?

4. Почему период правления Александра I называют временем упущенных возможностей?

5. В чем заключался основной замысел плана государственных преобразований М.М. Сперанского? Почему он был осуществлен лишь частично? Как Вы оцениваете объективные исторические возможности реализации проектов М.М. Сперанского?

6. Какие цели преследовало учреждение Государственного совета? Какие изменения он претерпевает в правление Николая I?

7. Каковы причины проведения министерской реформы? Считаете ли Вы ее эффективной? В чем состояли плюсы и минусы министерской системы управления?

8. Что собой представляет ведомственная система?

9. Как эволюционировала министерская система на протяжении первой половины XIX в.?

10. Определите место Государственного совета, Комитета министров и Сената в государственном аппарате Российской империи первой половины XIX в.

11. Удалось ли Александру I претворить свои замыслы государственных преобразований в жизнь? Почему?

12. Почему период правления Николая I называют «апогеем самодержавия»? Согласны ли Вы с этим? Аргументируйте.

13. Почему Николай I не продолжил прогрессивные преобразования Александра I?

14. В чем нашел отражение дальнейший процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата при Николае I?

15. Какие меры в политике Николая I свидетельствовали об усилении военно-полицейского, охранительного, патерналистского характера государства?

16. Почему, как считают некоторые исследователи, при Николае Iпроисходит окончательная переориентация с дворян на бюрократию как главную опору государства?

17. Какие изменения претерпевает государственная служба на протяжении первой половины XIX в.?

18. Назовите основные результаты кодификационной деятельности в эпоху Николая I. Какое влияние она оказала на работу государственного аппарата?

19. Дайте сравнительную характеристику стилю управления и государственным преобразованиям Александра I и Николая I.

20. Раскройте причины кризиса российской государственности середины XIX в.



2015-11-12 608 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, выявите сущностные черты и основные тенденции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, выявите сущностные черты и основные тенденции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (608)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)