Направления регулирования социального развития и уровня жизни населения
Уровень жизни населения характеризует обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, культурными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Главная черта уровня жизни – это характер и масштабы реализации потребностей не только населения в целом, но и отдельных его групп. С уровнем жизни связаны такие понятия, какобраз жизни, качество жизни, условия жизни, благосостояние. “Образ жизни” - в основе его определения как способа или характеристики жизнедеятельности лежит ориентация поведения человека, коллектива, социальной общности, связанная с их целевыми установками. Образ жизни является качественной характеристикой благосостояния людей. “Условия жизни” - наиболее непосредственные, объективные обстоятельства жизнедеятельности населения: занятость, оплата труда, доходы, формы расселения, характер жилища и имущественная обеспеченность семей, экология, развитие социальной инфраструктуры. “Благосостояние” - обобщающее понятие, которое включает все аспекты и противоречия между возрастающими потребностями населения, формирующимися на базе высоких технологических достижений, и реальными возможностями их удовлетворения, ограниченными недостаточным уровнем развития производительных сил. “Качество жизни”определяется уровнем удовлетворения основных духовных и материальных потребностей человека и выражается в достойной среде обитания, необходимых условиях труда, быта и отдыха; морально-этическом и духовном состоянии общества; безопасности, правовой и социальной защищенности; обеспечении качества работы государственных и негосударственных учреждений, организаций образования, здравоохранения, культуры, сферы жилищно-коммунальных и бытовых услуг; экономической стабильности и общественном согласии. К факторам, провоцирующим социальную напряженность, относятся: экономические, политические, национальные, экологические, криминогенные. Показатели, которые характеризуют уровень жизни и социальное развитие: - частные показатели, которые характеризуют отдельные стороны уровня благосостояния (фактические потребительские стандарты по продуктам питания и промышленным товарам, число врачей на 100 семей, обеспеченность детскими садами и т.д.). Для характеристики уровня жизни используются более 1000 различных показателей (в том числе, показатели, характеризующие структуру потребительского бюджета, прожиточного минимума и т.д.). Основные цели социальной политики: - проведение мягкой политики налогообложения, высоких личных доходов граждан, а также создание условий для повышения склонности населения к накоплению и инвестированию; - создание условий для роста оплаты труда, в том числе на основе постепенной трансформации бюджетных дотаций в адресные субсидии; - организация эффективной системы социально-экономической защиты наемных работников. Основные социальные гарантии государства: минимальная заработная плата;пенсии, стипендии, пособия; бесплатное образование; стандарты медицинского обслуживания; право на труд, отдых, собственность и доходы от нее; своевременная индексация денежных доходов в зависимости от инфляции. Социальная защита населения должна снизить напряженность в обществе и служить определенным противовесом имущественному неравенству (защита населения от обнищания, доступность для всех слоев населения элементарных благ и услуг). Важнейшими задачами правительства в реализации социальной политики являются: - усиление адресной поддержки социально- незащищенных слоев населения; - улучшение пенсионного обеспечения; - повышение денежных доходов населения; - усиление государственной поддержки отраслей социальной сферы; - усиление порядка и мер государственной поддержки безработных; - развитие центров по переподготовке кадров; - оптимальный режим реализации жилищно-коммунальной реформы; - помощь переселенцам, беженцам, эмигрантам; - стабилизация уровня жизни населения; - принятие мер по повышению реальных доходов населения. Государство устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам) за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов. Субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: - денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); - натуральнаяпомощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.). Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и средства местных бюджетов. 9.2. Регулирование развития социально-культурной сферы
Социально-культурная сфера представлена здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, культурой, туризмом, спортом, социально-производственной инфраструктурой жизнеобеспечения населения. Выделяют услуги просвещения, образования, искусства, здравоохранения, спорта, социального обеспечения; социально-бытовые услуги, которые предоставляются торговлей, бытовым обслуживанием, жилищно-коммунальным хозяйством, транспортом, связью. Значительная часть услуг предоставляется на платной основе, в меньшей мере на основе бесплатных критериев. Основные задачи регулирования здравоохранения: - полное и всестороннее удовлетворение потребностей населения в медицинской и санаторно-курортной помощи, в учреждениях отдыха; - повышение качества медицинского обслуживания; усиление профилактических мероприятий; - введение медицинского страхования; - совершенствование функций и структуры управления здравоохранением и т.д. Государственное регулирование развития здравоохранения осуществляется с помощью таких инструментов, как программно-целевое управление, обеспечение различных форм и методов медицинского страхования. С 1994 года Россия начала переход к системе страховой медицины. Цель медицинского страхования - гарантированное получение медицинской помощи за счет накопленных страховых средств, а также финансирование профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в двух основных формах: обязательное (для всех граждан) и добровольное. Граждане России имеют право на свободный выбор врача и медицинского учреждения, свободный выбор медицинской страховой организации, медицинскую помощь на всей территории России, получение первичной медико-санитарной помощи. Источниками финансирования системы страховой медицины являются бюджетные средства, личные средства граждан, безвозмездные благотворительные взносы, средства государства и прочих предприятий, кредиты банков и т.д. Задачи государственного регулирования сферы образования: - обеспечение государственного стандарта качества общего и профессионального образования; - повышение эффективности использования финансовых ресурсов; - переход на новую модель финансирования; - создание условий и развитие негосударственной структуры образования. - сохранение за государством приоритетов финансирования образования; - многоуровневый подход в формировании ресурсного обеспечения системы образования; - хозяйственная самостоятельность образовательных учреждений; - налоговые льготы для спонсоров, инвесторов; - развитие дополнительных платных услуг образования, которые выходят за рамки государственного стандарта; - установление нормативов государственного финансирования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации - основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала. Стратегические цели развития образования: - восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; - создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. Основные задачи государства в сфере развития образования: - реализация конституционных прав и равных возможностей на получение бесплатного образования высокого качества; - сохранение и развитие единого образовательного пространства России; - воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; - создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, ее финансирования; - нормативное финансирование образовательных учреждений, обеспечивающее развитие материально-технической базы, повышение социального статуса обучающихся и работников; - стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений; - оказание государственной поддержки образовательным учреждениям всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования; - развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий; - интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций. В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг, гарантированную возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального и имущественного положения. Для реализации целей, определяемых доктриной, необходимо увеличение финансирования системы образования в размере 7-10 процентов от валового внутреннего продукта, что на сегодняшний день не реализовано. Правительство определило в качестве основной целисоциальной политики повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (840)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |