ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными. Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах эко- номики, которые могут отрицательно повлиять на предпринима- тельскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе нега- тивного их влияния на экономику. Роль государства заключается в своевременном выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и принятии соот- ветствующих мер по их устранению. Условиями для вмешательства государства могут быть; тре- бования национальной безопасности; социальная напряженность в обществе; негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалан- сированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность оте- чественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.); ухудшение окружающей среды и др. Под предпосылками понимается еще не явное проявление негатив- ных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности. В этом случае роль государства заключается в своевре- менном выявлении и устранении этих предпосылок. Это самый луч- ший вариант, так как государство еще в ≪зародыше≫ и с наименьшими усилиями и средствами устраняет возможность появления негативных явлений для развития предпринимательства и экономики страны. Под позитивными предпосылками понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах эконо- мики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию. Знание условий и предпосылок еще не достаточно для государ- ственного вмешательства, государство должно знать их критерии, т. е. признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их качественного состояния. Безработица.Она является неотъемлемым элементом рыноч- ной экономики. Определенный ее уровень —А—% численности рабочей силы —считается нормальным, или оправданным, и назы- вается естественным уровнем безработицы. Естественной считает- ся фрикционная, или структурная, безработица. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы с сезонными перерыва- ми, а также с изменением спроса на те или иные профессии. Поэтому государство должно вмешиваться в регулирование безработицы только в том случае, если она начинает превышать ее естественный уровень (4—%), т. е. когда начинается так называе- мая циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровень естественной безработицы. Инфляция.Как известно, инфляция —это повышение общего уровня цен на товары и услуги, и как явление оно более сложное, чем безработица. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. Поэтому до определенного ее уровня она не представляет серьезной опасности. Выше этого уров- ня инфляция может принести много бед для экономики и общества в целом, ибо по силе своего влияния вряд ли можно еще найти по- добное явление. Поэтому государство должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция не могла выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инфляции. Исходя из этого критерия различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. Умеренной считается инфляция, когда цены рас- тут менее 10% в год, галопирующая инфляция характеризуется рос- том цен в интервале от 20 до 200% в год, а при гиперинфляции цены растут еще быстрее. Противоинфляционные меры государства за- висят от уровня инфляции и причин, ее породивших. Исходя из этого различают два типа инфляции: инфляция спро- са; инфляция, вызванная ростом издержек производства или умень- шением совокупного предложения. Каждая из них имеет свои осо- бенности, и поэтому лекарства для ее лечения тоже свои. Дефицит бюджета.Бюджетный дефицит —это превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стре- миться, как показывает опыт разных стран, не к его сбалансирован- ности, а к тому, чтобы он не превышал определенную величину. В качестве этого критерия выступает доля дефицита в валовом на- циональном продукте или в валовом внутреннем продукте. Поэто- му задача государства заключается в том, чтобы не превысить зара- нее определенной и допустимой величины этого критерия. Если образовался большой профицит, то это тоже не совсем нормальное явление. Необходимо разобраться, почему он образовался, и не до- пускать впредь таких явлений. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и адми- нистративные (прямые) методы воздействия на предприниматель- скую деятельность и экономику страны путем издания и корректи- ровки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической политики. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживле- ния —снижается. Но во всех случаях государство должно придер- живаться основного правила: так воздействовать на предпринима- тельскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений. Экономические методы воздействия государства на предприни- мательскую деятельность в большей степени подходят для реализа- ции этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые исполь- зует государство для регулирования экономики, довольно разнооб- разны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предприни- мательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др. Административные, т. е. методы прямого действия, должны ис- пользоваться государством, если экономические методы неприем- лемы или недостаточно эффективны при решении той или иной за- дачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях: •естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т. д.); •охрана окружающей среды и использование ресурсов; •сертификация, стандартизация, метрология; •социальная политика; прежде всего имеются в виду опреде- ление и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.); •внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квоти- рование экспорта, государственный контроль над импортом и т. д.). Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестици- онную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплек- се как экономические, так и административные методы. Фискальная политика государства.Под фискальной полити- кой государства понимается регулирование экономики посредством системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления. Механизм воздействия государства на предпринимательскую дея- тельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане заключается в следующем. Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию об- щественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. Для подъема экономики госу- дарство может воздействовать и путем сокращения своих доходов, т. е. уменьшая налоги с населения и предприятий. В этом случае у населения повысится спрос на потребительские товары, а у пред- приятий появится больше возможности для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики. Государственная система налогообложения самым существен- ным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающе- го предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и для простого воспроиз- водства. Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулиро- вания развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые зна- чительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего произ- водства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска про- дукции и оказании всевозможных услуг. Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита госбюджета, а следовательно, к за- медлению инфляционных процессов. Однако макрорегулирование не ограничивается только непо- средственными действиями государства в лице его органов управ- ления, так как государство может запаздывать в своих действиях. В рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в дей- ствие немедленно, как только обнаруживаются негативные процес- сы в экономике. В экономической литературе их называют встроен- ными стабилизаторами. Так, например, благодаря этим стабилиза- торам можно автоматически осуществить изменение налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. В качестве подоб- ного стабилизатора может быть прогрессивная система налогооб- ложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С уве- личением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, которые утверждаются правительством заранее. Фискальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. При помощи только этой политики государство не может выполнять свои функции без проведения соответствующей финансово-кредит- ной политики, особенно в условиях глубокого экономического кри- зиса. Кроме того, за последнее десятилетие в развитых странах предпочтение отдается финансово-кредитной политике. Под финансово-кредитной политикойпонимается целена- правленное управление государством банковским процентом, де- нежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной, кредитно- денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и с инфляци- ей. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, — на потребительский и инвестиционный спрос. Главную роль в реализации кредитно-денежной политики игра- ет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зави- симости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерче- ским банкам. Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие воз- можности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот. Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появля- ются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу. Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денеж- ная политика должна проводиться государством совместно и сба- лансированно, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны. Научно-техническая политика.Ускорение научно-техниче- ского прогресса является важнейшим фактором подъема эконо- мики и превращения страны в мощное индустриальное государст- во. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире за срав- нительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что эта страна в послевоенный период правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику, направ- ленную на ускорение НТП. Цод единой научно-технической политикой государства понима- ется система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хо- зяйство. Единая государственная научно-техническая политика предпо- лагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техни- ки и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в разви- тии науки и техники являются: комплексная автоматизация произ- водства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика и др. Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограни- ченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хо- зяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машино- строение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами в ускорении НТП во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства. Для осуществления единой научно-технической политики госу- дарство использует целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное финансирование сферы образова- ния и академической науки; осуществление прогрессивной аморти- зационной и инвестиционной политики; совершенствование систе- мы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; созда- ние таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др. Амортизационная политика.Она является составной частью общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, госу- дарство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов. При разработке амортизационной политики государство долж- но придерживаться следующих принципов: 1) переоценка основных фондов, особенно в условиях инфля- ции, должна осуществляться своевременно; 2) нормы амортизации должны быть достаточными для просто- го и расширенного воспроизводства основных фондов; 3) амортизационные отчисления на предприятиях должны ис- пользоваться только исходя из их функционального назначения; 4) нормы амортизации должны быть дифференцированы в за- висимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа; 5) предприятия должны иметь возможность применять уско- ренную амортизацию. Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП. Проводя правильную амортиза- ционную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов. Инвестиционная политика.Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производ- ства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем. Существенный спад производства за 1991—999 гг., т. е. за пе- риод проведения реформ, в большей степени был обусловлен зна- чительным сокращением капитальных вложений в материальное производство. В условиях перехода к рыночной экономике основными задача- ми являются освобождение государства от функции основного ин- вестора и создание таких условий, при которых частный сектор в экономике был бы заинтересован в инвестиционной деятельно- сти. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабиль- ность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инф- ляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долго- срочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретичес- кая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента. Эта зависимость гласит, что чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций. В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кре- дитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструк- цию и техническое перевооружение производства; амортизацион- ной политики; создания благоприятных, условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно прово- дит инвестиционную политику. Государственное предпринимательство.Одной из важней- ших форм прямого вторжения государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рам- ках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-техни- ческого прогресса, повышение эффективности экономики. Государственное предпринимательство является прямым вме- шательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые тра- диционно не представляют интерес для частного капитала, но их развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика). Но какова должна быть доля государственного сектора в эконо- мике нашей страны? Это далеко не простой вопрос. До недавнего времени степень огосударствления в нашей стране была (по миро- вым меркам) чрезвычайно высокой, что негативно влияло на разви- тие экономики. В результате осуществления реформ, в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно сни- жаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны явля- ется весьма актуальным. Планирование и регулирование.Прогнозирование, планиро- вание и регулирование являются важнейшими рычагами госу- дарства по управлению экономикой страны. С переходом на рыноч- ные отношения роль этих инструментов управления не снижается, а вот методы планирования существенно изменяются. На смену ди- рективному планированию, когда каждому предприятию устанав- ливались заранее заданная производственная программа и потреби- тели, приходит так называемое индикативное планирование. Сущность индикативного планирования заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования эко- номики за предшествующий период, исходя из экономической по- литики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфля- ции и безработицы, минимальный размер заработной платы, де- фицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в сово- купности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности поло- жительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения, т. е. заранее предо- пределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финан- сово-кредитная, инвестиционная и социальная политика государ- ства с целью достижения запланированных индикаторов. Государственное планирование должно быть непрерывным, что обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, дол- госрочных и перспективных планов. Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую стратегию государства на ближайшие 5—0-—5—0 лет и тем самым осуществлять ежегодное планиро- вание с учетом реализации как годовых, так и перспективных пла- нов. Наличие экономической и научно-технической стратегии по- зволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а следовательно, непрерывно повышать эффективность об- щественного производства. С планированием тесно связано регулирование. Регулирование осуществляется государством только в том случае, если запланирован- ные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются. Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработки и реализации определенных программ. Ценообразование.Это один из рычагов воздействия государ- ства на экономику и предпринимательскую деятельность. Исполь- зуя ценовую политику, государство тем самым воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обес- печение минимального прожиточного уровня, а также на антимоно- польные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении. Государство должно проводить политику в области ценообра- зования с целью обеспечения его стабильности, что является осно- вой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема нацио- нальной экономики. Известно, что в условиях рыночных отношений цены на боль- шинство товаров свободные, т. е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются госу- дарством. Так делается практически во всех странах мира с разви- той рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10— 15% общей товарной массы, но это имеет большое значение, преж- де всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и в России, цены регулируются госу- дарством и на продукцию предприятий-монополистов. Административный контроль государства над ценами спо- собствует устранению издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда экономические методы не могут дать желатель- ного результата. Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внеш- неэкономической и социальной политики. При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благопри- ятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, улуч- шить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгово- го баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выго- ду от международного разделения труда, что, в свою очередь, явля- ется основой для стабилизации и подъема экономики России. Структурная политика. В структурном плане наша экономика является гипертрофированной, это результат предшествующего развития, и изменение ее в сторону сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и социальной направленности —также важнейшая задача государства. Из всего сказанного можно сделать вывод, что у государства имеются различные рычаги для вмешательства в предприниматель- скую деятельность с целью стабилизации и подъема экономики, только правильно надо уметь ими пользоваться. ГЛАВА РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (495)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |