Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В ЭКОНОМИКЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ



2015-11-18 658 Обсуждений (0)
В ЭКОНОМИКЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Давно известно, что концентрация и монополизация как явления

в экономике тесно взаимосвязаны между собой. Но из этого не выте-

кает, что концентрация обязательно приводит к появлению предприя-

тия-монополиста или группы предприятий-монополистов.

В странах с рыночной, экономикой уже давно сложилась дей-

ственная система антимонопольного законодательства, на основе

которой государство регулирует процессы концентрации с целью

недопущения появления предприятий или группы предприятий-мо-

нополистов. Этому, в частности, способствовало и то, что к концу

60-х тг. на Западе сложилась целая система показателей статистики

концентрации рыночной мощи, которые систематически публику-

ются в печати. Наибольшее значение и распространение получил

такой показатель, как доля фиксированного числа предприятий. На-

пример, согласно германскому антимонопольному законодатель-

ству монопольное положение предприятия или группы предприя-

тий на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится свыше

всего оборота на рынке, либо на 3 и менее предприятий —обще-

го оборота, либо на 5 и менее предприятий —свыше 2/3 оборота.

Аналогично поступают и во многих других странах. Например,

в США в течение нескольких десятилетий применялся показатель:

доля 4 крупнейших предприятий. Доля фиксированного числа пред-

приятий имеет, однако, один недостаток. Этот показатель —дискрет-

ный. Он характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и

ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей. Поэтому

за последние годы все большее распространение получает другой

комплексный показатель —индекс Герфиндаля-Гиршмана (ННГ).

где п — число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);

Xf —доля /-то хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной про-

дукции на рынке (в отрасли).

Величина HHI варьируется в пределах от 0 (полная деконцент-

рация) до 10 000 (абсолютная монополия).

1 Нормальная концентрация CR 3 < 45%, где CR 3 —доля на

товарном рынке или в отрасли трех крупных, хозяйственных

субъектов; ННК 1000.

Вывод: неконцентрированный рынок.

2. Средняя степень концентрации 45% < CR 3 < 70 %;

1000 <НШ< 2000.

Вывод: умеренно концентрированный рынок.

3. Высокая степень концентрации: CR 3 > 70%, Ш/7 > 2000.

Вывод: слабая конкурентная среда'.

Важным моментом в отечественной экономике следует при-

знать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных

рынках стала определяться по методологии, принятой во многих

развитых странах мира.

В настоящее время в РФ для оценки состояния концентрации

производства используются следующие показатели:

•доля одного предприятия в объеме реализованной продукции

на рынке, %;

•доля трех, четырех, шести, восьми организаций в объеме реа-

лизованной продукции на рынке, %.

Кроме этого, организации, занимающие на рынке доминирую-

щее положение (более 35%), заносятся в специальный реестр и на-

ходятся под особым контролем государственного органа по анти-

монопольной политике и поддержке предпринимательства.

Официальные статистические данные о состоянии концентра-

ции производства по отраслям промышленности в динамике приво-

дятся в табл. 4.1, а о количестве организаций, занимающих на рын-

ке доминирующее положение, —в табл. 4.2.

Из этих данных следует, что наибольший уровень концентра-

ции производства имеет место в таких отраслях промышленности,

как нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая, черная и цвет-

ная металлургия.

С целью создания нормальных условий для функционирования

развития всех субъектов хозяйствования и прежде всего для сво-

бодной конкуренции между участниками экономических отноше-

ний государство должно управлять уровнем монополизации эко-

номики, т. е. должно быть создано эффективное антимонопольное

законодательство. Основные принципы антимонопольного законо-

дательства в РФ нашли отражение в двух важнейших законодатель-

ных актах: в Конституции РФ и в Законе РФ ≪О конкуренции и ог-

раничении монополистической деятельности на товарных рынках≫.

1 См.: Развитие конкуренции на рынках РФ (доклад ГКАП РФ) // Вопросы

экономики. 1995. № П.

Т а б л и ц а 4.1

Концентрация

Отрасли

промышленности

Электроэнергетика

Топливная промыш-

ленность

Нефтедобывающая

Нефтеперерабаты-

вающая

Черная металлургия

Цветная металлургия

Химическая и нефтехими-

ческая промышленность

Машиностроение и

металлообработка

Лесная, деревообраба-

тывающая и целлюлоз-

но-бумажная промыш-

ленность

Промышленность

строительных мате-

риалов

Легкая промышленность

Пищевая промышлен-

ность

производства по отраслям промышленности

Удельный вес объема промышленной продукции, выпускаемой крупными организациями

3 организациями

16,0

14,9

29,8

37,7

32,5

31,8

П,9

15,0

13,5

3,2

3,8

2,2

15,6

30,7

42,9

36,5

38,0

37,6

12,6

15,0

12,0

5,2

5,0

4,9

15,2

26,5

38,6

31,8

33,3

31,6

11,4

14,3

11,3

4,6

4,6

5,4

13,8

27,8

41,7

31,6

35,6

26,1

11,4

13,6

10,8

4,6

5,8

6,6

4 организациями

18,9

18,8

37,8

45,1

39,5

37,1

14,1

16,6

16,7

4,2

5,0

2,9

18,7

34,1

47,6

44,3

43,0

40,9

15,0

16,4

15,5

6,3

6,2

6,1

18,5

29,4

42,7

39,4

38,6

34,4

13,8

15,6

14,7

5,6

6,0

6,7

16,9

32,4

48,7

40,5

40,8

28,6

13,6

15,0

13,5

5,6

7,0

7,9

24,4

25,8

51,0

57,5

49,3

43,6

17,9

18,6

22,2

5,7

6,5

4,1

организациями

24,2

39,0

54,5

57,8

51,3

45,1

19,2

17,9

22,3

8,3

8,3

8,4

23,9

34,5

49,4

50,4

47,2

38,9

18,0

17,1

20,8

7,6

7,9

9,0

21,3

38,4

56,4

51,7

49,2

33,1

17,4

17,0

18,6

7,5

9,0

10,4

%

8 организациями

\29fi

31,6

59,6

69,0

57,0

49,1

21,6

20,2

25,7

7,1

8,0

5,2

29,3

43,2

59,9

67,7

57,5

48,6

22,9

19,1

28,4

10,2

10,1

10,5

28,6

38,7

53,5

60,1

53,9

42,2

21,1

18,3

26,3

9,3

9,6

10,7

25,5

43,6

62,7

59,2

54,0

36,4

20,5

18,4

21,9

9,3

10,7

12,1

Российский статистический ежегодник. 2003.

Т а б л и ц а 4.2

Организации, ____________занимавшие па рынке доминирующее положение в 1997 и 2002 гг.

Отрасли

промышленности

Вся промышленность,

в том числе

топливная промышленность

черная металлургия

цветная металлургия

химическая и нефтехимиче-

ская промышленность (без

химико-фармацевтической

промышленности)

машиностроение и металло-

обработка

лесная, деревообрабатываю-

щая и целлюлозно-бумажная

промышленность

промышленность строитель-

ных материалов

легкая промышленность

пищевая промышленность

Число хозяйствующих

субъектов

I

S

Удельный вес, %

объема их продукции

в общем объеме

производства

16,3

5,6

67,9

25,8

28,2

8,1

2,2

0,3

0,6

16,2

4,9

69,1

14,2

36,4

24,4

17,5

2,1

0,4

0,3

продукции, по которой организации

включены в Реестр, в общем

объеме их производства

25,7

3,9

12,6

19,7

20,7

49,5

19,1

76,3

7,8

48,9

26,5

1,8

12,0

26,9

21,2

54,2

10,7

75,5

0,2

95,2

Российский статистический ежегодник. 2003.

В соответствии со ст. 8 и 34 Конституции РФ в Российской Фе-

дерации гарантируются единство экономического пространства,

свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под-

держка конкуренции, свобода экономической деятельности; не до-

пускается экономическая деятельность, направленная на монопо-

лизацию и недобросовестную конкуренцию. Организационные и

правовые основы предупреждения и пресечения монополистиче-

ской деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных

рынках, ограничения конкуренции со стороны органов государ-

ственной власти и местного самоуправления определены Законом

РСФСР ≪О конкуренции и ограничении монополистической дея-

тельности на товарных рынках≫.

Действие указанного закона направлено на:

•предупреждение и пресечение со стороны хозяйствующих

субъектов монополистической деятельности и недобросовестной

конкуренции;

•недопущение действий по ограничению конкуренции со сто-

роны органов государственной власти и местного самоуправления,

а также иных органов и организаций.

Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствую-

щих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно

ограничивают возможность каждого из них односторонне воздей-

ствовать на общие условия обращения товаров на соответствую-

щем товарном рынке.

Монополистической деятельностью в соответствии с назван-

ным законом являются противоречащие антимонопольному законо-

дательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, на-

правленные на недопущение или устранение конкуренции.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов мо-

жет выражаться:

•в злоупотреблении доминирующим положением на рынке;

•в совершении согласованных действий, ограничивающих

конкуренцию.

В антимонопольном законе, с учетом его изменений, доминирую-

щее положение трактуется следующим образом: ≪Доминирующее

положение —исключительное положение хозяйствующего субъек-

та или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не

имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее

ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие усло-

вия обращения товара на соответствующем товарном рынке или

затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам≫.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъ-

екта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65%

и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъ-

ект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины,

его положение на рынке не является доминирующим.

Доминирующим также признается положение хозяйствующего

субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет

менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исхо-

дя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, отно-

сительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам,

возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных

критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть при-

знано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля

которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Согласно российскому антимонопольному закону запрещаются

действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), за-

нимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут

иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение

конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих

субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:

•изъятие товаров из обращения, целью или результатом кото-

рого является создание или поддержание дефицита на рынке либо

повышение цен;

•навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для

него или не относящихся к предмету договора (необоснованные

требования передачи финансовых средств, иного имущества, иму-

щественных прав, рабочей силы контрагента, согласия заключить

договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся

товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);

•создание условий доступа на товарный рынок, обмена, по-

требления, приобретения, производства, реализации товара, кото-

рые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в нерав-

ное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъек-

тами (дискриминационные условия);

•создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка)

другим хозяйствующим субъектам;

•нарушение установленного нормативными актами порядка

ценообразования;

•установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

•сокращение или прекращение производства товаров, на кото-

рые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубы-

точной возможности их производства;

•необоснованный отказ от заключения договора с отдельными

покупателями (заказчиками) при наличии возможности производ-

ства или подготовки соответствующего товара (п. 1 ст. 5 ФЗ от

25.05.1995 г. № 83-ФЗ, от 09.10.2002 г. № 122-ФЗ).

В исключительных случаях вышеперечисленные действия (без-

действие) хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомер-

ными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный

эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфе-

ре, превысит негативные последствия для рассматриваемого товар-

ного рынка.

В соответствии с Законом РФ ≪О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках≫ все указан-

ные выше положения, относящиеся к хозяйствующим субъектам,

распространяются также на группу лиц. То есть, например, если

у каждого из двух хозяйствующих субъектов, принадлежащих к од-

ной группе, доля на рынке определенного товара не превышает

35%, но при сложении их долей сумма будет превышать 35%, то

положение обоих субъектов (данной группы субъектов) может быть

признано доминирующим, а соответствующие действия —зло-

употреблением доминирующим положением.

Монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов

независимо от их доминирующего положения на рынке определен-

ного товара также признаются их согласованные действия (в том

числе на основании договора или иной сделки), которые приводят

или могут привести к:

1) установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надба-

вок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах

и торгах; разделу рынка по территориальному принципу, по объему

продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по

кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

3) ограничению доступа на рынок или устранению с него дру-

гих хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных

товаров или их покупателей (заказчиков);

4) отказу от заключения договоров с определенными продавца-

ми или покупателями (заказчиками);

5) недопущению, ограничению или устранению конкуренции и

ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов иными

способами, в том числе путем координации предпринимательской

деятельности коммерческих организаций.

В исключительных случаях указанные согласованные действия

хозяйствующих субъектов могут быть признаны антимонопольным

органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут,

что положительный эффект от их действий, в том числе в социаль-

но-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия

для рассматриваемого товарного рынка, либо если возможность за-

ключения такого соглашения или осуществления согласованных

действий хозяйствующими субъектами предусмотрена федераль-

ными законами.

Государственный антимонопольный контроль осуществляется

антимонопольным органом • . Министерством РФ по антимоно-

польной политике и поддержке предпринимательства. Контроль

осуществляется за:

•созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц;

•соблюдением антимонопольного законодательства при при-

обретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих орга-

низаций;

•соглашениями или согласованными действиями хозяйствую-

щих субъектов, ограничивающих конкуренцию.



2015-11-18 658 Обсуждений (0)
В ЭКОНОМИКЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В ЭКОНОМИКЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)