Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методическое обеспечение дисциплины



2015-11-18 545 Обсуждений (0)
Методическое обеспечение дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




 

46. Мультимедийные презентации по основным темам дисциплины.

47. Компьютерное тестирование по курсу «Теория организации».

Информационное обеспечение дисциплины

48. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации. Учеб. пос. – http: // media. Karelia.ru/~resource/ econ / Teor org / index.htm

49. Алиев В.Г. Теория организации. – http/www/twirpx.com/file/150136

50. Демчук О.Н., Ефремова Т.А. Теория организации DJVU. – М., 2009. – 264 с. – http/www/twirpx.com/file/133119.

51. Игнацкая М.А. Курс лекций по курсу «Теория организации». – http // humanities.edu.ru/db/ msg/ 42658.

52. Лафта Дж.К. Теория организации – http/www/twirpx.com/file/130857

53. Олянич Д.В. Теория организации – http/www/twirpx.com/file/46125

54. Фокина Т.П. Теория организации курс лекций для студентов специальности Менеджмент – http/www/twirpx.com/file/103574.


Глоссарий

 

Адаптация организации – форма развития, обеспечивающая сохранение основных ее функций путем приспособления к изменившимся условиям внутренней и внешней среды.

Аддитивная «организация» – скорее «группа» разнородных, невзаимодействующих элементов, но имеющих между собой некоторую общность, например куча камней, мусора и т.д.

Автаркическая организация– организация, не имеющая входов и выходов во внешнюю среду, с которой по этой причине не происходит обмена вещества и энергии (между внешней средой и организацией).

Бюрократия– тип организации, для которой характерны специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работников.

Вертикальное разделение труда – разделение и координация усилий и выполнения, составляющих работу компонентов по уровням иерархии (управление и производство).

Взаимодействие – совместное участие и связь подсистем (элементов) организации в процессе ее функционирования

Внешняя среда организации – часть общей среды, не находящейся в рамках организации: экономика, политика, природная среда, социальная и культурная составляющая, научно - техническое развитие общества, инфраструктура; покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Внутренняя среда организации – часть общей среды, которая находится в рамках организации: кадры, организационная структура, производство, маркетинг, финансы.

Горизонтальное разделение труда- разделение и координация усилий и выполнения, составляющих работу компонентов по функциям.

Декомпозиция – расчленение организации на более простые части элементы. В зависимости от целей совершенствования и проектирования могут выделяться различные направления декомпозиции: экономическое, социологическое, организационное, функциональное, системотехническое и т.д.

Делегирование ответственности – форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность.

Делегирование полномочий – передача части прав одного юридического лица другому (как правило, от высшего к низшему), который принимает на себя ответственность за них.

Департаментализация – это процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами.

Дерево целей – графическое и количественное отображение композиции последовательного порядка достижения цели организации за счет выполнения подцелей ее частями и задач элементами, скоординированными между собой по иерархическим уровням и значениям.

Децентрализация – это процесс распределения полномочий по нижестоящим уровням управления организацией.

Дивизиональная организационная структура – разновидность иерархической структуры организации, в которой структуризация по отделениям производится по одному из трех критериев: 1) по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация); 2) по ориентации на потребителя (потребительская специализация); 3) по обслуживаемым территориям (региональная специализации). При этом структура отделений (дивизионов) изоморфна структуре головной компании.

Жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования – рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Закон единства анализа и синтеза: каждая материальная система – живой организм, социальная организация (предприятие, фирма и др.) – стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры и функций.

Закон информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем выше вероятность ее устойчивого функционирования (самосохранения).

Закон композиции-пропорциональности: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).

Закон организации – зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах, уставах и т.д.), либо является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций. Либо получила признание и поддержку авторитетных ученых.

Закон развития– каждая материальная система стре­мится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохо­ждении всех этапов жизненного цикла.

Закон самосохранения– каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).

Закон синергии – для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.) либо существенно меньше.

Иерархия– расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, для организации – это структура власти, или звенность.

Изоморфизм– совокупность логико-методологических приемов изучения объектов (организаций) путем: 1) установления аналогии и внешнего сходства исследуемых объектов разной сущности; 2) логического установления формальной одинаковости законов, управляющих разными материальными явлениями; 3) объяснения причин поведения, развития этих и других материальных явлений действием этих законов (Л. Берталанфи)

Институции– сложившиеся в организации обычаи, традиции, нормы, права и морали, правила поведения, упорядочивающие отношения между ее членами

Институциональные преобразования– процесс замены или вытеснения старых институций, старых норм права новыми, необходимыми для решения новых задач организации

Информация– в обыденном смысле есть новые, не известные получателю ранее сведения; все то, что устраняет неопределенность

Катастрофа организации– внезапная, невосстанавливаемая смена форм поведения элементов в информационном, энергетическом, социальном и других полях (сферах) организации, которая не обязательно, но часто связана с полным разрушением и гибелью всей организации или нарушением всех ее главных функций

Классическая теория организации – в центре внимания этой теории вся организация, а не просто работа, производимая частью организации или отдельными ее членами. В рамках этих исследований были сформулированы принципы организации, создающие основу и критерии для формирования организационных структур, создания системы подразделений, определения управляемости и делегирования прав и ответственности. К известным авторам, внесшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории, относятся: научное управление – Ф.В. Тейлор, Ф. Гилбретт, Г.Л. Гант, Х. Мюнстерберг, Х. Эмерсон, Г.Л. Таун, М.Л. Кук; собственно теория организации – Г. Файоль, Дж.Д. Лизней, А.К. Рейли, У. Урвик; бюрократическая теория – М. Вебер.

Коммуникация– совокупность информационных каналов между элементами организации или ее частями и целым

Компоненты организации– параметры, элементы, составные части или подсистемы, без которых она не может существовать, а тем более развиваться как целое

Коэволюция– эволюционная адаптация биологических видов друг к другу и повышение на этой основе устойчивости того биоценоза, в который данные виды входят. По А.А. Богданову – закон сходимости и совместного развития организационных форм.

Культура организации – сложившаяся в организации система ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, проявляющихся в отношениях членов между собой и с организацией в целом, а также с внешней средой.

Линейная структура– структура, при которой управленческие воздействия, передаются на другие уровни производства и управления, включая административные функции (организация) и процедуры (принятия решений).

Линейно-функциональная структура – структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные – обязательные для исполнения, и функциональные – рекомендательные.

Матричная организационная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственному руководителю функциональной службы, которая представляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой стороны – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.

Методология– учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; учение о принципах построения, формах и способах познания.

Миссия организации– причина существования организации.

Моделирование– процесс построения и исследования моделей как один из процессов и важных методов научного познания действительности.

Неопределенность – ситуация, которая возникает, когда лицо, принимающее решение, не имеет достаточно информации о факторах окружающей среды и испытывает трудности в прогнозировании внешних изменений.

Надежность– свойство систем организаций выполнять возложенные на них функции в течение заданного промежутка времени при определенных условиях эксплуатации.

Неформальная организация – спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.

Объект управления (ОУ)– управляемое звено, элемент организации, воспринимающий управляющее воздействие со стороны другого элемента управляющего объекта (СУ).

Онтогенез – совокупность преобразований (рост, зрелость, угасание), претерпеваемых организацией или организмом от рождения до конца жизни.

Организационная система – это совокупность двух частей – внутреннего механизма управления организации и механизма отношений с внешней средой.

Организационная структура - логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.

Организационный порядок – это совокупность постоянно действующих стабильных связей и норм.

Организационный потенциал – это набор следующих элементов: руководители, структура, информация, системы и процедуры, технологические процессы, системы ценностной ориентации.

Организация – одна из важнейших и наиболее распространенных разновидностей социальных систем, саморегулирующаяся система, которая сознательно создается людьми для достижения общих целей.

Организация естественная– организация, самопроизвольно возникающая в различных формах движения материи.

Организация искусственная(синоним – организованная система) – организация, созданная человеком по определенному плану (проекту).

Организация социальная– активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества. Организация создается как инструмент решения общественных задач, складывающихся как человеческая общность. «Мир организации можно определить как особую «третью» природу, порожденную общественными отношениями и занимающими в них специфическое место» (А.И. Пригожин).

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов поступающих извне.

Процесс– последовательная смена состояний объекта наблюдения.

Процессный подход – это подход к управленческой теории, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их подразделяют управленческими функциями. Каждая управленческая функция также представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Риск –это .. чем меньше риск и неопределенность, тем выше вероятность устойчивого функционирования организации.

Рефлексия– прямое использование человеком собственного сознания, когда в итоге ему становится понятным обстановка, характер и направления деятельности, поведения объектов и т.д.

Рост и развитие организации.Рост – увеличение размеров организации за счет дополнительных элементов при сохранении ее прежних качеств и целей. Развитие – не только рост, но и приобретение организацией новых качественных признаков, обеспечивающих более высокий уровень выполнения своих функций и(или) приобретения новых.

Самоорганизация – способность тех или иных систем к саморазвитию, самовозрождению, применяя при этом не только и не столько приток энергии, информации, вещества извне, сколько пользуясь возможностями, заложенными внутри системы.

Саморегулирование– способность организации самостоятельно сохранять свои параметры без воздействия извне и устранять отклонения, возникающие в ней.

Синергетика– «теория, исследующая процессы самоорганизации, устойчивости, распада ивозрождения самых разнообразных структур живой и неживой материи» (Ю.М. Климонтович).

Синергический эффект– дополнительный результат, образующийся в силу взаимодействия элементов, вошедших в организацию.

Синергия(содействие, сотрудничество) – проявление процесса взаимодействия элементов организации.

Синтез– соединение (мысленное и реальное) различных элементов объекта в единое целое – систему, образ.

Система– объективная часть мироздания, включающая природно-схожие и совместимые элементы, образующие нечто единое с внешней средой.

Система самоорганизующаяся– может называться таковой, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную или функциональную структуру (Г. Хакен)

Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование орга­низации.

Системный подход– методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов, т.е. систем разных типов и классов, с учетом их объективности как части мироздания, целостности, функциональности, взаимодействия элементов. Системный подход рассматривает организацию как многоплановое явление, связывающее в органичное единое целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее.

Ситуационный подход – концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные).

Сложность– категория, из которой логически формируется понятие организации как процесса взаимодействия совокупности однородных (гомогенных) и разнородных (гетерогенных) элементов, образующих некую целостность. В свою очередь организация выступает как укротитель «сложности», так как позволяет обойтись для достижения своих целей меньшим числом элементов

Случай– событие, которое имеет основание бытия не в себе, а вовне и которое поэтому нельзя предвидеть.

Совместимость– свойство каких-либо элементов или объектов, определяющее возможность их включения или конъюгации в состав той или иной системы – организации

Спонтанные процессы– случайно возникающие естественные процессы. Спонтанные – не значит мгновенные или быстрые. Они возникают обычно благодаря диссипации рассеянной энергии в объекте.

Структура организации– совокупность внутренних устойчивых связей элементов, обеспечивающая ее тождественность самой себе. Это свойство, порождающее для организации поведение и качественное состояние, или состав и соотношение элементов организации в определенный момент времени. Оно равнозначно понятию упорядоченности, когерентности, когда частицы (элементы) организованы в строго определенные конфигурации. Отсутствие упорядоченности означает отсутствие структуры. Структура – инвариант организации, ее подвижных форм.

Теория организации– научная межпредметная дисциплина, изучающая организации как явления различной природы, законы, закономерности, принципы и механизмы возникновения и становления организационных отношений, обеспечивающих взаимодействие между ее частями и элементами для достижения общих конечных целей организации.

Устойчивость – способность организации сохранять себя и выполнять функции в состояниях, близких к так называемому подвижному равновесию, если из этого состояния она будет выведена. Право на существование имеют только устойчивые организации, а развиваются такие, которые способны определенное время быть устойчивыми под влиянием соответствующих факторов или условий.

Формализация– сознательно создаваемые образцы поведения (статус, режим, связи и т.д.) в качестве элементов организованности, этим способом социальная организация строится как безличная структура; использование определенных знаков и символов для отображения, описания и объяснения закономерностей каких-либо процессов, явлений.

Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица.

Функции управления – совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления.

Функциональная структура – объединение рабочих процессов по функциональному признаку

Хаос – состояние системы (объекта), характеризующееся отсутствием упорядоченности (равновесности) и движения ее элементов. Хаос создает среду для самоорганизации нового объекта, явления при определенных внутренних и внешних условиях, воздействующих на него. Как это происходит, демонстрирует синергетика.

Цели организации – это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе.

Целое– организация или явление, обладающее количественными и качественными признаками, которые выделяют его из других. Целое имеет простые и целостные свойства. Простые свойства обладают делимостью и могут изучаться по частям. Целостные – неаддитивны и неделимы, т.е. качество части не может выражать качество целого (например, устойчивость, живучесть и т.д.).

Целостность организации– такая мера взаимодействия между ее элементами, когда изменение одного приводит к изменению других и в целом всей организации.

Эволюция– в широком смысле – изменения в обществе и природе, их направленность, порядок, закономерности; в более узком смысле медленные, постепенные, однонаправленные количественные изменения в объекте, переводящие его в новое качество или несимметричное к прошлому состоянию

Элементы организации– составные неделимые части, лежащие в основе конкретной организации, или ее первичные компоненты, достаточные для появления организации как нового или другого целостного явления. Это целое обладает свойствами, каких нет у части. Целое не сложнее части, оно просто иное. Свойство самоорганизации есть лишь у организации и его нет ни у одного ее элемента.

Эмерджентность – появление качественно новых свойств у организованной системы, представляющей собой целое, которое отсутствует у ее элементов и не характерно для них.


Приложение 1



2015-11-18 545 Обсуждений (0)
Методическое обеспечение дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методическое обеспечение дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)