Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Равновесие на единичном рынке. Равновесная цена. Понятие излишка потребителя и производителя




Рыночная конкуренция приводит к тому, что спрос и предложение на рынке взаимодействуют между собой приходят в соответствии друг с другом. В результате на рынке формируется рыночное равновесие. Основной характеристикой этого состояния является цена равновесия или равновесная цена. Цена равновесия – цена, по которой покупатели желают и могут купить данное количество товара, а продавцы по этой цене могут продать данное кол-во товара. Равновесная цена устраивает и продавцов и покупателей, в результате в условиях равновесия интересы продавцов и покупателей совпадают или согласовываются.

  • Р1< Ре Qд>Qs Дефицит. Конкуренция среди покупателей среди дефицита формирует тенденцию цен к росту до равновесного уровня.Абсолютное недопотребление; очереди; черный рынок
  • Р1>Ре Qд<Qs Избыток. В условиях избытка цены имеют тенденцию к снижению, причем эту тенденцию формируют продавцы.
  • Если на рынке формир.ситуация, когда интересы продавцов и покупателей не могут быть согласованы это значит что данный рынок не готов для реализации данного товара.

Рs min> Pd max Qs min > Qd max

 

Излишек потребителя- разность между суммой денег, которые покупатели были готовы заплатить за определенные объемы благ, приобретая их по ценам спроса, и теми расходами, которые они несут, приобретая блага по равновесной цене. Поскольку на рынке совершенной конкуренции отсутствует ценовая дискриминация покупателя, т.е. возможность продавать одно и тоже благо разным покупателям по разным ценам и цена является единой для всех агентов.

Излишек производителя- разность между той выручкой, которую реально получили продавцы благодаря отсутствию ценовой дискриминации продавцов и той выручкой, которая была для них вполне достаточна для покрытия всех издержек (явных и неявных) при реализации меньших объемов благ.

7. Эластичность спроса. Применение коэффициентов эластичности в экономическом анализе

Эластичность спроса – как экономическая категория показывает степень изменения одного параметра под воздействием другого параметра.

эластичность спроса по цене (ценовая эластичность) показывает степень изменения спроса под воздействием изменения цены

, где ΔQд - изменение величины спроса; ΔР - изменение цены.

Степень эластичности спроса в зависимости от цены характеризует в какой мере объем спроса на рынке изменяется при данном измене­нии цены. В случае чуткой реакции мы говорим об эластичном спросе. Этот показатель рассматривается всегда по модулю. Он отражает степень реакции спроса на изменение цены данного товара.

→∞ - абсолютно эластичный. >1 – эластичный. =1 – единичная эластичность – на 1% изменения цены спрос изменяется тоже на 1% . 0< <1 – спрос неэластичный - это либо товар первой необходимости либо товар, не имеющий заменителей. →0 – абсолютно неэластичный спрос.

Факторы, влияющие на эластичность:

1. Качество товара - является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости. Спрос на предметы роскоши - эластичный, на товары первой необходимости - жесткий.

2. Наличие товаров-заменителей - чем больше у данного товара товаров-заменителей, тем более эластичным является спрос.

3. Удельный вес расходов на потребление данного товара в общем бюджете потребителя. Обычно, чем меньше удельный вес данного товара, тем выше ценовая эластичность

4. Объем запаса блага у потребителя

5. Ожидание потребителей (подорожание товара приводит к ожиданию потребителем лучших времен)

Степень реакции покупателя можно также охарактеризовать коэффициентом перекрестной эластичности спроса:

Если Е>0, то это взаимозаменяемые товары;

Если Е @ 0 - независимые товары;

Если Е < 0, то товары взаимодополняемые.

Эластичность спроса по доходу: Если Е> 0, с ростом дохода увеличивается потребление данного товара (доброкачественный товар, товар первой необходимости). Если Е< 1 – товар роскоши. Если Е< 0, с расширением дохода потребление вытесняет данный товар. Это неполноценный товар.

Существует зависимость между ценовой эластичностью и размерами валовой выручки. TR = P * Q – валовая выручка. Если спрос на товар Q эластичен, то валовая выручка TR и цена P меняются в разных направлениях. При EPD > 1 P¯­, TR­¯ между изменением цены и валовой выручкой обратная зависимость При EPD < 1 P¯­, TR­¯ между изменением цены и валовой выручкой прямая зависимость. При EPD = 1 P¯­, TR = const изменение цены не влияет на валовую выручу.

Q1 – Q0 P1 + P0

EPD = ———— * ————

P1 – P0 Q1 + Q0

8. Эластичность предложения и факторы ее определяющие

Эластичность предложения по цене, или ценовая эластичность предложения показывает, на сколько изменится в %-ном соотношении величина предложения товара или услуги при изменении его цены на 1%.

1. EPS = 1 – единичная эластичность предложения по цене.

2. EPS > 1 – предложение эластично по цене.

EPS ® ∞ - абсолютно эластичное по цене предложение.

3. EPS < 1 не эластичное по цене предложение

EPS = 0 абсолютно не эластичное предложение.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода:

· под кратчайшем понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение совершенно неэластично. Продавцы не успевают среагировать на изменение цены.

· краткосрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

· долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход из нее при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (780)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)