Равновесие на единичном рынке. Равновесная цена. Понятие излишка потребителя и производителя
Рыночная конкуренция приводит к тому, что спрос и предложение на рынке взаимодействуют между собой приходят в соответствии друг с другом. В результате на рынке формируется рыночное равновесие. Основной характеристикой этого состояния является цена равновесия или равновесная цена. Цена равновесия – цена, по которой покупатели желают и могут купить данное количество товара, а продавцы по этой цене могут продать данное кол-во товара. Равновесная цена устраивает и продавцов и покупателей, в результате в условиях равновесия интересы продавцов и покупателей совпадают или согласовываются.
Рs min> Pd max Qs min > Qd max
Излишек потребителя- разность между суммой денег, которые покупатели были готовы заплатить за определенные объемы благ, приобретая их по ценам спроса, и теми расходами, которые они несут, приобретая блага по равновесной цене. Поскольку на рынке совершенной конкуренции отсутствует ценовая дискриминация покупателя, т.е. возможность продавать одно и тоже благо разным покупателям по разным ценам и цена является единой для всех агентов. Излишек производителя- разность между той выручкой, которую реально получили продавцы благодаря отсутствию ценовой дискриминации продавцов и той выручкой, которая была для них вполне достаточна для покрытия всех издержек (явных и неявных) при реализации меньших объемов благ. 7. Эластичность спроса. Применение коэффициентов эластичности в экономическом анализе Эластичность спроса – как экономическая категория показывает степень изменения одного параметра под воздействием другого параметра. эластичность спроса по цене (ценовая эластичность) показывает степень изменения спроса под воздействием изменения цены , где ΔQд - изменение величины спроса; ΔР - изменение цены. Степень эластичности спроса в зависимости от цены характеризует в какой мере объем спроса на рынке изменяется при данном изменении цены. В случае чуткой реакции мы говорим об эластичном спросе. Этот показатель рассматривается всегда по модулю. Он отражает степень реакции спроса на изменение цены данного товара. →∞ - абсолютно эластичный. >1 – эластичный. =1 – единичная эластичность – на 1% изменения цены спрос изменяется тоже на 1% . 0< <1 – спрос неэластичный - это либо товар первой необходимости либо товар, не имеющий заменителей. →0 – абсолютно неэластичный спрос. Факторы, влияющие на эластичность: 1. Качество товара - является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости. Спрос на предметы роскоши - эластичный, на товары первой необходимости - жесткий. 2. Наличие товаров-заменителей - чем больше у данного товара товаров-заменителей, тем более эластичным является спрос. 3. Удельный вес расходов на потребление данного товара в общем бюджете потребителя. Обычно, чем меньше удельный вес данного товара, тем выше ценовая эластичность 4. Объем запаса блага у потребителя 5. Ожидание потребителей (подорожание товара приводит к ожиданию потребителем лучших времен) Степень реакции покупателя можно также охарактеризовать коэффициентом перекрестной эластичности спроса: Если Е>0, то это взаимозаменяемые товары; Если Е @ 0 - независимые товары; Если Е < 0, то товары взаимодополняемые. Эластичность спроса по доходу: Если Е> 0, с ростом дохода увеличивается потребление данного товара (доброкачественный товар, товар первой необходимости). Если Е< 1 – товар роскоши. Если Е< 0, с расширением дохода потребление вытесняет данный товар. Это неполноценный товар. Существует зависимость между ценовой эластичностью и размерами валовой выручки. TR = P * Q – валовая выручка. Если спрос на товар Q эластичен, то валовая выручка TR и цена P меняются в разных направлениях. При EPD > 1 P¯, TR¯ между изменением цены и валовой выручкой обратная зависимость При EPD < 1 P¯, TR¯ между изменением цены и валовой выручкой прямая зависимость. При EPD = 1 P¯, TR = const изменение цены не влияет на валовую выручу. Q1 – Q0 P1 + P0 EPD = ———— * ———— P1 – P0 Q1 + Q0 8. Эластичность предложения и факторы ее определяющие Эластичность предложения по цене, или ценовая эластичность предложения показывает, на сколько изменится в %-ном соотношении величина предложения товара или услуги при изменении его цены на 1%.
1. EPS = 1 – единичная эластичность предложения по цене. 2. EPS > 1 – предложение эластично по цене. EPS ® ∞ - абсолютно эластичное по цене предложение.
3. EPS < 1 не эластичное по цене предложение EPS = 0 абсолютно не эластичное предложение. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: · под кратчайшем понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение совершенно неэластично. Продавцы не успевают среагировать на изменение цены. · краткосрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. · долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход из нее при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (894)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |