Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос: Индивидуальная характеристика отношения к деньгам



2015-11-20 594 Обсуждений (0)
Вопрос: Индивидуальная характеристика отношения к деньгам 0.00 из 5.00 0 оценок




Деньги волновали человека во все времена, и связано это с влиянием материального мира (денег в частности) на человека и общество. Последствия этого влияния можно видеть в изменении внутреннего мира человека, его устремлений и нравственных критериев. В результате деньги из всеобщего эквивалента стоимости превратились в символ безопасности, любви, свободы и власти. Психологический смысл денег выявили в результате клинической практики исследователи Голдберг и Левис (H. Goldberg & R. Lewis, 1978). Приведем характеристику значений, приписываемых деньгам.

Безопасность. Деньги могут использоваться для преодоления тревоги и достижения чувства безопасности. Они заменяют людей, которые не рассматриваются как источник безопасности. Этот случай Ж. Бодрийяр назвал идеальной декорацией невротического равновесия. То, что не удалось в отношениях с людьми, переносится на деньги.

Свобода. Деньги предоставляют человеку время, освобождая от повседневной рутины и ограничений. Однако вместе со свободой возникает и тревога, которая, как писал Кьеркегор, есть "головокружение от свободы". Люди по-разному справляются с этой тревогой — от участия в религиозных сектах и террористических группах до безответственного, поверхностного проживания своей жизни. Идеальный вариант, если человек начинает связывать свои цели с совершенствованием личности.

Любовь. Деньги могут заменять эмоциональную близость в отношениях и использоваться для того, чтобы купить преданность и привязанность. Человек "обязуется" платить взамен за соответствующее к нему отношение. Иначе подразумевается способность наказать другую сторону, лишить ее каких-либо благ. Это явление в литературе описано соответственно как власть вознаграждения или власть принуждения.

Власть. В данном случае деньги используются для того, чтобы приобрести значимость в глазах других, купить власть и почувствовать собственное превосходство. Люди, использующие подобную тактику, склоны унижать, подчинять и контролировать других, как правило, тщеславных, жадных и неуверенных в себе людей. Властолюбцы манипулируют другими, демонстрируют им свое пренебрежение. В итоге их ждет разочарование, одиночество или окружение лицемеров.

Форман (1987) выделил 5 классических типов отношения к деньгам:

1.Скряга – копит деньги, старается не показывать свою скупость, ужасно боится потерять свои деньги, склонен к недоверчивости. Не умеет получать удовольствие от тех благ, которые можно получить за деньги.

2. Расточитель – тратит деньги компульсивно и бесконтрольно, особенно когда бывает в подавленном настроении или считает себя недостойным или отвергнутым. Потратив деньги, он сразу начинает испытывать удовлетворение, но это чувство недолговечно и часто сменяется чувством вины.

3.Магнат – полностью поглощен умножением своего состояния, считая, что это лучший способ достижения высокого статуса и получения одобрения. Такие люди утверждают, что чем больше у них денег, тем лучше смогут управлять своим миром и тем счастливее они станут.

4.Охотники за скидками – ищут распродажи, торгуются и покупают ненужные вещи, потому что приобретения. сделанные по сниженной цене дают чувство превосходства, повышают самооценку. Испытывают гнев и депрессию, если приходится уплатить запрашиваемую продавцом сумму.

5.Азартный игрок – ощущает душевный подъем, когда рискует, и всегда надеется на выигрыш. Трудно остановиться, поскольку выигрыш дает ощущение всемогущества.

Исторически сложилось, что в нашей стране было в основном развито сберегающее поведение, в русской культуре за века выработалось нерыночное отношение к деньгам — бережливость по отношению к заработанному, иногда превращающаяся в простое складирование денег "в чулок" на "черный" день.

Выделены несколько уровней сберегающего поведения: 0 уровень - отсутствие тенденции к накоплению, созданию ресурсов. Человек живет одним днем, не задумываясь, что будет завтра. 1 уровень - накопление, создание ресурсов, направленных на удовлетворение биологических потребностей (например, домашние пищевые заготовки на зиму). 2 уровень - создание ресурсов, направленных на удовлетворение базовых социальных потребностей (например, получение начального и среднего образования). 3 уровень - создание ресурсов, направленных на удовлетворение развитых социальных потребностей (например, покупка хорошей одежды, автомобиля, благоустройство жилья в соответствии с требованиями времени). 4 уровень - накопление денежных средств как некоторого универсального ресурсного состояния. 5 уровень - вложение средств в золото, драгоценности, произведения искусства для себя или на "черный день".

Как правило, инвестиционное поведение формируется при более или менее стабильной жизни индивидуума, его уверенности в завтрашнем дне, при наличии свободных денежных средств, хотя в нашей стране в основном имело место вынужденное инвестиционное поведение.

По аналогии со сберегающим поведением, на наш взгляд, можно выделить несколько уровней инвестиционного поведения: 0 уровень - отсутствие стремления к получению прибыли. 1 уровень - вложения в средства удовлетворения биологических потребностей на бытовом уровне (например, домашнее консервирование с целью последующей реализации на рынке). 2 уровень - вложения в средства удовлетворения базовых социальных потребностей (например, одежда, бытовая техника с целью получения последующей выгоды). 3 уровень - вложения в средства удовлетворения развитых социальных потребностей (в индустрию отдыха, туризма, культуры с целью получения последующей выгоды). 4 уровень - вложения средств в валюту с целью получения последующей выгоды. 5 уровень - вложения в средства удовлетворения сверхнормативных социальных потребностей (золото, драгоценности и др. с целью получения прибыли через определенный период). 6 уровень - вложения в ценные бумаги, акции.

Что касается гендерных особенностей отношения к деньгам, мужчины придают деньгам повышенную ценность, у них больше склонность к риску с целью их приобретения. Для них является наиболее типичным "предпочтение жить и работать в условиях конкуренции". У женщин больше, чем у мужчин, склонность к избеганию потерь и реалистичность экономического риска. У них чаще заниженные оценки своей конкурентоспособности в развитии бизнеса.

Можно выделить целый ряд негативных установок по отношению к деньгам. На бессознательном уровне деньги, например, могут символизировать зло, болезнь и т. д. И в соответствии с этими представлениями люди строят свое поведении по отношению к деньгам. Кроме того, существуют установки, которые отражают отношение человека не столько к самим деньгам, сколько к окружающей действительности в целом. Так, например, у человека может быть представление о том, что большие деньги можно заработать только тяжелым трудом; повышение уровня благосостояния может испортить отношения с близкими людьми; что большие деньги достаются только нечестным путем и т. д. Как бы человек не стремился на сознательном уровне повысить уровень своего благосостояния, на поведенческом уровне он будет сталкиваться с ситуациями, которые отражают его установки. Деньги могут символизировать любовь, уважение, свободу; а могут на бессознательном уровне быть символом обмана несчастья или даже смерти.

Как показывает практическая работа, источником установок по отношению к деньгам может служить родительская семья человека, его личный опыт, а также опыт значимых для него людей. Особый интерес представляет научное исследование сознательных и бессознательных установок по отношению к деньгам, а также изучение денежного поведения, базирующегося на этих установках.



2015-11-20 594 Обсуждений (0)
Вопрос: Индивидуальная характеристика отношения к деньгам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос: Индивидуальная характеристика отношения к деньгам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (594)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)