Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Научный руководитель - Тарыма А.В., к.ф.н., доцент кафедры русского языка




Причастия и деепричастия являются наиболее употребительными категориями в современном русском языке. Отличающиеся большой синтаксической подвижностью, динамичностью и выразительностью в передаче обозначаемых действий, способствующие сжатости речи, сочетающие в себе глагольную семантику с синтагматическими свойствами прилагательного и наречия, они занимают одно из центральных мест в русской грамматике.

Я прошла педагогическую практику в МОУ СОШ № 2 г. Кызыла, и из опыта педагогической практики было видно, что учащиеся тувинской национальной школы испытывают значительные трудности как при использовании данных форм в «чужих» текстах, так и при их использовании в собственной письменной речи. Преодоление этих трудностей предполагает исследование характера восприятия и употребления учащимися-тувинцами видовых форм деепричастий , причастных и деепричастных оборотов; проявления межъязыковой интерференции при усвоении указанных глагольных форм русского языка, с учетом чего и должна быть разработана специальная методика обучения этим языковым единицам школьников-тувинцев. Отсутствие таких комплексных исследований затрудняет подготовку эффективных дидактических материалов, учебных и методических пособий. Несмотря на то, что причастия и деепричастия широко используются во всех письменных стилях речи, они еще не были предметом специального исследования в методике преподавания русского языка в тувинской национальной школе .



Цель нашей работы: выявить трудности, которые испытывают учащиеся национальной школы при изучении темы: «Деепричастие»

Актуальность темы. Учащиеся тувинской национальной школы испытывают значительные трудности при изучении темы: «Деепричастие» как в устной речи, так и в письменной. Кроме того, в учебнике для 7кл. Под ред. Х.Х. Сукунова, Л.А.Тростенцовой недостаточно последовательно выражен функционально-системный подход в подаче материала по изучаемым глагольным формам, они не вполне соответствуют требованиям формирования национально-русского двуязычия. В них не уделяется должного внимания развитию связной речи учащихся, а некоторый дидактический материал устарел. Необходимость устранения подобных недостатков и обусловила актуальность нашей работы.

Методологической основой процесса обучения русским неспрягаемым формам глагола являются работы ученых-лингвистов Д.И.Арбатского, В.В.Виноградова, А.А.Потебни, Л.В.Щербы, А.А.Шахматова, Г.Н.Никольской, Р.Б.Сабаткоева, и др. работы.

Малая активность причастий и деепричастий в устной речи школьников приводит к тому, что при их употреблении в письменной речи ученики часто допускают ошибки

Значительное количество ошибок допускают учащиеся и в употреблении деепричастий .Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого (Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом -а. От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса -а, но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в (положив трубку). Часто они затрудняются распознавать деепричастие , смешивая его с личными формами глагола и с причастием; по модели родного языка школьники-тувинцы в двусубъектном русском предложении употребляют деепричастие , обозначающее не действие подлежащего, а действие дополнения (Я видел его играя (вм. играющим), также под влиянием родного языка учащиеся строят конструкции, в которых субъект деепричастия и субъект сказуемого не совпадают (Придя домой после школы , собака встретила меня радостным лаем); образуют деепричастия от таких глаголов, от которых они не образуются; опускают суффикс -ся у возвратных деепричастий (Он шел ни разу не оглянувши (вм. оглянувшись); суффиксы деепричастий принимают за окончания; неправильно используют видовые формы деепричастий (Подбегая (вм. подбежав) к реке, мы прыгнули в воду) ; неправильно определяют границы деепричастного оборота, по причине чего неверно расставляют знаки препинания.Затрудняются при обособлении одиночных деепричастий, перешедшие в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа, не спеша и др.). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия, а обозначает только признак действия и не обособляется (Они шли не торопясь ( то есть медленно). Он говорил волнуясь ( то есть взволнованно).

Лежа читать вредно, нужно читать сидя. ( выделенные деепричастия не обозначают добавочного действия, а обозначает только признак действия).

Ср.: Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении (здесь деепричастие «сидя» сохранило значение добавочного действия: читать и сидеть).

Ошибки, которые допускают учащиеся при употреблении деепричастий Примеры
1. Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.   Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом -а. От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса -а, но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в (положив трубку).  
2. В двусубъектном русском предложении употребляют деепричастие , обозначающее не действие подлежащего, а действие дополнения   Я видел его играя (вм. играющим).  
3. Также под влиянием родного языка учащиеся строят конструкции, в которых субъект деепричастия и субъект сказуемого не совпадают   Придя домой после школы , собака встретила меня радостным лаем.Он шел ни разу не оглянувши (вм. оглянувшись)
4. Опускают суффикс -ся у возвратных деепричастий   Он шел ни разу не оглянувши (вм. оглянувшись).  
5. Суффиксы деепричастий принимают за окончания; неправильно используют видовые формы деепричастий   Подбегая (вм. подбежав) к реке, мы прыгнули в воду и др.    
6.Затрудняются при обособлении одиночных деепричастий, перешедшие в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа, не спеша и др.). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия, а обозначает только признак действия и не обособляется. Они шли не торопясь ( то есть медленно). Он говорил волнуясь ( то есть взволнованно). Лежачитать вредно, нужно читать сидя. ( выделенные деепричастия не обозначают добавочного действия, а обозначает только признак действия). Ср.: Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении ( здесь деепричастие «сидя» сохранило значение добавочного действия: читать и сидеть).

Вывод

Таким образом, чтобы учащиеся больше не допускали такие ошибки нужно:

1. Использовать на уроках наглядный материал: схемы, таблицы, рисунки и т.д.;

2. Надо четко объяснить, при помощи каких суффиксов образуется деепричастие;

3.Можно включить в урок небольшую игру, чтобы узнать хорошо ли усвоили учащиеся тему. Например: игра

« Хорошо ли знаем деепричастие?»

Задача учащихся: хлопнуть в ладоши, если я назову деепричастия.

4. После каждого пройденного этапа урока обязательно нужно сделать выводы, чтобы ребята запомнили;

5. Усвоение пунктуации причастных и деепричастных оборотов важно осуществлять в тесной связи с работой над интонацией.

6. Физминутку с использованием деепричастий;

7. Мини-сочинение «Размышляя о школе». В сочинении необходимо употребить деепричастия

8. Использовать на уроках сопоставительный материал на примере родного языка.

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (410)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)