Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 8. Понятие как форма мышления. Основные приёмы формирования понятия. Выражение понятий в языке



2015-11-20 3142 Обсуждений (0)
Вопрос 8. Понятие как форма мышления. Основные приёмы формирования понятия. Выражение понятий в языке 5.00 из 5.00 4 оценки




Понятие это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предметаназывается то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любой предмет имеет свои признаки, которые отличают его от других предметов. Например: Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.

Логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые не выражают сущности предмета, называются несущественными.

Существенные признаки могут быть общими и единичными. По­нятия, отражающие множество предметов, включают общие сущест­венные признаки. Единичныепризнаки, без, которых отличить одного человека от других людей невозможно.

Понятие лишено наглядности. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокуп­ности в абстрактной, обобщенной форме на основании их сущест­венных признаков. Понятие - одна из основных форм научного познания.

 

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Логический прием, устанавливающий сходство и различие предметов, называется сравнением.

Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Мысленное" выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагиро­ванием.

Синтез - это прием, при помощи которого происходит мысленное соединение частей предмета, расчле­ненного анализом.

обобщение - прием, с помощью которого отдельные предметы на основе прису­щих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.

 

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосоче­таниях.

Омонимы -это слова, совпадающие по звучанию, но выражающие различные понятия. Синонимами называют­ся слова, близкие или тождественные по своему значению, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской.

Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смеше­нию понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях.

Термин— это слово или словосочетание, обозна­чающее строго определенное понятие и характеризующееся одно­значностью.

 

 

Вопрос 9. Содержание и объём понятия. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Виды понятий.

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемом понятия. Классом, или множеством, называется определенная совокуп­ность предметов, имеющих некоторые общие признаки.

Класс может включать в себя подкласс, или подмно­жество.Например, класс студентов включает в себя подкласс сту­дентов юридических вузов.

Классы состоят из элементов. Элемент класса— это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будет Алтайский Государственный Университет.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака ?

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, назы­вается универсальным классом(например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это будет еди­ничный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. ( русалка, круглый квадрат).

Связь объёма и содержания выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия,который устанавливает, что увеличение со­держания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объ­емом, и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем при­бавления нового признака — «современный», мы переходим к поня­тию «современное государство», имеющему меньший объем.

1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие в котором мыслится один элемент, называется единичным Понятие, в котором мыслится множество элементов называется общим. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими Регистрирующими называются понятия, в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддаётся учёту. Например, «участник Великой Отечест­венной войны».

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называется нерегистрирующим.

2. Поня­тия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое называются собирательными. На­пример, «созвездие». Соби­рательные понятия могут быть общими («коллектив») и единичными («коллектив нашего института»).

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным. Например, по­нятия «звезда». Понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же вы­сказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, то такое упот­ребление понятия называется собирательным. Например, выска­зывая мысль «Студенты 1-го курса изучают логику», мы употреб­ляем понятие «студенты 1-го курса» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту 1-го курса.

3. Понятия делятся на конкретные и абстрактныев зависимости от того, что они отражают: предмет или его при­знак.

Понятие, в котором мыслится предмет как нечто самостоятельно существующее, называется конкрет­ным;понятие, в котором мыслится отноше­ние между предметами, называется абстрактным. «книга», - конкретное; поня­тия «смелость» - абстрактными.

Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие «посредник» — общее, конкрет­ное).

4. Понятия делятся на положительныеи отрицательные. Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. -"В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без», словами с отрицательной приставкой «а»: «аморальный».

5. Понятия делятся на безотносительныеи соотносительные.

Понятия, отражающие предметы, мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство». Соотносительныепонятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например: «родители» (по отношению к понятию «дети»). Определить, к какому виду относится то или иное понятие, — значит дать ему логическую характеристику.



2015-11-20 3142 Обсуждений (0)
Вопрос 8. Понятие как форма мышления. Основные приёмы формирования понятия. Выражение понятий в языке 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Вопрос 8. Понятие как форма мышления. Основные приёмы формирования понятия. Выражение понятий в языке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3142)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)