Вопрос 8. Понятие как форма мышления. Основные приёмы формирования понятия. Выражение понятий в языке
Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предметаназывается то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любой предмет имеет свои признаки, которые отличают его от других предметов. Например: Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен. Логика выделяет признаки существенные и несущественные. Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые не выражают сущности предмета, называются несущественными. Существенные признаки могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки. Единичныепризнаки, без, которых отличить одного человека от других людей невозможно. Понятие лишено наглядности. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. Понятие - одна из основных форм научного познания.
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Логический прием, устанавливающий сходство и различие предметов, называется сравнением. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом. Мысленное" выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием. Синтез - это прием, при помощи которого происходит мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. обобщение - прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.
Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях. Омонимы -это слова, совпадающие по звучанию, но выражающие различные понятия. Синонимами называются слова, близкие или тождественные по своему значению, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Термин— это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью.
Вопрос 9. Содержание и объём понятия. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Виды понятий. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия. Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Класс может включать в себя подкласс, или подмножество.Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов. Классы состоят из элементов. Элемент класса— это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будет Алтайский Государственный Университет. Отношение элемента к классу выражается при помощи знака ? Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом(например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это будет единичный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. ( русалка, круглый квадрат). Связь объёма и содержания выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия,который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака — «современный», мы переходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объем. 1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие в котором мыслится один элемент, называется единичным Понятие, в котором мыслится множество элементов называется общим. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддаётся учёту. Например, «участник Великой Отечественной войны». Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называется нерегистрирующим. 2. Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое называются собирательными. Например, «созвездие». Собирательные понятия могут быть общими («коллектив») и единичными («коллектив нашего института»). Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным. Например, понятия «звезда». Понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, то такое употребление понятия называется собирательным. Например, высказывая мысль «Студенты 1-го курса изучают логику», мы употребляем понятие «студенты 1-го курса» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту 1-го курса. 3. Понятия делятся на конкретные и абстрактныев зависимости от того, что они отражают: предмет или его признак. Понятие, в котором мыслится предмет как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным;понятие, в котором мыслится отношение между предметами, называется абстрактным. «книга», - конкретное; понятия «смелость» - абстрактными. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие «посредник» — общее, конкретное). 4. Понятия делятся на положительныеи отрицательные. Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. -"В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без», словами с отрицательной приставкой «а»: «аморальный». 5. Понятия делятся на безотносительныеи соотносительные. Понятия, отражающие предметы, мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство». Соотносительныепонятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например: «родители» (по отношению к понятию «дети»). Определить, к какому виду относится то или иное понятие, — значит дать ему логическую характеристику.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3142)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |