Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контроль исходного уровня знаний. МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ



2015-11-20 711 Обсуждений (0)
Контроль исходного уровня знаний. МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Для специальности 060609 – Медицинская кибернетика

(очная форма обучения)

 

 

Красноярск

 

 

УДК

ББК

С

 

 

Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «Фармакология» для специальности 060101- Лечебное дело (очная форма обучения) / сост. О.В. Селицкая. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2012. – …… с.

 

Составитель: к.м.н., ст. преподаватель О.В. Селицкая.

 

Сборник методических указаний к практическим занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2011 по специальности 060609 – Медицинская кибернетика (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2012 г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.

 

 

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол № от

« » 2012).

 

 

КрасГМУ

2012 г.


Содержание

1. Введение в фармакологию. Общая рецептура………………………..5

1. Введение в общую рецептуру. Приказы о лекарственном обеспечении населения. Правила выписывания рецептов, формы

рецептурных бланков.

Твердые и жидкие лекарственные формы………………………..10

2. Мягкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций

3. Заключительное занятие по теме: «Общая рецептура»…………15

4. Общая фармакология……………………………………………….18

 

2. Лекарственные средства, влияющие на периферический отдел нервной системы…………………………………………………………………..39

5. Лекарственные средства, влияющие на периферический ………

отдел нервной системы. Антихолинэстеразные средства. Местные анестетики, обволакивающие, вяжущие, адсорбирующие и раздражающие средства……………………………….....................48

6. Лекарственные средства, действующие на М- и

Н-холинорецепторы………………………………………….........56

7. Лекарственные средства, действующие на адренергические

синапсы…………………………………………………………........60

8. Заключительное занятие по теме: «Лекарственные средства, влияющие на периферический отдел нервной системы»…………….......................................................................76

 

3. . Лекарственные средства, регулирующие функции ЦНС..................86

9. Лекарственные средства, регулирующие функции ЦНС. Классификация. Средства для наркоза, спирт этиловый, снотворные и анксиолитические средства....................................98

10. Анальгезирующие средства........................................................102

11. Антипсихотические, противопаркинсонические, противоэпилептические средства. Средства для лечения маний, седативные средства....................................................................108

12. Психостимуляторы, ноотропные средства, антидепрессанты, аналептики...................................................................................123

13. Заключительное занятие по теме: «Лекарственные средства, регулирующие функции ЦНС»...................................................143

 

4. Лекарственные средства, регулирующие процессы обмена веществ.

14. Лекарственные средства, регулирующие процессы обмена веществ. Гормональные препараты.............................................................................................156

15. Витаминные препараты....................................................................167

16. Противоатеросклеротические средства. Средства, применяемые при ожирении» (в интерактивной форме)......................................178

17. Средства, применяемые для лечения и профилактики остеопороза. Противоподагрические средства.....................................................186

18. Лекарственные средства, угнетающие воспаление и влияющие на иммунные процессы. ........................................................................198

19. Заключительное занятие по теме: «Лекарственные средства, регулирующие процессы обмена веществ»...................................226

 

5. Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов.......................................................................................................226

20. Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на функции органов дыхания.............237

21. Кардиотонические и противоаритмические средства. ................245

22. Антиангинальные средства и средства, влияющие ни мозговое кровообращение.............................................................................256

23. Антигипертензивные и антигипотензивные средства. Венотропные (флеботропные) средства.......................................263

24. Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения............................................................................................270

25. Диуретические средства.

Средства, влияющие на миометрий..............................................286

 

26. Лекарственные средства, влияющие на систему крови..............295

27. Заключительное занятие по теме: «Лекарственные средства.....305 влияющие на функции исполнительных органов».........................315

 

VI. Противомикробные, противовирусные и противопаразитарные средства. Противоопухолевые средства.................................................336

28. Антисептические и дезинфицирующие средства...........................336

29. Антибиотики......................................................................................348

30. Синтетические противомикробные средства разного химического строения.............................................................................................354

31. Противотуберкулезные средства. Противоспирохетозные средства. Противовирусные средства» (в интерактивной форме)................363

32. Противопротозойные средства. Противогрибковые средства. Противоглистные средства..............................................................376

33. Антибластомные средства. Итоговый контроль сформированности практических навыков (умение выписывать рецепты на лекарственные вещества в различных лекарственных формах).

34. Заключительное занятие по теме: «Противомикробные, противовирусные и противопаразитарные средства. Противоопухолевые средства. Тестовый контроль по фармакологии».

Рекомендуемая литература .…………………………………………………351

 


 

Занятие № 1

Тема: «Введение в общую рецептуру. Правила выписывания рецептов, формы рецептурных бланков. Твердые и жидкие лекарственные формы».

2. Форма организации занятия: практическое занятие.

3. Значение изучения темы: Фармакология относится к разряду фундаментально-прикладных наук. Современные лекарственные препараты обладают очень высокой активностью, и поэтому их неправильное назначение может нанести значительный вред больному. Изучение раздела общая рецептура должно научить студентов правильно ориентироваться в вопросах выписывания рецептов на лекарственные средства.

(актуальность изучаемой проблемы).

Цели обучения.

- общая: обучающийся должен обладать

Общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1),

· способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности. (ОК-5).

· способностью и готовностью анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность. (ПК-4).

способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов, методов диагностики и лечения. (ПК-7).

 

- учебная знать:классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств, побочные эффекты; общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств;

-уметь – пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения; выписывать рецепты лекарственных средств, использовать различные лекарственные формы при лечении определенных патологических состояний, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики; оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных средств и способы их устранения;

- владеть - навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний.

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

1. ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА – ЭТО

1) раздел лекарствоведения о правилах выписывания в рецептах лекарственных форм.

2) раздел фармакологии, изучающий общие закономерности взаимодействия лекарственных веществ с живыми организмами

3) наука о лекарственном сырье растительного и животного происхождения

4) наука, изучающая выписывание рецептов

 

2. ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА – ЭТО

1) одно или несколько лекарственных веществ, применяемых для лечения и профилактики заболеваний

2) индивидуальное хим. соединение, используемое для лечения и профилактики заболеваний

3) удобная для практического применения форма, придаваемая для получения необходимого лечебного или профилактического эффекта

4) лекарственное сырье

 

3. ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО – ЭТО

1) одно или несколько лекарственных веществ, применяемых для лечения и профилактики заболеваний

2) индивидуальное хим. соединение, используемое для лечения и профилактики заболеваний

3) удобная для практического применения форма, придаваемая для получения необходимого лечебного или профилактического эффекта

4) лекарственное сырье

 

4. ЛЕКАРСТВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО – ЭТО

1) одно или несколько лекарственных веществ, применяемых для лечения и профилактики заболеваний

2) индивидуальное хим. соединение, используемое для лечения и профилактики заболеваний

3) удобная для практического применения форма, придаваемая для получения необходимого лечебного или профилактического эффекта

4) препарат, оказавший эффект

 

5. ПРИКАЗ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЙ ПРАВИЛА ВЫПИСЫВАНИЯ И ОТПУСКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

1) Федеральный Закон о лекарственных средствах

2) приказ № 110

3) приказ № 330

4) приказ №328

 

6. РЕЦЕПТЫ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ЛЬГОТНЫМ КАТЕГОРИЯМ НАСЕЛЕНИЯ ВЫПИСЫВАЮТ

1) по торговому названию

2) по химическому наименованию

3) по международному непатентованному наименованию

4) специальным шифром

 

7. К ТВЕРДЫМ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ФОРМАМ ОТНОСИТСЯ

1) микстуры

2) линименты

3) порошки

4) настойки

 

8. ПОРОШКИ ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ (МЕЛЬЧАЙШИЕ) ЯВЛЯЮТСЯ

1) разделенными

2) неразделенными

3) стерильными

4) дозированными

 

9. СУСПЕНЗИЯ – ЭТО

1) дозированная твердая лекарственная форма

2) недозированная твердая лекарственная форма

3) недозированная жидкая лекарственная форма

4) мягкая лекарственная форма

 

10. ИНДИФФЕРЕНТНОЕ ВЕЩЕСТВО, ДОБАВЛЯЕМОЕ В СОСТАВ ДОЗИРОВАННЫХ ПОРОШКОВ МАССОЙ МЕНЕЕ 0,1 Г – ЭТО

1) крахмал

2) сахар

3) тальк

4) цинка окись

Основные понятия и положения темы.

Приказ МЗ № 110 от 12.02.2007 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».

Таблетки-Это твердая лекарственная форма для внутреннего и наружного применения, получаемая путем прессования лекарственных веществ. Порошок – Pulvis, род.падеж – Pulveris. Это твердая лекарственная форма для внутреннего и наружного применения, обладающая свойством сыпучести. В порошках не выписывают гигроскопичные вещества (натрия бромид, кальция хлорид и др.), вещества, которые при взаимном смешивании образуют влажные массы (эуфиллин и хинин), легко разлагаются (серебра нитрат в смеси с органическими веществами) или дают взрывчатые смеси. Различают по составу - порошки простые и сложные, по форме отпуска - дозированные (разделенные на отдельные дозы) и недозированные (выписываются общей массой), по применению - для применения внутрь и для наружного применения - для присыпания на раневую поверхность, для нанесения на слизистые оболочки. Порошок для наружного применения должен быть мельчайшим (мельчайший – subtilissimus), чтобы не вызвать механического раздражения и обеспечить наилучший контакт с поврежденной поверхностью. В случае, если лекарственное средство является лишь частью сложного порошка для присыпания, а остальное количество порошка составляют индифферентные вещества, возможна сокращенная пропись присыпки с указанием названия лекарственной формы - Aspersio (присыпка). Порошки для наружного применения используют методом присыпания. Они должны быть мельчайшими. Выписывают их в количестве от 5,0 г (для глазной практики) до 100,0 г (для нанесения на раневую поверхность кожи). Капсулы. Лекарственные вещества, обладающие неприятным вкусом, запахом или раздражающим действием выписывают в капсулах. Это могут быть как твердые лекарственные вещества, так и жидкости. Капсулы могут быть желатиновыми - Capsulae gelatinosae или синтетические (состоящие из полимеров). Капсулы имеют шарообразную или овальную продолговатую форму и вмещают чаще 0,1 - 0,5 г вещества. Раствор - Solutio , род. падеж - Solutionis . Это жидкая лекарственная форма, получаемая путем полного растворения лекарственного вещества в растворителе. Растворителями могут быть дистиллированная вода ( Agua destillata), спирт этиловый ( Spiritus aethylicus ), глицерин ( Glycerinum), жидкие масла (Oleum Persicorum - масло персиковое, Oleum Helianthi - масло подсолнечника, Oleum Vaselini - масло вазелиновое). Растворы могут использоваться для промываний, примочек, для закапывания в нос, ухо, за нижнее веко. Растворы для наружного применения выписывают в количестве от 5 - 10 мл (для закапывания в уши, в нос, в глаза), 50 - 100 мл и более (для протирания кожи), 200 – 300 мл (для промывания ран, полоскания полости рта, спринцеваний). Суспензия – Suspensio, ед.число, род.падеж – Suspensionis. Это жидкие лекарственные формы, в которых твёрдые мелкораздробленные нерастворимые лекарственные вещества находятся во взвешенном состоянии в какой либо жидкости (чаще - вода, реже - растительные масла, глицерин). Назначают суспензии внутрь, наружно, иногда в полости тела, а также инъекционно - внутримышечно. Выписывают суспензии сокращённой (чаще) и развёрнутой формой прописи. Правила расчёта те же, что и при прописи растворов. Настои и отвары - Настой – Infusum, ед.число, род.падеж- Infusi; Отвар - Decoctum, ед.число, род.падеж - Decocti. Это жидкие лекарственные формы, водные извлечения из растительного сырья. Настои готовят преимущественно из листьев, цветков, травы. Отвары из плотных частей (кора, корни). Настои и отвары готовят в аптеках непосредственно перед выдачей (они быстро разлагаются и выписывают их на 3 - 4 дня, сохраняют в прохладном месте). Настои и отвары применяют внутрь и наружно (полоскание). Внутрь назначают столовыми, десертными, чайными ложками и градуированными стаканчиками. Настойки – Tincsturae,ед.число, род.падеж – Tinctura. Это жидкие окрашенные спиртовые вытяжки из растительного сырья. Все настойки официнальны, сохраняются длительное время, дозируются каплями (в 1 мл - 50 капель). Пропись в рецепте начинается с названия лекарственной формы, затем указывается название растения и количество выписываемой настойки (5-30 мл). Новогаленовы препараты - Это официнальная максимально очищенная от балластных веществ вытяжка из растительного сырья. Как и галеновы препараты (настойки, экстракты), новогаленовы препараты готовят фабрично заводским путём. Каждый новогаленовый препарат имеет специальное название, назначается внутрь каплями, выписывается в количестве 15-25 мл. Микстура – жидкая лекарственная форма, получаемая в результате смешения нескольких лекарственных средств. Для получения микстуры необходимо наличие жидкой основы (раствор, настой, отвар), в которую вводят различные ингредиенты (порошкообразные вещества, настойки, экстракты). Микстуры могут быть прозрачными, мутными и с осадками (последние перед употреблением взбалтывают). Назначают микстуры обычно ложками внутрь. Выписывают микстуры чаще в полусокращённой прописи, то есть жидкая основа указывается в сокращённой форме прописи, а остальные ингредиенты перечисляются с указанием их количества. При выписывании микстур следует исходить из доз лекарственных веществ на один приём и количества приёмов. Слово микстура - Mixtura - в рецепте не употребляется, указывается лишь M. D. S. Экстракт – Extractum, ед.число, род.падеж – Extracti. По консистенции различают жидкие, густые и сухие экстракты. Густые и сухие экстракты входят в состав различных лекарственных форм (таблетки, суппозитории), а жидкие экстракты являются самостоятельной лекарственной формой. Жидкий экстракт (Extr. fluidum) - чаще спиртовое извлечение из растительного сырья и представляет собой окрашенную жидкость, дозируемую каплями. Все экстракты официнальны.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

 

Ситуационные задачи:

Задача №1

 

Выписать в рецепте больному 20 таблеток, содержащих по 0,025 индометацина (Indometacinum). Назначить внутрь по 1 таблетке 3 раза в день.

1. Выписать рецепт

2. Дать определение понятию «лекарственная форма»

3. Дать определение лекарственной форме «таблетки»

 

Задача №2

 

Выписать в рецепте больному этазол (Aethazolum) в форме дозированных порошков по 0,5. Назначить по 1 порошку 4 раза в день в течение 5 дней.

1. Выписать рецепт

2. Дать определение понятию «лекарственное вещество»

3. Дать определение лекарственной форме «порошок»

 

Задача №3

 

Выписать в рецепте больному фенобарбитал (Phenobarbitalum) по 0,05 в порошках. Назначить внутрь по 1 порошку на ночь.

1. Выписать рецепт

2. Приведите примеры недозированных лекарственных форм

3. Классификация порошков

 

Задача №4

 

Выписать в рецепте больному 25 мл настойки валерианы (Valeriana). Назначить внутрь по 25 капель 3 раза в день, предварительно растворить в ¼ стакана теплой воды.

1. Выписать рецепт

2. Дать определение лекарственной форме «настойка»

3. Основные отличия настоя и настойки

 

Задача №5

 

Выписать в рецепте больному аэрозоль «Пропосол» («Proposolum») 50,0 для нанесения на воспаленную слизистую рта при язвенном стоматите.

1. Выписать рецепт

2. Приведите примеры дозированных лекарственных форм

3. Дать определение лекарственной форме «раствор»

 

Задача №6

 

Выписать в рецепте больному раствор кальция глюконата (Calcii gluconas) на 5 дней с таким расчетом, чтобы больной получал 0,5 кальция глюконата на прием. Назначить по 1 десертной ложке 2 раза в день после еды.

1. Выписать рецепт

2. Классификация растворов в зависимости от растворителя

3. Дать определение лекарственной форме «раствор»

Фармакотерапевтические задачи:

 

1. 10,0 мельчайшего стрептоцида (Streptocidum). Назначить для присыпания на кожу и слизистые.

2. Этазол (Aethazolum) в форме дозированных порошков по 0,5. Назначить по 1 порошку 4 раза в день в течение 5 дней.

3. 20 таблеток,содержащих по 0.025 ортофена (Ortophenum). Назначить внутрь по 1 таблетке 3 раза в день.

4. 50 таблеток с коммерческим названием «Пентовит» (« Pentovitum »). Назначить по 2 таблетки 3 раза в день.

5. 20 драже с коммерческим названием «Фалиминт» («Falimint») по 0,025. Назначить по 1 драже 5 раз в день для рассасывания во рту.

6. Отвар коры дуба (cortex Quercus) 200 мл в концентрации 1 : 10. Назначить для полоскания полости рта.

7. Аэрозоль «Ингалипт» («Inhalyptum») 30 мл для орошения слизистой рта при стоматите.

8. 15 мл адонизида (Adonisidum). Внутрь по 15 капель 2 раза в день.

9. Аскорбиновую кислоту (Acidum ascorbinicum) по 0,05 в порошках. Назначить по 1 порошку 3 раза в день в течение 10 дней.

10. 20 мл спиртового раствора фурацилина (Furacilinum) в соотношении 1:1500. Назначить по 2 капли в правое ухо 2 раза в день.

11. 10 мл 0,5% суспензии гидрокортизона ацетата (Hydrocortisoni acetas). По 1 капле 3 раза в день в правую конъюнктивальную полость.

12. Раствор кальция глюконата (Calcii gluconas) на 5 дней с таким расчетом, чтобы больной получал 0,5 кальция глюконата на прием. Назначить по 1 десертной ложке 2 раза в день после еды.

13. 25 мл настойки валерианы (Valeriana). Назначить по 25 капель 3 раза в день.

 

5.4. Итоговый контроль знаний:

В – 1

Выписать:

1. 50,0 официнальной присыпки «Гальманин» («Galmaninum»). Назначить для присыпания при потливости ног.

2. Фенобарбитал (Phenobarbitalum) по 0,05 в порошках в количестве 10 штук. Назначить внутрь по 1 порошку на ночь.

3. 20 таблеток, содержащих по 0,5 кислоты ацетилсалициловой (Acidum acetylsalicylicum). Назначить по 1 таблетке 3 раза в день.

4. 50 драже содержащих по 3300 МЕ ретинола ацетата (Retinoli acetas). Назначить по 1 драже после еды.

5. 25 мл настойки валерианы (Valeriana). Назначить по 25 капель 3 раза в день.

6. 150 мл 3% раствора натрия бромида (Natrii bromidum). Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день. Определить разовую дозу натрия бромида.

7. 20 мл кордиамина (Cordiaminum). Назначить по 20 капель 3 раза в день.

 

В – 2

Выписать:

1. 20 порошков левомицетина (Laevomycetinum) по 0,5 в желатиновых капсулах. Назначить внутрьпо 1 капсуле 4 раза в день.

2. 20,0 натрия гидрокарбоната (Natrii hydrocarbonas). Назначить по ½ чайной ложки на 1 стакан воды для полоскания полости рта.

3. 10 таблеток, содержащих по 0,5 кислоты ацетилсалициловой (Acidum acetylsalicylicum). Назначить по 1 таблетке 3 раза в день.

4. 50 драже с коммерческим названием «Фестал» («Festal»). Назначить по 1 драже после еды.

5. 20 драже с коммерческим названием «Фалиминт» («Falimint»),в дозе 0,025. Назначить по 1 драже 5 раз в день для рассасывания во рту.

6. 200 мл отвара листьев шалфея (Salvia) в концентрации 1 : 20. Назначить для полоскания полости рта.

7. Аэрозоль «Пропосол» («Proposolum») 50,0 для нанесения на воспаленную слизистую рта при язвенном стоматите.

 



2015-11-20 711 Обсуждений (0)
Контроль исходного уровня знаний. МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контроль исходного уровня знаний. МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (711)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)