Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема: «Лекарственные средства, действующие на адренергические синапсы»




2. Форма организации занятия: практическое занятие.

3. Значение изучения темы: Значительный раздел частной фармакологии посвящен лекарственным средствам, влияющим на нервную регуляцию функций организма. С помощью таких веществ можно воздействовать на передачу возбуждения на разных уровнях ЦНС, а также в афферентных и эфферентных путях периферической иннервации.

Цели обучения.

- общая: обучающийся должен обладать

Общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1),

· способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и


· педагогической


· деятельности, к сотрудничеству и


· разрешению конфликтов, к толерантности. (ОК-5).

· способностью и готовностью анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность. (ПК-4).



способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов, методов диагностики и лечения. (ПК-7).

 

- учебная знать:классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств, побочные эффекты; общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств;

-уметь – пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения; выписывать рецепты лекарственных средств, использовать различные лекарственные формы при лечении определенных патологических состояний, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики; оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных средств и способы их устранения;

- владеть - навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных


заболеваний и патологических состояний.


5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.


Входной контроль Вариант 1

1. УКАЖИТЕ ОДНУ ИЗ ЛОКАЛИЗАЦИЙ АЛЬФА-1-АДРЕНОРЕЦЕПТОРОВ

1) гладкомышечные клетки кровеносных сосудов кожи, слизистых, органов брюшной полости

2) клетки миокарда и проводящей системы сердца

3) гладкомышечные клетки бронхов

4) круговая мышца радужной оболочки

2. УКАЖИТЕ ОДНО ИЗ ПОКАЗАНИЙ К ПРИМЕНЕНИЮ АЛЬФА-1- АДРЕНОМИМЕТИКОВ

1) артериальная гипертензия

2) сосудистый коллапс

3) почечная колика

4) печеночная колика

 

3. Может ли адреналина г\хлорид использоваться в сочетании с местными анестетиками для усиления и пролонгирования эффекта последних

1) да

2) нет

3) никогда

4) редко

4. Укажите средство из перечисленных, относящееся к группе бета-2-адреномиметиков

1) мезатон

2) сальбутамол

3) анаприлин

4) норадреналина г\тартрат

5. Укажите одно из показаний к применению бета-2-адреномиметиков

1) артериальная гипертензия

2) сердечная недостаточность

3) сердечные тахиаритмии и экстрасистолии

4) спазм бронхов

6. Отметьте верный путь введения норадреналина г\тартрата

1) под кожу

2) в мышцу

3) в вену капельно

4) внутрь

7. При систематическом назначении бета-адреноблокаторов артериальное давление у больных артериальной гипертензией

1) снижается

2) не изменяется

3) повышается

4) резко падает

8. Укажите бета-адреноблокатор, мало влияющий на тонус бронхов и сократительную активность миометрия

1) анаприлин

2) метопролол

3) сальбутамол

4) сотолол

9. Отметьте одно из показаний к назначению альфа-адреноблокаторов

1) артериальная гипотензия

2) спазмы периферических сосудов

3) атония кишечника

4) почечная колика

 

10. Назовите адреномиметик, стимулирующий преимущественно бетта-адренорецепторы:

1) салбутамол

2) анаприлин

3) мезатон

4) нафтизин

 


Входной контроль Вариант 2


1. Укажите одну из локализаций бета-1-адренорецепторов

1) гладкомышечные клетки кровеносных сосудов кожи, слизистых, органов брюшной

2) клетки миокарда и проводящей системы сердца полости

3) гладкомышечные клетки бронхов

4) круговая мышца радужной оболочки

 

2. Назовите эффект, связанный со стимуляцией бетта-1 адренорецепторов сердца:

1) повышение частоты сердечных сокращений

2) затруднение атриовентрикулярной проводимости

3) расширение сосудов

4) снижение тонуса миометрия

 

3. бета-адреномиметик применяется при острой сердечной недостаточности

1) фенотерол

2) сальбутамол

3) добутамин

4) асмопент

4. С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТ

1) альфа-адреноблокаторы

2) бета-адреномиметики

3) симпатолитики

4) альфа-адреномиметики

5. К какой группе нейротропных средств относится метопролол

1) альфа-1-адреноблокаторы

2) альфа-адреномиметики

3) бета-2-адреномиметики

4) бета-1-адреноблокаторы

6. УКАЖИТЕ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ РЕЗЕРПИНА

1) блокирует адренорецепторы

2) снижает выброс норадреналина

3) стимулирует адренорецепторы

4) стимулирует холинорецепторы

7. Назовите показание к применению анаприлина:

1) бронхиальная астма

2) бронхоспазмы

3) стенокардия

4) атриовентрикулярный блок

8. Назовите особенность нафтизина:

1) применяется только местно при рините

2) вызывает длительный сосудорасширяющий эффект

3) стимулирует ЦНС

4) применяется местно при рините и парентерально при гипертонической болезни.

 

9. Назовите компонент механизма действия эфедрина:

1) освобождение норадреналина из окончаний адренергических нервов

2) нарушение освобождения норадреналина из окончаний адренергических нервов

3) активация моноаминоксидазы

4) угнетающее действие на ЦНС

 

10. Укажите основное свойство эфедрина:

1) вызывает миоз

2) вызывает гипогликемию

3) стимулирует деятельность сердца, повышает АД

4) является синтетическим препаратом

 


 

Основные понятия и положения темы.

Средства, влияющие на адренергические синапсы

Средства, стимулирующие адренергические синапсы

Средства, стимулирующие адренергические синапсы, представле­ны двумя группами:

1) адреномиметики (прямо стимулируют адренорецепторы) и 2) симпатомиметики (стимулируют высвобождение норадреналина из окончаний симпатических нервов).

Адреномиметики по направленности действия в отношении адренорецепторов различных типов (α- и β-адренорецепторы) подразделяются на три группы: α-адреномиметики, β-адреномиметики и α, β-адреномиметики. В пределах каждой из этих групп с учетом воздействия на подтипы α -адренорецепторов (α1 и α2 ) и β-адренорецепторов (β 1 и β 2) выделяют подгруппы адреномиметиков (см. классификацию).

Практическое значение имеет способность адреномиметиков суживать кровеносные сосуды (α- и α,β-адреномиметики), улуч­шать атриовентрикулярную проводимость (β12- и β1212-адреномиметики), повышать сократимость миокарда (β1-адреномиметики), восстанавливать деятельность сердца при его оста­новке (α,β-адреномиметики), устранять или предупреждать бронхоспазм (β12-, β2- и β1212-адреномиметики), а также снижать сократительную активность матки во время беременно­сти и родов (β2-адреномиметики).

Симпатомиметики используют для повышения тонуса сосудов, улучшения атриовентрикулярной проводимости и устранения или предупреждения бронхоспазма.

Классификация средств, стимулирующих адренергические синапсы

А) АДРЕНОМИМЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

I. α -Адреномиметики:

Мезатон (α1). Галазолин (α 2)

II. β -Адреномиметики;

Изадрин (β12). Добутамин (β1). Сальбутамол (β2). Фенотерол (β2). Салметерол (β2)

III. α,β -Адреномиметики:

Адреналина гидрохлорид (β1212). Норадреналина гидротартрат (α12,β1)

Б) СИМПАТОМИМЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Эфедрина гидрохлорид

Средства, блокирующие адренергические синапсы

Средства, блокирующие адренергические синапсы, представлены двумя группами: 1)адреноблокаторы (блокируют адренорецепторы) и 2)симпатолитики (подавляют высвобождение норадреналина из окончаний симпатических нервов).

Адреноблокаторы по направленности действия в отношении адренорецепторов различных типов подразделяются на три груп­пы; α-, β- и α,β-адреноблокаторы. В группах α-адреноблокаторов и β-адреноблокаторов с учетом воздействия на подтипы α-адренорецепторов (α1 и α2) и β-адренорецепторов (β1 и β2) выделяют под­группы адреноблокаторов (см. классификацию).

Практическое значение имеет способность адреноблокаторов снижать артериальное давление при артериальной гипертензии (α-, β- и α,β-адреноблокаторы), улучшать мочевыведение при доброкачественной гиперплазии предстательной железы (α1-ад­реноблокаторы), снижать работу сердца и потребность миокар­да в кислороде при стенокардии (β12- и β1-адреноблокаторы), восстанавливать нормальный ритм сердечных сокращений при тахиаритмиях и экстрасистолиях (β12- и β1-адреноблокаторы).

Симпатолитики используют для систематического лечения ги­пертонической болезни.

Классификация средств, блокирующих адренергические синапсы

А. АДРЕНОБЛОКИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА

I. α -Адреноблокаторы:

Празозин (α1). Тамсулозин (α1) Фентоламин (α12)

II. β -Адреноблокаторы:

Метопролол (β1). Атенолол (β1). Анаприлин (β12)

III. α,β -Адреноблокаторы:

Лабеталол (β121)

Б. СИМПАТОЛИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Резерпин

 

5.3. Самостоятельная работа по теме:

 

Ситуационные задачи:

Задача №1

Данный препарат расширяет зрачки, снижает внутриглазное давление, вызывает спазм сосудов кожи и слизистых оболочек, повышает артериальное давление, в большей степени тонизируя сосудодвигательный центр, обладает психостимулирующими эффектами, при длительном приеме возможно развитие психической зависимости, при повторном применении через короткие интервалы времени гипертензивное действие утрачивается.

1. Определить вещество

2. Назовите фармакологическую группу

3. Противопоказания


Задача №2

Данный препарат обладает способностью накапливаться в мембранах везикул в окончаниях адренергических волокон. При этом нарушается поступление в везикулы дофамина и, следовательно, снижается синтез норадреналина, а также затрудняется обратный захват норадреналина везикулами. В результате содержание норадреналина в окончаниях адренергических волокон снижается, вследствие чего нарушается передача возбуждения в адренергических


синапсах — влияние симпатической иннервации уменьшается.

1. Определить вещество

2. Назовите фармакологическую группу

3. Противопоказания


Задача №3

Данная группа препаратов обладает следующими эффектами: снижают потребность сердца в кислороде - уменьшают частоту сердечных


сокращений, уменьшают возбудимость и автоматизм синусного, AV- узлов, эктопических очагов, понижают


систолическое АД, спустя 1-2 недели курсового лечения снижают и диастолическое, тормозят секрецию ренина юкстагломерулярным аппаратом почек, вызывают бронхоспазм, спазм коронарных сосудов, сокращение беременной матки, тормозят гликогенолиз.

1. Определить группу веществ

2. С блокадой какого подтипа адренорецепторов связано развитие бронхлспазма?

3. С блокадой какого подтипа адренорецепторов связано уменьшение частоты сердечных сокращений?

Задача №4

Данный препарат обладает следующими эффектами: расширяет зрачки, снижает внутриглазное давление, вызывает спазм сосудов кожи и слизистых оболочек, повышает артериальное давление, в большей степени тонизируя сосудодвигательный центр, обладает психостимулирующими эффектами, при длительном приеме возможно развитие психической зависимости, при повторном применении через короткие интервалы времени гипертензивное действие утрачивается.

1. Определить вещество

2. С влиянием на какой подтип адренорецепторов связано расширение зрачков?

3. С влиянием на какой подтип адренорецепторов связано повышение артериального давления?

Задача №5

Данный препарат обладает следующими эффектами: повышает систолическое и диастолическое АД, вызывает рефлекторную брадикардию, ухудшает кровоток в головном мозге, легких, коже, почках, при подкожном введении возможен некроз тканей.

Основное применение – внутривенное капельное введение для купирования сосудистого коллапса при травмах, хирургических вмешательствах.

1.Определить вещество

2.Механизм действия лекарственного вещества

3. Охарактеризуйте возможные пути введения препарата

Задача №6

Пациент М., 68 лет, госпитализирован в пульмонологическое отделение с диагнозом аллергическая бронхиальная астма средней степени тяжести, приступный период. Предъявляет жалобы на периодические приступы удушья, кашель с небольшим количеством вязкой мокроты. Отмечает некоторую слабость, иногда головокружение при ходьбе.

1.Какой препарат нужно назначить пациенту для самостоятельного купирования приступов? Сделайте свой выбор: 1)анаприлин 2)сальбутамол 3)амброксол

2.Групповая принадлежность

3. Охарактеризуйте возможные пути введения препарата

 

 

5.4. Итоговый контроль знаний:

· Выписать рецепт.

· Указать групповую принадлежность.

· Изложить механизм действия.

1. Средство для оказания экстренной помощи при анафилактическом шоке.

2. Средство для купирования сосудистого коллапса, кроме коллапса на фоне наркоза.

3. Средство для уменьшения серозного отделяемого при насморке.

4. Средство для пролонгирования действия местных анестетиков.

5. Бета-1,2-адреномиметик

6. Средство для купирования приступа бронхиальной астмы.

7. Симпатомиметик (дозированные порошки).

8. Антигипертензивное средство с избирательным влиянием на альфа-1-

адренорецепторы

9. Неизбирательный бета-адреноблокатор.

10. Средство для лечения синусовой тахикардии при тиреотоксикозе с сопутствующим обструктивным бронхитом.

11. Симпатолитик, алкалоид растения.

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(согласно методическим указаниям к внеаудиторной работе обучающихся по теме занятия)

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1435)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)